Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-147/2024 ~ М-1-146/2024 от 26.06.2024

Дело № 2а-1-147/2024

УИД 73RS0015-01-2024-000330-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

8 августа 2024 года р.п. Новоспасское

Новоспасский районный суд Ульяновской области в составе:

председательствующего судьи Дементьевой Н.В.,

при секретаре Солтановой Н.Н.,

с участием представителя административного истца - помощника прокурора Новоспасского района Ульяновской области Новичковой М.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения «Новоспасская районная больница», Министерству здравоохранения Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанностей,

установил:

прокурор Новоспасского района Ульяновской области обратился в суд с иском в защиту интересов граждан и неопределенного круга лиц к государственному учреждению здравоохранения «Новоспасская районная больница» (далее ГУЗ «Новоспасская РБ»), Министерству здравоохранения Ульяновской области (далее Минздраву) о признании незаконным бездействия в отношении Комаровского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, по оснащению в соответствии с приложением № 14 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543, следующим оборудованием: рабочим местом врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет», шкафом для одежды, шкафом для белья, шкафом для лекарственных препаратов, вешалкой для одежды, тумбочками медицинскими, столом манипуляционный, столом процедурным, столом инструментальным, пеленальным столом, кушетками медицинскими, сейфом для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества, и обязании ГУЗ «Новоспасская РБ» за счет выделяемых из бюджета Ульяновской области денежных средств в срок до 28.02.2025 года обеспечить оснащение вышеуказанного ФАПа вышеуказанным оборудованием в необходимом количестве.

Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой Новоспасского района Ульяновской области проверки соблюдения законодательства о здравоохранении в ГУЗ «Новоспасская РБ» выявлены нарушения в части ненадлежащего оснащения фельдшерско-акушерских пунктов (далее - ФАП), входящих в его состав и расположенных на территории Новоспасского района Ульяновской области.

Приложением № 14 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, установлен стандарт оснащения фельдшерско-акушерского пункта.

Установлено, что ФАП с.Комаровка, входящий в ГУЗ «Новоспасская РБ» и расположенный по адресу: <адрес> не укомплектован в необходимом количестве первичным оборудованием, а именно отсутствуют рабочее место врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет», шкаф для одежды, шкаф для белья, шкаф для лекарственных препаратов, вешалка для одежды, тумбочки медицинские, стол манипуляционный, стол процедурный, стол инструментальный, стол пеленальный, кушетки медицинские, сейф для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества.

(дата) главному врачу ГУЗ «Новоспасская РБ» вносились представления об устранении нарушений закона, которые до настоящего времени не устранены. Находящееся в Комаровском ФАПе оборудование имеет 100% износ.

Отсутствие необходимого оборудования нарушает порядок оказания медицинской помощи, утвержденный Минздравом России.

Кроме этого, Минздраву Ульяновской области также достоверно известно об отсутствии вышеназванного оборудования в Комаровском ФАПе.

Согласно п. 1.5 Устава ГУЗ «Новоспасская РБ», утвержденного распоряжением исполняющего обязанности Министра здравоохранения Ульяновской области от 30.12.2021 № 3680-р, учредителем и собственником имущества учреждения является Ульяновская область. Полномочия и функции учредителя от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.

В силу п.п. 2.1,2.2 Устава целью ГУЗ «Новоспасская РБ» является оказание своевременной, доступной, квалифицированной лечебно-профилактической и диагностической помощи населению на территории МО «Новоспасский район», своевременное и качественное обследование, лечение и реабилитация больных в амбулаторных и стационарных условиях, развитие материально-технической деятельности, внедрение достижений научно-технического прогресса.

Основным видом деятельности Учреждения является медицинская деятельность (п. 2.4Устава).

Источниками финансовых ресурсов учреждения являются: средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемые на реализацию целевых программ и выполнение государственных заданий; средства от приносящей доход деятельности, указанной в Уставе; средства территориального и федерального фондов обязательного медицинского страхования; прочие доходы (п. 4.4 Устава).

Министерство здравоохранения Ульяновской области (далее -Министерство) является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья (п. 1.1 Положения).

Финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области (п. 1.6 Положения).

Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области (п. 2.10 Положения).

Вышеназванные нарушения закона негативно сказываются на состоянии законности в данной сфере, нарушают права граждан на получение качественной и своевременной медицинской помощи, требуют принятия неотложных мер по приведению работы на данном направлении в соответствие с законом.

Ссылаясь на ст.39 КАС РФ, ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор просит суд признать незаконным бездействие Минздрава Ульяновской области и ГУЗ «Новоспасская районная больница», выразившиеся в непринятии мер по обеспечению ФАПа с. Комаровка, входящего в состав ГУЗ «Новоспасская РБ» рабочим местом врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет» - 1 шт., шкафом для одежды – 1 шт., шкафом для белья – 1 шт., шкафом для лекарственных препаратов – 1 шт., вешалкой для одежды – 2 шт., тумбочками медицинскими – 2 шт., столом манипуляционный – 1 шт., столом процедурным – 1 шт., столом инструментальным – 1 шт., пеленальным стол – 1 шт. кушетками медицинскими – 2 шт., сейфом для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества - 1 шт. и возложить на ГУЗ «Новоспасская РБ» за счет выделяемых из бюджета Ульяновской области денежных средств в срок до 28.02.2025 года обеспечить оснащение вышеуказанного ФАПа вышеуказанным оборудованием.

В судебном заседании административный истец - помощник прокурора Новоспасского района Ульяновской области Новичкова М.П. заявленные административные исковые требования уточнила и просила признать только бездействие Минздрава Ульяновской области в непринятии мер по оснащению Комаровского ФАПа необходимым оборудованием незаконным, в остальной части поддержала в полном объеме, по доводам, изложенным в иске.

Представители административных ответчиков ГУЗ «Новоспасская РБ», Министерства здравоохранения Ульяновской области, представитель привлеченных судом в качестве заинтересованных лиц Министерства имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области и МУ администрация «Троицкосунгурское сельское поселение» в судебное заседание не явились, извещались о дне и времени, заявлений и ходатайств не представили.

Министерством здравоохранения Ульяновской области предоставлен письменный отзыв, в котором указано, что исковые требования прокурора им не признаются, все денежные средства, находящиеся в распоряжении Министерства имеют целевой характер и используются в соответствии с утвержденной ведомственной структурой расходов бюджета Ульяновской области. Бюджет Ульяновской области 2024 является дефицитным. Полагает, что надлежащим ответчиком по делу является ГУЗ «Новоспасская РБ». В связи с чем в административных исковых требований к Минздраву просило отказать, либо исключить из числа ответчиков по данному иску.(л.д. 81-82).

Представителем ГУЗ «Новоспасская РБ» Нарзяевой Е.В. предоставлено заявление о рассмотрении дела в её отсутствие с приобщением к материалам дела переписки с Минздравом об оснащенности оборудованием и необходимости выделения денежных средств для укомплектования им ФАПов, входящих в состав ГУЗ «Новоспасская РБ», а также о финансовом состоянии лечебного учреждения и план финансово-хозяйственной деятельности (л.д.97-142 )

В соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 132-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о движении дела размещена на официальном интернет-сайте Новоспасского районного суда Ульяновской области (novospasskiy.uln.sudrf.ru).

Согласно ст. 150 КАС РФ, суд определил рассмотреть дело при указанной явке лиц, участвующих в деле.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации и ст. 18 Закона№ 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закона № 323-ФЗ) предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; приоритет охраны здоровья детей; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи; недопустимость отказа в оказании медицинской помощи; приоритет профилактики в сфере охраны здоровья.

Право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе оказанием доступной и качественной медицинской помощи.

В соответствии со ст. 19 Закона № 323-ФЗ каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Пациент имеет право на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; получение консультаций врачей-специалистов.

Приложением № 14 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, установлен стандарт оснащения фельдшерско-акушерского пункта.

В судебном заседании установлено, из материалов дела следует, что ФАП с. Комаровка, входящий в ГУЗ «Новоспасская РБ» и расположенный по адресу: <адрес> не укомплектован рабочим местом врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет», шкафом для одежды, шкафом для белья, шкафом для лекарственных препаратов, вешалкой для одежды, тумбочками медицинскими, столом манипуляционный, столом процедурным, столом инструментальным, пеленальным столом, кушетками медицинскими, сейфом для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества.

Согласно п.1.6 Устава, учреждение является юридическим лицом, находящимся в ведении Учредителя и функционирующим в соответствии с законодательством РФ и настоящим Уставом. Учреждение имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальном органе Федерального казначейства и финансовом органе Ульяновской области в порядке, установленном законодательством РФ.(л.д.11)

Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением Собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности. Собственник имущества Учреждения, а равно Учредитель Учреждения не несут ответственности по обязательствам собственника имущества и Учредителя Учреждения (п.1.8).(л.д.11)

В силу положений п. 1.10 Устава ГУЗ «Новоспасская РБ» в ее состав входит, в том числе, фельдшерский пункт, расположенный по адресу: <адрес> (л.д.11-12 )

В ходе прокурорской проверки, проведенной прокуратурой Новоспасского района Ульяновской области, в ГУЗ «Новоспасская районная больница» выявлены нарушения в оснащенности медицинским оборудованием Комаровского ФАПа утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н, стандартам оснащения при оказании медицинской помощи населению.

По результатам проверки 28.09.2023 прокуратурой было вынесено представление главному врачу ГУЗ «Новоспасская РБ» о принятии мер к устранению выявленных нарушений(л.д. 34-35)

Из представленной информации на представление, подписанной гл. врачом ГУЗ «Новоспасская РБ» Хомяковым К.В. исх. №956 от 24.10.2023 следует какие предприняты меры по устранению выявленных нарушений, а также о привлечении ответственных лиц к дисциплинарной ответственности.(л.д. 36,37,38)

Вышеприведенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что ГУЗ «Новоспасская РБ» признает факт допущенных учреждением нарушений в оснащенности ФАПов соответствующим оборудованием и мебелью.

Согласно выписки из ЕГРН от 16.07.2024 года № КУВИ-001/2024-184469955 по адресу: <адрес>, расположено здание начальной школы площадью 487,2 кв. м. с кадастровым номером . Правообладатель – муниципальное образование «Троицкосунгурское сельское поселение» Новоспасского района Ульяновской области. (л.д. 72-79)

Согласно договора безвозмездного пользования № 2/БН от 14.09.2020 часть нежилого помещения площадью 188,0 кв.м. здания начальной школы, расположенного по адресу: <адрес>, администрация муниципального образования «Троицкосунгурское сельское поселение» Новоспасского района передала в безвозмездное пользование ГУЗ «Новоспасская РБ» для размещения в нем фельдшерского пункта.(л.д. 51-53)

В соответствии с Уставом государственного учреждения здравоохранения «Новоспасская районная больница» учредителем и собственником имущества ГУЗ «Новоспасская районная больница» является Ульяновская область.

Основным видом деятельности Учреждения является медицинская деятельность (п. 2.4.1 Устава).(л.д.11)

Источниками финансовых ресурсов учреждения являются: средства, выделяемые в соответствии с целевым назначением из бюджетов всех уровней, в том числе направляемые на реализацию целевых программ и выполнение государственных заданий; средства от приносящей доход деятельности, указанной в Уставе; средства территориального и федерального фондов обязательного медицинского страхования; прочие доходы (п. 4.4 Устава).(л,д. 20)

Полномочия и функции учредителя от имени Ульяновской области осуществляет Министерство здравоохранения Ульяновской области.(л.д.11)

Финансовое обеспечение выполнения ГУЗ «Новоспасская РБ» государственного задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Ульяновской области, Министерство здравоохранения Ульяновской области является исполнительным органом государственной власти Ульяновской области, осуществляющим на территории Ульяновской области государственное управление в сфере охраны здоровья. Финансовое обеспечение деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета Ульяновской области.

Министерство здравоохранения Ульяновской области создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи и обеспечения ее доступности для граждан, организует оказание населению Ульяновской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в учреждениях здравоохранения.

Министерство здравоохранения Ульяновской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета Ульяновской области, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций, а также главного администратора доходов областного бюджета Ульяновской области.(л.д. 24-33)

Таким образом, объем ответственности Министерства здравоохранения Ульяновской области за выявленные в учреждении нарушения требований оснащенности необходимым оборудованием и мебелью определяется тем, что данный государственный орган по отношению к подведомственному медицинскому учреждению является главным распорядителем денежных средств.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств, в том числе, распределяет бюджетные ассигнования по подведомственным распорядителям учреждениям и получателям бюджетных средств, формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания.

В силу частей 2, 3, 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, уставом и государственным заданием, утверждаемым учредителем.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества.

В силу приведенных норм закона, вопреки возражениям представителя ответчика, суд приходит к выводу, что именно Министерство здравоохранения Ульяновской области несет обязанность по финансированию расходов в объеме, необходимом для выполнения мероприятий по материальному обеспечению и оснащению медицинских учреждений необходимым оборудованием согласно утвержденным стандартам.

