Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-611/2024 (2-7856/2023;) ~ М-5449/2023 от 20.09.2023

Дело № 2-611/2024

74RS0002-01-2023-006740-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Челябинск                      16 января 2024 года

Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,

при секретаре Копытовой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева ФИО3 к Министерству социальных отношений <адрес>, Администрации <адрес> о признании решения незаконным, возложении обязанности по включению в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями и по предоставлению жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Пономарев Н.А. обратился в суд с иском к Министерству социальных отношений Челябинской области (далее - МСО Челябинской области), Администрации города Челябинска, в котором просил признать незаконным решение МСО Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением и возложении обязанности по включению в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, возложении на Администрацию города Челябинска обязанности по предоставлению жилого помещения, размером не ниже социальной нормы 18 кв.м.

В обосновании иска указано, что Пономарев Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ФИО3 и отец ФИО3 лишены родительских прав. Решением МСО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано во включении в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Полагает, что данный отказ не соответствует закону.

Истец Пономарев Н.А. и его представитель Абдрахманов Б.С. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивали в полном объеме.

Представитель ответчика МСО Челябинской области в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, представил отзыв на исковое заявление, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель ответчика Администрации города Челябинска в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения.

Представители третьих лиц Металлургического управления социальной защиты населения Администрации города Челябинска, Администрации муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан, привлеченные к участию в деле определением суда протокольной формы от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явились, будучи извещены о времени и месте его проведения.

Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, но не явившихся в судебное заседание.

Суд, заслушав истца и его представителя, исследовав материалы дела, признает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и подтверждается представленными в материалы дела письменными доказательствами, что Пономарев Н.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ФИО3 и отец ФИО3 лишены родительских прав.

Постановлением Администрации муниципального района <адрес> Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ , несовершеннолетней Пономарев Н.А. был признан нуждающимся в жилом помещении и включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, признании нуждающимся в обеспечении жилым помещением, предоставляемом по договору найма жилья специализированного фонда в муниципальном районе <адрес> Республики Башкортостан.

Благоустроенное жилье специализированного жилищного фонда на территории муниципального района <адрес> Республики Башкортостан истцу предоставлено не было, что подтверждается справкой от ДД.ММ.ГГГГ.

С ДД.ММ.ГГГГ Пономарев Н.А. зарегистрирован по месту пребывания и проживает по адресу: <адрес>.

В связи с переездом на новое место жительства, Пономарев Н.А. обратился в Металлургическое управление социальной защиты населения Администрации <адрес> с заявлением о включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Документы были направлены в МСО <адрес>.

Решением МСО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Пономареву Н.А. отказано во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа по Челябинскому городскому округу, на основании ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и п.23, 38 Правил формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года № 397, поскольку новое место жительства у ребенка-сироты должно появиться до приобретения им полной дееспособности до достижения совершеннолетия; право на обеспечение по новому месту жительства у Пономарева Н.А. до совершеннолетия не возникло, законный представитель с заявлением о включении в Список по новому месту жительства подопечного не обращался.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта российской Федерации, на территории которого находится место жительство указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом п.1 ст.8 этого же закона и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - Список) в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 этой статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 статьи 8 данного Закона является основанием для исключения указанных лиц из Списка.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2019 года № 397 утверждены Правила формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, исключения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из указанного списка в субъекте Российской Федерации по прежнему месту жительства и включения их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства.

В силу п. 23 Правил при перемене места жительства детей-сирот с заявлением в письменной форме об исключении их из списка по прежнему месту жительства и включении их в список в субъекте Российской Федерации по новому месту жительства (далее - заявление об исключении из списка) в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по новому месту жительства детей-сирот (далее - орган по новому месту жительства) обращаются их законные представители.

Дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лица из числа детей-сирот могут самостоятельно обратиться с заявлением об исключении из списка в орган по новому месту жительства в случае, если их законные представители не обращались с таким заявлением до приобретения ими полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия либо до достижения возраста 18 лет.

