Дело № 2-487/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 мая 2023 года с.Улаган
Улаганский районный суд Республики Алтай в составе председательствующего Аймановой Е.В., при секретаре Тыпаевой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Улаганский район» об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации МО «Улаганский район» об обязании провести паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения в селе Саратан по ул.Школьная протяженностью 2800 м.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения, об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В ходе проверки установлено, что постановлением главы МО «Улаганский район» от 27.12.2022 года № 1179 утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, в который включена автомобильная дорога в селе Саратан по ул. Школьная протяженностью 2800 м. Согласно информации, предоставленной администрацией МО «Улаганский район», паспортизация данной дороги не проводилась. Технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы. Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение обязанностей по содержанию автомобильных дорог. Бездействие ответчика нарушает права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации, гарантированные государством и обеспечиваемые путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В судебном заседании помощник прокурора Улаганского района Болычева А.Ю. поддержала заявленные требования по основаниям и доводам, изложенным в иске.
Представители ответчика администрации МО «Улаганский район» и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика сельской администрации Саратанского сельского поселения о времени и месте рассмотрения дела извещены, в суд не явились, причины неявки неизвестны.
Выслушав объяснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.3 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения отнесена к вопросам местного значения городского поселения. Согласно части 3 указанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Законом Республики Алтай от 07.07.2015 года № 32-РЗ «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселения» не предусмотрена передача сельским поселениям полномочий в сфере дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.
Согласно п.3 ст.9 Устава муниципального образования «Улаганский район», размещенного на официальном сайте Нормативные правовые акта в Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района на территории сельских поселений, входящих в состав муниципального района, решают вопросы по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений и обеспечению безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечению функционирования парковок (парковочных мест), осуществлению муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Частью 10 статьи 6 ФЗ от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусмотрено, что к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Таким образом, решение вопросов по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселений отнесено к предмету ведения администрации МО «Улаганский район».
По общему правилу бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом и договором (статья 210 Гражданского кодекса РФ).
Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.08.2020 года № 288, установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов проводится владельцами автомобильных дорог на основании результатов обследования и анализа информации о транспортно-эксплуатационных характеристиках автомобильных дорог.
Согласно подпункту 4 пункта 9 раздела IV Классификации работ по содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012 года № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», в работы по содержанию автомобильных дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Как определено в пункте 1.1 Ведомственных строительных норм ВСН 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденных 05.02.1982 года Министерством автомобильных дорог РСФСР, паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (пункт 1.2 Типовой инструкции).
Судом установлено, что постановлением администрации МО «Улаганский район» от 27.12.2022 года № утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения МО «Улаганский район», в который включена автомобильная дорога в селе Саратан по ул. Школьная протяженностью 2800 м.
Из ответа администрации МО «Улаганский район» от 23.03.2023 года следует, что в 2022 году объявлен аукцион в электронной форме по паспортизации, заключен муниципальный контракт с ИП Афанасьевой А.А., на данный момент получены технические паспорта на дороги6 ул. Эже-Туру с.Чибит, ул. Космонавтов с.Акташ, ул. А.В. Санаа с.Улаган, ул. Центральная с.Балыктуюль. По остальным дорогам технические паспорта отсутствуют в связи с непредставлением документов кадастровым инженером, технические планы находятся в процессе подготовки.
Прокуратурой района установлено, что паспортизация вышеуказанной автомобильной дороги общего пользования не проведена, технический паспорт отсутствует. Доказательства обратного суду ответчиком не представлены.
Технический паспорт дороги, являющийся единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, необходим для планирования и проведения мероприятий по организации дорожного движения, включающих не только ремонт и содержание дороги, но и размещение дорожных знаков, определение полосы отвода дороги, планирование строительства новых дорог в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Отсутствие технического паспорта влечет ненадлежащее выполнение ответчиком обязанностей по содержанию автомобильной дороги, создает угрозу безопасности дорожного движения и ведет к нарушению прав граждан.
Доводы ответчика о подготовке технических планов не свидетельствуют о проведенной паспортизации дороги, поскольку технический план необходим для регистрации права собственности на данный объект, в то время как технический паспорт дороги включает технические и экономические характеристики дороги, протяженность, наличие подъездов, дорожных сооружений и другие характеристики, необходимые для эксплуатации дороги.
Принимая во внимание, что п.6 ч.1 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, то выявленное прокурором бездействие администрации МО «Улаганский район» нарушает предоставленное п. 1 ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» право граждан на безопасные условия движения по дорогам РФ. На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая обстоятельства дела, характер заявленных требований, суд считает предложенный прокурором срок разумным и достаточным для надлежащего исполнения решения суда.
В силу п.п.9 п.1 статьей 333.36 Налогового кодекса РФ прокурор по заявлению в защиту прав, свобод и законных интересов граждан от уплаты государственной пошлины освобожден.
В соответствии с п.п.19 п.1 ст.333.36 Налогового кодекса РФ органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов или ответчиков, также освобождены от уплаты государственной пошлины.
В этой связи и на основании п.4 ст.103 ГПК РФ судебные расходы подлежат возмещению за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно ст.2 ФЗ от 25.11.2008 г. № 223-ФЗ «О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации», расходные обязательства Российской Федерации, связанные с реализацией ст. 95, 97 и 103 ГПК РФ (в редакции настоящего Федерального закона), осуществляются за счет ассигнований, предусматриваемых федеральным бюджетом на соответствующий финансовый год на содержание судов общей юрисдикции.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Улаганского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Улаганский район» (ИНН 0402002696) об обязании провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения удовлетворить.
Обязать администрацию МО «Улаганский район» в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу провести паспортизацию автомобильных дорог общего пользования местного значения в селе Саратан Улаганского района Республики Алтай: ул.Школьная, протяженностью 2800 м.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления через Улаганский районный суд.
Решение суда в окончательной форме принято 18 мая 2023 года.
Председательствующий Е.В. Айманова