РЕШЕНИЕ
ИФИО1
<адрес> 4 августа 2021 года.
Магарамкентский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Арабова Г.Я., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № года по иску ФИО2 к ГУ ОПФР по <адрес> и ООПФР по РД <адрес> о включении в стаж спорных периодов для назначения досрочной страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к ГУ ОПФР по <адрес> и ООПФР по РД <адрес> о включении в стаж спорных периодов для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование исковых требований ФИО2 в исковом заявлении и объяснении в судебном заседании указал, что ДД.ММ.ГГГГ я обратился в отдел Пенсионного фонда по <адрес> в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии за выслугу лет в соответствии с п. 20 ч.1 ст. 30 Федерального Закона от 28.12.2013г. №- ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением отдела ОПФР по РД в <адрес> № от 03.06.2021г. мне отказано во включении в стаж спорных периодов для назначения досрочной страховой пенсии за выслугу лег. Согласно решению мой специальный смешанный трудовой стаж на соответствующих видах работ по состоянию на 03.06.2021г. составил 29 лет 2 месяца 27 дней.
Периоды работы с 30.09.1996г. по 27.12.1998г. в Республиканской ЦРБ в отделении анестизиологии и реанимации в должности медбрата и с 01.08.1999г. по 12.08.2000г. в Республиканской ЦРБ в должности врача-интерна по специальности «Детская хирургия» в страховой стаж не были учтены в соотношении 1 год за 1 год и 6 месяцев.
Он считает отказ ООПФР по РД в <адрес> включить вышеуказанные спорные периоды в специальный стаж в соотношении 1 год за 1 год и 6 месяцев для досрочного назначении пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. незаконным, нарушающим его конституционное право на пенсионное обеспечение в виде досрочного назначения пенсии по следующим основаниям:
Неточности в наименовании отделения больницы, в котором он работал, не должны влиять на его право на досрочное назначение трудовой пенсии. Отделение реанимации больницы фактически являлось отделением анетизиологии и реанимации. На основании Приказа Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ N 841 (в ред. приказов от ДД.ММ.ГГГГ N 1274 и от ДД.ММ.ГГГГ N 455 «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению» в целях дальнейшего совершенствования анестезиологореанимационной помощи населению утверждены Положение об отделении (группе) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактического учреждения и штатные нормативы медицинского персонала отделений (групп) анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических учреждений. Однако в нарушение этого приказа в лечебных организациях наименования структурных подразделений и должностей не были приведены в соответствие и указывались по-разному. В последующем, на основании приказа № от 28.05.2003г. по РКБ отделение реанимации переименовано в отделение анестезиологии — реанимации. Переименование реанимационного отделения в отделение анестезиологии — реанимации являлось формальным переименованием, поскольку переименование данного отделения не привело к изменению функций указанного отделения и обязанностей медбрата в этом отделении. Это обстоятельство дополнительно подтверждается справкой, уточняющей характер моей работы в РКБ N14 от 09.04.2021г. из которой следует, что с 30.09.1996г. по 27.12.1998г. я работал в должности медбрата в отделении анестезиологии и реанимации. Ссылка комиссии на переименование отделения в более поздние периоды, чем спорный период, неправомерна. Согласно правилам п.2 Постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГг. N464. среднему медицинскому персоналу отделений реанимации исчисление сроков выслуги производится из расчета один год работы за один год и 6 месяцев.
Относительно льготного стажа с 01.08.1999г. по 12.08.2000г. в Республиканской ЦРБ в должности врача-интерна по специальности «Детская хирургия» он считает, что Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об оплате труда работников здравоохранения» утверждена Номенклатура должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала, в которой в раздел «врачи» отнесена категория: «врач-интерн». Приказом Минздрава СССР от ДД.ММ.ГГГГ № было установлено, что на врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников учреждения, в которое зачислен врач-интерн. Кроме того, заработная плата мне как врачу-интерну в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивалась за счет базового учреждения здравоохранения Докузпаринской ЦРБ. при этом в соответствующие фонды социального страхования, в том числе пенсионный, отчислялись страховые взносы.
Согласно правилам п.2 Постановления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГг. N464, среднему медицинскому персоналу отделений хирургического профиля стационаров исчисление сроков выслуги производится из расчета один год работы за один год и 6 месяцев.
На основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», ст. 131 -132 ГПК РФ просит суд:
-признать незаконным решение комиссии ОПФР по РД в <адрес> за N4137 от 03.06.2021г.в части отказа в зачете спорных периодов в льготном исчислении, год работы за год и шесть месяцев;
-обязать ООПФР по РД в <адрес> назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г., включив в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев периоды работы в РКБ в качестве медицинского брата в отделении анестезиологии и реанимации с 30.09.1996г. по 27.12.1998г;
-обязать ООПФР по РД в <адрес> назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г., включив в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев период работы в РКБ в качестве врача-интерна в РКБ в отделении хирургии по специальности «Детская хирургия» с 01.08.1999г. по 12.08.2000г.
Истец ФИО2 в судебное заседание не явился, известил суд о согласии на рассмотрение дела без его участия, о чем направил в суд заявление, в котором исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ФИО5 судебное заседание не явился, направил в суд заявление, в котором исковые требования не признал, указывая, что причины отказа истцу в назначении пенсии изложены в решении об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости № от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Истец ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением в ООПФР по РД в <адрес> о досрочном назначении пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населению, предусмотренной п.п.20 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ФИО2 отказано в досрочном назначении страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. По мнению комиссии, специальный стаж ФИО2 составляет 21 год, 1 месяц, 17 дней.
Комиссией в специальный стаж ФИО2 не включены в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев периоды работы в РКБ в качестве медицинского брата в отделении анестезиологии и реанимации с 30.09.1996г. по ДД.ММ.ГГГГ и период работы в РКБ в качестве врача-интерна в РКБ в отделении хирургии по специальности «Детская хирургия» с 01.08.1999г. по 12.08.2000г.
Выслушав стороны по делу и изучив материалы гражданского дела, суд находит исковые требования ФИО2 подлежащими удовлетворению полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
До ДД.ММ.ГГГГ условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации регулировались Законом от ДД.ММ.ГГГГ № «О государственных пенсиях в Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ – Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с ДД.ММ.ГГГГ условия и порядок пенсионного обеспечения в Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «О страховых пенсиях».
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ (далее – Закон) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст. 30 Закона установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу пунктов 3, 4 ст. 30 периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ могут применяться нормативные правовые акты, регулировавшие порядок исчисления стажа для назначения досрочной пенсии до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшие на ДД.ММ.ГГГГ.
Так, постановление ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» распространялось на периоды работы до ДД.ММ.ГГГГ, постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» распространялось на период работы до ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ действует постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии постановлением ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, правом на досрочное назначение пенсии пользовались врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
В соответствии с п.п. «б» п.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии в пп.20 п.1 ст.27 Закона, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, правом на льготное исчисление специального стажа работы (год работы засчитывается как год и 6 месяцев) пользуются оперирующие врачи-специалисты всех наименований в отделениях хирургического профиля стационаров учреждений, к которым относятся хирургическое, хирургическое торакальное.
Аналогичное правило содержалось в Постановлении ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ №, однако с той лишь разницей, что Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № один год работы засчитывался за год и 6 месяцев врачам-хирургам всех наименований отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Судом установлено, что ФИО2 работал в РКБ в качестве медицинского брата в отделении анестезиологии и реанимации с 30.09.1996г. по ДД.ММ.ГГГГ, а с 01.08.1999г. по 12.08.2000г. в РКБ в качестве врача-интерна в отделении хирургии по специальности «Детская хирургия»,что подтверждается трудовой книжкой.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ (Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Постановление Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-П, Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-О) льготные условия назначения трудовой пенсии могут устанавливаться в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Это должно осуществляться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ст.19, ч.1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
То есть вопросы, связанные с пенсионным обеспечением лиц, работающих в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, должны разрешаться одинаковым образом.
При этом суд принимает во внимание, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Приказом Минздрава РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О Перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений» утвержден Перечень хирургических подразделений стационаров лечебно - профилактических учреждений, к которым в частности относятся онкологические отделения, хирургические, хирургические торакальные.
Указанные обстоятельства и представленные истцом доказательства в своей взаимосвязи подтверждают доводы ФИО2, изложенные в исковом заявлении которые ответчиком не опровергнуты, а так же свидетельствуют о тождественности выполняемых истцом в спорные периоды времени в должности медицинского брата, врача-интерна хирургического профиля функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), а так же виде (типе) учреждения (организации), которые дают право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в льготном исчислении.
В соответствии с ч.1 ст. 12 Закона СССР от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и Союзных республик о здравоохранении» к медицинской деятельности допускались лица, получившие специальную подготовку и знания в соответствующих высших и средних специальных учебных заведениях СССР.