В связи с чем, требования прокурора, основано на законе и подлежит удовлетворению.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению соблюдения положения по организации оказания первичной медико-санитарной помощи населению, является обязанностью не только учреждений здравоохранения, но и органов, обязанных финансировать указанные мероприятия.

Выявленные нарушения законодательства негативно сказываются на уровне организации оказания первичной медико-санитарной помощи населению в объектах здравоохранения, ставят под угрозу жизнь и здоровье пациентов, то есть неопределенного круга лиц, негативно сказываются на состоянии законности в данной сфере, нарушают права граждан на получение качественной и своевременной медицинской помощи.

Таким образом, установленные нарушения действующего законодательства подлежат устранению в установленном порядке, как учреждением здравоохранения, так и его учредителем.

Согласно ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

В соответствие с частью 1 статьи 62 КАС РФ, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

В связи с изложенным, принимая во внимание приведенные выше нормы законодательства, учитывая, что ответчиками не предоставлены суду доказательства, подтверждающие соблюдение в полном объеме законодательства в сфере организации оказания первичной медико-санитарной помощи населению на объектах структурных подразделений ГУЗ «Новоспасская РБ» - в ФАП с. Комаровка Новоспасского района Ульяновской области, суд приходит к выводу об обоснованности уточненных административных исковых требований прокурора в интересах неопределенного круга лиц, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствие со ст. 187 КАС РФ, в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.

Представителем истца предложено установить срок для исполнения решения до 28 февраля 2025 года.

С учетом фактических обстоятельств дела, необходимости изыскания ответчиком дополнительных денежных средств на устранение допущенного нарушения, а также объем, сложность мероприятий, которые необходимо выполнить для восстановления нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц, суд считает достаточным для исполнения предложенный административным истцом срок.

При этом, в случае невозможности исполнения решения в установленный срок, в соответствие со ст. 189 КАС РФ, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда.

В соответствие со ст. 114 КАС РФ, с ответчиков подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования «Новоспасский район» в размере 300 рублей в равных долях.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.46, 157, 175-180 КАС РФ,

решил:

административный иск прокурора Новоспасского района Ульяновской области в защиту интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения Ульяновской области, выразившиеся в непринятии мер по обеспечению Комаровского фельдшерско-акушерского пункта, входящего в состав Государственное учреждение здравоохранения «Новоспасская районная больница» и расположенного по адресу: <адрес>, рабочим местом врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет», шкафом для одежды, шкафом для белья, шкафом для лекарственных препаратов, вешалкой для одежды, тумбочками медицинскими, столом манипуляционный, столом процедурным, столом инструментальным, пеленальным столом, кушетками медицинскими, сейфом для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества.

Обязать государственное учреждение здравоохранения «Новоспасская районная больница»« за счет выделяемых средств из бюджета Ульяновской области в срок до 28 февраля 2025 года обеспечить оснащение Комаровского фельдшерско-акушерского пункта, входящего в состав Государственного учреждения здравоохранения «Новоспасская районная больница» и расположенного по адресу: <адрес>, рабочим местом врача (фельдшера) с персональным компьютером и выходом в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»- 1 шт., шкафом для одежды – 1шт., шкафом для белья – 1 шт., шкафом для лекарственных препаратов – 1 шт., вешалкой для одежды – 2 шт., тумбочками медицинскими – 2 шт., столом манипуляционный – 1 шт., столом процедурным – 1 щт., столом инструментальным – 1 шт., пеленальным столом – 1 шт., кушетками медицинскими – 2 шт., сейфом для хранения лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества – 1 шт..

Взыскать с Министерство здравоохранения Ульяновской области , ИНН , ОКПО с Государственного учреждения здравоохранения «Новоспасская районная больница» ОГРН , ИНН в доход бюджета муниципального образования «Новоспасский район» государственную пошлину в сумме 300 рублей, по 150 рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Новоспасский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.В. Дементьева

Мотивированное решение изготовлено 15.08.2024.

2а-1-147/2024 ~ М-1-146/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Новоспасского района Ульяновской области
Ответчики
Министерство здравоохранения Ульяновской области
Государственное учреждение здравоохранения "Новоспасская районная больница"
Суд
Новоспасский районный суд Ульяновской области
Судья
Дементьева Н. В.
Дело на сайте суда
novospasskiy--uln.sudrf.ru
26.06.2024Регистрация административного искового заявления
26.06.2024Передача материалов судье
01.07.2024Решение вопроса о принятии к производству
01.07.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.07.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2024Судебное заседание
15.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее