Дело № 2-137/2023 (2-2117/2022)
УИД №***
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Можга УР 20 января 2023 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Хисамутдиновой Е.В.,
при секретаре Груздевой С.В.,
с участием помощника Можгинского межрайонного прокурора Федоровой И.Г.,
представителя ответчика Кряжевских Ю.М., действующей на основании доверенности №*** от 09.01.2023 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Можга» о понуждении устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления,
у с т а н о в и л:
Можгинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации муниципального образования «Город Можга» (далее – Администрация МО «Город Можга») о понуждении устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления.
Исковое заявление мотивировано тем, что Можгинской межрайонной прокуратурой проведен анализ исполнения Администрацией МО «Город Можга» законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которого установлено, что около <***> Республики, на земельном участке с координатами: <данные изъяты>, расположено 2 контейнера в целях сбора и накопления ТКО. Данная площадка используется региональным оператором – ООО «Спецавтохозяйство», а также непосредственно подрядчиком – ООО «ЭКО-ТЕХПРОМ», в целях вызова таких отходов, образуемых населением.
В нарушение ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункта 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039, Администрацией МО «Город Можга» мероприятий по исполнению своей обязанности по принятию решения о создании места (площадки) ТКО на указанном земельном участке и включению её в реестр мест (площадок) накопления ТКО до настоящего момента не принято, что влечет нарушение законодательства в указанной сфере, в том числе санитарно-эпидемиологического, а также нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
На основании изложенного, прокурор просит обязать ответчика в срок до 01.07.2023 г. провести мероприятия по обследованию земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <***>, координаты <данные изъяты> на предмет возможности создания места (площадки) накопления ТКО.
В судебном заседании помощник прокурора Федорова И.Г. на исковых требованиях настаивала, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Администрации МО «Город Можга» Кряжевских Ю.С. обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, не оспаривала.
Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Можгинской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Администрацией МО «Город Можга» законодательства об отходах производства и потребления.
В ходе проверки установлено, что около <***> Республики, на земельном участке с координатами: <данные изъяты> расположены контейнеры в целях сбора и накопления ТКО. Данная площадка используется региональным оператором ООО «Спецавтохозяйство», подрядчиком ООО «ЭКО-ТЕХПРОМ», в целях вывоза таких отходов.
По сведениям ООО «ЭКО-ТЕХПРОМ» от 22.12.2022 г., представленным по запросу прокурора, контейнеры в целях сбора и накопления ТКО, которые используются организацией в целях вывоза отходов, образуемых населением, расположены около <***> Республики,
Исходя из представленного реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «Город Можга» установлено, что вышеуказанная площадка в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не включена.
Невыполнение Администрацией МО «Город Можга» мероприятий по обследованию земельного участка по вышеуказанному адресу на предмет возможности создания места (площадки) накопления ТКО, и последующем её включении в реестр мест (площадок) накопления ТКО, послужило поводом для обращения истца в суд с рассматриваемым иском.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту – Федеральный закон «Об окружающей среде») отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается в том числе, сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В статье 8 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту – Федеральный закон «Об отходах производства и потребления») установил, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 13.4 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление).
Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:
данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;
данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.
Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из п. 3 раздела 2 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом, из названных правовых норм следует, что вопросы создания и содержания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО отнесены к компетенции органов местного самоуправления городского округа.
В пункте 1 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с п. 3 раздела 3 Санитарных правил и норм СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 3 от 28.01.2021 г. на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров (далее - контейнерные площадки) и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (далее - специальные площадки).
Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров; до территорий медицинских организаций в городских населенных пунктах - не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах - не менее 15 метров (п. 4 СанПин 2.1.3684-21).
Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, представитель ответчика Администрации МО «Город Можга» Кряжевских Ю.М. не оспаривала, доказательств обследования вышеуказанного земельного участка на предмет возможности создания места (площадки) накопления ТКО не представила.
Принимая во внимание, что действующим законодательством организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов отнесена к полномочиям органов местного самоуправления поселения, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора по проведению мероприятий по обследованию земельного участка на предмет возможности создания места (площадки) накопления ТКО.
С учетом характера спора, объема действий, которые необходимо совершить для восстановления нарушенного права, мнения участников процесса, суд полагает возможным определить для исполнения срок, предложенный прокурором.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Можгинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Можга» о понуждении устранить нарушения законодательства об отходах производства и потребления – удовлетворить.
Возложить обязанность на Администрацию муниципального образования «Город Можга» в срок до 01.07.2023 года провести мероприятия по обследованию земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <***>, координаты <данные изъяты>) на предмет возможности создания места (площадки) накопления ТКО.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 24.01.2023 г.
Председательствующий судья- Е.В.Хисамутдинова