Порядок прохождения одногодичной специализации (интернатуры) выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов урегулирован Приказом Министерства здравоохранения СССР № от ДД.ММ.ГГГГ, приложением № к которому является Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных и педиатрических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (далее - Положение об интернатуре).
В силу п.3 указанного Положения об интернатуре, интернатура - продолжение первичной специализации, начатой на выпускном курсе медицинского института, медицинского факультета университета, и проводится на базе учреждений здравоохранения по типовым учебным планам и программам, утвержденным Министерством здравоохранения СССР.
Пунктом 16 Положения об интернатуре закреплено, что во время прохождения интернатуры при осуществлении функции врача молодые специалисты обладают правами и несут ответственность за свои действия наравне с врачами, работающими на самостоятельной работе. На врачей-интернов полностью распространяются правила внутреннего трудового распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников данного учреждения. В отношении продолжительности рабочего дня к интернам применяются правила, установленные действующим законодательством для врачей соответствующей специальности. Норма обслуживания для врачей-интернов по каждой специальности устанавливается типовыми учебными планами и программами. Кроме того, при определенных обстоятельствах названный пункт Положения об интернатуре допускает использование врачей-интернов для замещения уходящих в отпуск штатных врачей.
Согласно п.9 Положения об интернатуре заработная плата врачам-интернам в течение всего периода прохождения интернатуры выплачивается за счет базовых учреждений здравоохранения, в которых они проходят одногодичную специализацию, в размере, установленном действующим законодательством для врачей соответствующей специальности и стажа.
Согласно справке, уточняющей особый характер работы или условия труда, необходимые для определения права на досрочную трудовую пенсию по старости, № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 в период с 30.09.11996 года по ДД.ММ.ГГГГ занимал штатную должность медбрата в отделении анестезиологии и реанимации Детско Республиканской клинической больницы, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ занимал должность врача-интерна там же по специальности «Детская хирургия».
Таким образом, суд приходит к выводу, что период работы истца врачом-интерном является работой, аналогичной работе врача-специалиста (в данном случае врача-хирурга), в отделении хирургического профиля в ДРКБ Из наименования должности и отделения стационара следует, что истец в указанный период осуществляла работу, исчисление стажа на которой производится в льготном исчислении.
Руководствуясь указанными выше нормами закона и принимая во внимание правовую позицию Конституционного суда РФ и Верховного суда РФ суд считает, что периоды работы истца подлежат включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку основанием применения льготного исчисления стажа работы является вид и характер трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций работниками здравоохранения. При этом наименование структурного подразделения стационара само по себе не предопределяет различие профилей отделения, а также условий и характера профессиональной деятельности работника. Отсутствие наименования структурного отделения учреждения здравоохранения в Списке при условии выполнения истцом тождественных функций, трудовых обязанностей, аналогичным структурным подразделениям предусмотренными Списком с учетом конкретных обстоятельств дела не может являться основанием для отказа во включении этого периода в специальный трудовой стаж в льготном исчислении.
Оценивая ту или иную должность, тип учреждения на предмет включения в список должностей, учреждений, дающий право на пенсию, необходимо исходить, прежде всего, из того, что в соответствии с принципами пенсионного обеспечения, досрочно назначаемые трудовые пенсии по старости должны предоставляться только в связи с потерей профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста из – за длительного неблагоприятного психологического, физического и другого воздействия работы в соответствующих должностях, учреждениях на организм человека.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истец ФИО2 на протяжении всех спорных периодов работы осуществлял лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственном учреждении здравоохранения, занятость в котором дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в должности медицинского брата, врача-хирурга. При таких обстоятельствах, суд считает необходимым обязать назначить ФИО2 досрочную пенсию по старости с момента первоначального обращения за назначением пенсии.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к о признании права на пенсию – удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии ОПФР по РД в <адрес> за N4137 от 03.06.2021г.в части отказа ФИО2 в зачете спорных периодов в льготном исчислении, год работы за год и шесть месяцев.
Обязать ООПФР по РД в <адрес> назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г., включив в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев периоды работы в РКБ в качестве медицинского брата в отделении анестезиологии и реанимации с 30.09.1996г. по 27.12.1998г;
Обязать ООПФР по РД в <адрес> назначить досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г., включив в специальный стаж для назначения досрочной пенсии по старости в льготном исчислении из расчета 1 год за 1 год 6 месяцев период работы в РКБ в качестве врача-интерна в РКБ в отделении хирургии по специальности «Детская хирургия» с 01.08.1999г. по 12.08.2000г.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня оставления мотивированного решения в окончательной форме.
Судья Арабов Г.Я.