С заявлением об исключении из списка могут обратиться действующие на основании доверенности, оформленной в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, представители законных представителей, представители детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения совершеннолетия, представители лиц из числа детей-сирот (далее - представители по доверенности).

Прием заявления об исключении из списка осуществляется органом местного самоуправления или уполномоченной организацией в случаях и в порядке, которые определяются законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого находится новое место жительства детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот.

В силу п. 38 Правил орган по новому месту жительства включает детей-сирот, детей-сирот, приобретших полную дееспособность до достижения ими совершеннолетия, лиц из числа детей-сирот в список.

В «Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, разъяснено, что единственным критерием, по которому следует определять место предоставления жилого помещения детям-сиротам, федеральным законодателем названо место жительства этих лиц.

Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания). Российской Федерации место жительства гражданина определяется, как место его постоянного или преимущественного проживания.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Смена постоянного места жительства, а именно переезд истца из <адрес> Республики Башкортостан на постоянное место жительства в <адрес>, не может являться основанием для лишения истца права на предоставление жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, поскольку исполнение принятых на себя государством расходных обязательств по оказанию, в том числе, лицам, оставшимся без попечения родителей, мер социальной поддержки в виде предоставления жилого помещения не может быть поставлено в зависимость от реализации гражданином его права на выбор места жительства в пределах территории Российской Федерации.

Таким образом, учитывая тот факт, что истец с ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживает в <адрес>, в <адрес> Республики Башкортостан не проживает, суд приходит к выводу, что требования истца о признании решения от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, возложении обязанности исключить путем перевода из Списка подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по <адрес> Республики Башкортостан и включить в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по <адрес>, являются обоснованными, законными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования истца к Администрации <адрес> о возложении обязанности предоставить жилое помещение, суд исходит из следующего.

Постановлением Правительства Челябинской области от 15 апреля 2013 года № 136-П утвержден Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа.

Согласно п.4 Порядка решения о предоставлении лицам из числа детей-сирот жилых помещений принимаются органом местного самоуправления по месту жительства указанных лиц, исходя из даты включения их в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Решение о предоставлении жилого помещения является основанием заключения договора найма специализированного жилого помещения (п.6 Порядка).

В силу ст.3 Закона Челябинской области от 22 декабря 2005 года № 442-ЗО «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке, в том числе в части однократного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, включенных в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа и достигли возраста 23 лет (далее - список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа), благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

В силу ст. 36 Устава <адрес>, принятого решением Челябинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , исполнительно-распорядительным органом <адрес>, наделенным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения <адрес> и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления <адрес> федеральными законами и законами <адрес>, является Администрация <адрес>.

Поскольку Пономарев Н.А. подлежит включению в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, суд приходит к выводу, что требования истца к Администрации <адрес> по предоставлению жилого помещения, размером не ниже социальной нормы 18 кв.м., так же подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным решение Министерства социальных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Пономареву ФИО3 во включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Челябинскому городскому округу.

Возложить на Министерство социальных отношений <адрес> обязанность включить Пономарева ФИО3 в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа по Челябинскому городскому округу.

Возложить на Администрацию <адрес> обязать предоставить Пономареву ФИО3 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам и иным требованиям законодательства, находящееся в границах города Челябинска, размером не ниже социальной нормы 18 кв.м.

На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.

Председательствующий:     п/п     Ю.Н. Резниченко

Мотивированное решение составлено 23 января 2024 года.

Копия верна.

Решение не вступило в законную силу.

Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко

Секретарь: Е.А. Копытова     

2-611/2024 (2-7856/2023;) ~ М-5449/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пономарев Николай Алексеевич
Ответчики
Администрация города Челябинска
Министерство социальных отношений Челябинской области
Другие
Администрация муниципального района Белокатайский район Республики Башкортостан
Металлургическое УСЗН администрации г. Челябинска
Суд
Центральный районный суд г. Челябинска
Судья
Резниченко Юлия Николаевна
Дело на сайте суда
centr--chel.sudrf.ru
20.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.09.2023Передача материалов судье
21.09.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.09.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.11.2023Предварительное судебное заседание
20.11.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2024Судебное заседание
23.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее