Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-322/2024 (2-2056/2023;) ~ М-1735/2023 от 18.12.2023

                    11RS0004-01-2023-003312-70

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    

Печорский городской суд Республики Коми в составе

судьи Баталова Р.Г.,

при секретаре судебного заседания Кораблевой Е.В.,

с участием представителя ответчика Власовой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании посредством видеоконференц-связи в г. Печоре 15 января 2024 года гражданское дело №2-322/2024 по исковому заявлению Романенковой Н.В. к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, компенсации при сокращении, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,

установил:

Романенкова Н.В. обратилась в Печорский городской суд с иском к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми о взыскании компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 8713,52 руб., компенсации при сокращении в сумме 68 081,67 руб., процентов за задержку выплаты заработной платы в соответствии со ст.236 ТК РФ по состоянию на дату вынесения решения суда, компенсации морального вреда в размере 10 000 руб., судебных расходов в размере 3000 руб. В обоснование требований указала, что на основании приказа УФНС России по Республике Коми от **.**.** №... с Романенковой Н.В. расторгнут служебный контракт на основании п.8.2 ч.1 ст.37 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ. При исчислении компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении и компенсации при сокращении ответчик не включил средства материального стимулирования и суммы дополнительного стимулирования, что привело к неполной выплате причитающихся сумм при увольнении. Кроме того, поскольку ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, что само по себе предполагает нравственные переживания, Романенковой Н.В. причинен моральный вред, который она оценила в 10 000 руб.

В судебном заседании истец участия не принимала, извещена о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом, просила дело рассмотреть без её участия.

Представитель ответчика в судебном заседании требования не признала, поддержала правовую позицию, изложенную в отзыве.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью седьмой ст.11 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Федеральный закон от 27 июля 2004г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Закон), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно п.4 ч. 1 ст. 14 указанного выше Закона, гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 ст. 50 Закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (ч. 2 ст. 50 Закона).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч.5 ст. 50 Закона).

Частью 10 ст. 50 Закона предусмотрено, что гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовым актами.

В силу ч. 1 ст. 51 Федерального закона 27.07.2004 N 79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы, составляют фонд оплаты труда гражданских служащих и работников государственного органа.

При формировании фондов оплаты труда гражданских служащих государственных органов предусматриваются средства для осуществления выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона (ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

В соответствии с ч. 3 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ фонды оплаты труда федеральных гражданских служащих федеральных государственных органов и фонды оплаты труда гражданских служащих субъектов Российской Федерации государственных органов субъектов Российской Федерации формируются за счет средств соответствующих бюджетов, предусмотренных для финансового обеспечения выплат, установленных частями 2 и 5 статьи 50 настоящего Федерального закона, а также для финансового обеспечения: 1) выплаты районного коэффициента (коэффициента) в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, в размерах, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно; 2) выплаты в отдельных государственных органах повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации соответственно; 3) иных выплат, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации соответственно.

Согласно ч. 6 ст. 51 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ порядок формирования фондов оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Коми реорганизована путем присоединения к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми.

Приказом Инспекции Министерства РФ по налогам и сборам по г.Печоре от **.**.** №... Романенкова Н.В. была принята на государственную должность федеральной государственной службы – ****.

Романенкова Н.В. с **.**.** приказом №... от **.**.** была назначена на должность ****, с ней был заключен служебный контракт №... о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации в Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми на срок до **.**.**. В дальнейшем с истцом путем заключения дополнительных соглашений срок служебного контракта неоднократно продлевался, в том числе, до **.**.**.

Приказом №... от **.**.** Романенкова Н.В. с **.**.** была уволена из Межрайонной ИФНС России № 2 по Республике Коми в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Из расчетов денежного содержания Романенковой Н.В. следует, что при расчете компенсации за неиспользованный отпуск, выплаты 4-х месячного содержания, Инспекцией не учитывались средства материального стимулирования, что представителем ответчика не оспаривается и подтверждается письменными материалами дела.

Суд приходит к выводу, что выплаченные истцу в период трудовых отношений с ответчиком средства материального стимулирования относятся к дополнительным выплатам, которые включаются в состав денежного содержания гражданского служащего территориальных органов Федеральной налоговой службы, следовательно, подлежат учету при расчете компенсации за неиспользованные отпуска при увольнении.

В соответствии с частью первой статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданскому служащему предоставляется ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания.

Частью тринадцатой статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе (пункт 8.1 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктом 8.2 части первой статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. При этом выходное пособие не выплачивается (пункт 3.1 части 3 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Порядок исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске (в спорный период, на момент увольнения истца), урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.04.2022 N 554 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих и о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).

Денежное содержание для расчета денежных компенсаций, предусмотренных абзацами вторым и третьим подпункта "б" пункта 1 настоящих Правил, исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на день их выплаты размеров оклада денежного содержания и иных выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" - "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню выплаты указанных компенсаций (абз.1 пункта 8 Правил).

Согласно пункту 9 Правил денежное содержание для расчета денежных компенсаций, предусмотренных абзацами четвертым, пятым, седьмым и восьмым подпункта "б" пункта 1 настоящих Правил, исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров оклада денежного содержания и выплат, предусмотренных подпунктами "б" - "д" пункта 3 и пунктом 4 настоящих Правил, а также 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" - "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В соответствии с абз.3 пункта 7 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно к сохраняемому денежному содержанию также учитываются 1/12 размера выплат, предусмотренных подпунктами "е" и "з" пункта 3 настоящих Правил, начисленных гражданскому служащему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Поскольку в соответствии с положениями ч.3 ст.51 Закона № 79 фонд оплаты труда государственных служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное истцу материальное стимулирование должно учитываться при расчете ее среднего заработка для компенсации за неиспользованные оплачиваемые отпуска.

На основании приведенных нормативных положений фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях второй и третьей статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих (Определение Верховного Суда РФ от 28 августа 2017 г. N 2-КГ17-13).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007г. № 611 «О материальном стимулировании федеральных государственных гражданских служащих и сотрудников территориальных органов отдельных федеральных органов исполнительной власти» приказом Министерства финансов Российской Федерации от 17 октября 2007 года № 90н утвержден порядок осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральной налоговой службы (далее - Порядок), которым установлен механизм осуществления материального стимулирования федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов Федеральной налоговой службы.

Пунктом 2 Порядка установлено, что материальное стимулирование не входит в состав денежного содержания гражданского служащего.

При этом, согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 № 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 №562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 № 238-7.

Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.07.2019 N 34-КГ19-4 было определено, что на Министерство финансов Российской Федерации как на федеральный орган исполнительной власти возложены функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной деятельности, следовательно, разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 подлежат учету при принятии решения о включении средств материального стимулирования в расчет среднего заработка для оплаты отпускных выплат.

Суд признает арифметически и методически правильным представленный ответчиком расчет, согласно которому разница между фактически произведенными истице начислениями и начислениями с учетом средств материального стимулирования по компенсации, предусмотренной ч. 3.1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ, составила 68 081,64 руб.

Разница между фактически произведенными истице начислениями и начислениями с учетом средств материального стимулирования по компенсации за неиспользованный отпуск составляет 8713,50 руб.

В силу ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Суд признает арифметически и методически правильным представленные ответчиком расчеты процентов по ст. 236 ТК РФ. Согласно указанным расчетам проценты за период с 11.11.2023 по 18.12.2023 составят 2923,33 руб. (331,69 руб. +2591,64 руб.).

Судом самостоятельно произведен расчет процентов по ст. 236 ТК РФ за период с 19.12.2023 по 15.01.2024 (по дату вынесения решения, с учетом изменения размера ключевой ставки):

8713,50 х 28 х 1/150 х 16% =260,24 руб. (проценты с 19.12.2023 по 15.01.2024)

68 081,64 х 28 х 1/150 х 16% =2033,37 руб. (проценты с 19.12.2023 по 15.01.2024)

Размер процентов за указанный период составил 2293,61 руб.

Таким образом, в пользу Романенковой Н.В. с ответчика также подлежат взысканию проценты по ст. 236 ТК РФ за период с 11.11.2023 по 15.01.2024 в сумме 5216,94 руб. (2923,33 руб. + 2293,61 руб.).

Истцом заявлены требования о взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 рублей.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Согласно разъяснений, данных в п.63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ» учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Исходя из конкретных обстоятельств дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, поскольку факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, выразившегося в неполной выплате компенсации за неиспользованный отпуск установлен в ходе судебного разбирательства, суд приходит к выводу, что имеются основания для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в размере 5000 рублей, отвечающей требованиям разумности и справедливости.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

Согласно ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся, в том числе, расходы на оплату услуг представителей.

Судом установлено, что 12.12.2023 Романенкова Н.В. заключила соглашение с ИП Хаёровым А.А., по которому поручила последнему оказать юридическую помощь по составлению искового заявления в суд. За оказанные юридические услуги уплачено 3000 руб. Следовательно, указанные расходы в полном объеме подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН 1101486269) в пользу Романенковой Н.В. (паспорт №...) компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 8713 рублей 50 копеек, компенсацию при сокращении в сумме 68 081 рубль 64 копейки, проценты по ст. 236 ТК РФ в сумме 5216 рублей 94 копейки, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, расходы по оплате юридических услуг в размере 3000 руб., а всего взыскать – 90 012 рублей 08 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд Республики Коми в течение месяца, со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья -             Р.Г. Баталов

Мотивированное решение составлено 15.01.2024.

2-322/2024 (2-2056/2023;) ~ М-1735/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Романенкова Наталья Викторовна
Ответчики
Управление Федеральной налоговой службы по РК
Суд
Печорский городской суд Республики Коми
Судья
Баталов Роман Геннадьевич
Дело на странице суда
pechora--komi.sudrf.ru
18.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.12.2023Передача материалов судье
19.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.01.2024Судебное заседание
15.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее