Дело № 2-3314/2020
Решение
именем Российской Федерации
16 декабря 2020 г. г.Зеленодольск
Зеленодольский городской суд Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Панфиловой А.А.
при секретаре Елизаровой А.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению пенсионного фонда РФ по <адрес>, Зеленодольскому и <адрес>м Республики Татарстан о признании незаконным решение об отказе в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, обязании направить средства материнского капитала на погашение кредитных обязательств,
установил:
ФИО1 обратилась в Зеленодольский городской суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес>, Зеленодольскому и <адрес>м Республики Татарстан (далее-УПФР) о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала; обязании УПФР предоставить возможность распорядиться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий, а именно на погашение долга по договору займа №УР3 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 453 026 руб., заключенному между истцом и КПК «Кредит Альянс».
В обоснование заявленных требований истцы указали, что обратились к ответчику с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, приложив необходимый пакет документов, целью использования средств указано - улучшений жилищных условий, а именно уплата основного долга и процентов по кредитному договору №УР3 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 453 026 руб., заключенному между КПК «Кредит-Альянс» на строительство жилого дома по адресу: РТ, <адрес>, корп.<адрес> ответчика № от ДД.ММ.ГГГГ истцу ФИО1 отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала на основании ответа исполнительного комитета <адрес> РТ о том, что на участке строительство не начато. С таким решением истец не согласен.
В судебное заседании истец и её представитель ФИО4, действующая на основании доверенности, не явились, в исковом заявлении ходатайствовали рассмотреть данное дело в их отсутствие (л.д.6).
Представитель ответчика УПФР ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, считает решение об отказе обоснованным и законным, поскольку суду не представлены доказательства, подтверждающие проведение основных работ по строительству объекта индивидуального жилищного строительства.
Выслушав пояснения представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (статья 38, часть 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья39, часть1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, имеющие как основной, так и дополнительный характер, в соответствии со статьей39 (части2 и 3) Конституции Российской Федерации устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее - Закон) в дополнение к основным мерам социальной защиты устанавливает меры государственной поддержки семей с детьми, направленные на улучшение жилищных условий, получение образования, а также повышение уровня пенсионного обеспечения.
Материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом.
Закон, как следует из его преамбулы, устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан Российской Федерации независимо от места их жительства: женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 года, если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки; мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года; женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года; мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.
Согласно ч. 3 ст. 7 указанного выше Федерального закона лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по трем направлениям, в том числе, на улучшение жилищных условий.
В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" (далее - Федеральный закон от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ) средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в соответствии с заявлением о распоряжении могут направляться на приобретение (строительство) жилого помещения, осуществляемое гражданами посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Подпунктом 3 пункта 7 статьи 10 приведенного Закона установлено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, предоставленным гражданам по договору займа, в том числе обеспеченного ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения, заключенному с одной из организаций, являющейся кредитным потребительским кооперативом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 190-ФЗ "О кредитной кооперации", осуществляющим свою деятельность не менее трех лет со дня государственной регистрации.
В соответствии с пунктом 3 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 года N 862, в случае предоставления лицу, получившему сертификат, или супругу лица, получившего сертификат, кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья либо кредита (займа), в том числе ипотечного, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на:
а) уплату первоначального взноса при получении кредита (займа), в том числе ипотечного, на приобретение или строительство жилья;
б) погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу)), в том числе по кредиту (займу), обязательство по которому возникло у лица, получившего сертификат, до возникновения права на получение средств материнского (семейного) капитала;
в) погашение основного долга и уплату процентов по кредиту (займу), в том числе ипотечному, на погашение ранее предоставленного кредита (займа) на приобретение или строительство жилья (за исключением штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанному кредиту (займу)), обязательства по которым возникли у лица, получившего сертификат, до возникновения права на получение средств материнского (семейного) капитала.
Пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ предусмотрено, что средства (часть средств) материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам, в том числе обеспеченным ипотекой, на приобретение (строительство) жилого помещения при условии предоставления лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) документа, подтверждающего получение им займа путем безналичного перечисления на счет, открытый лицом, получившим сертификат, или его супругом (супругой) в кредитной организации.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ в удовлетворении заявления о распоряжении может быть отказано в случае: 1) прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, установленным частями 3, 4 и 6 статьи 3 настоящего Федерального закона; 2) нарушения установленного порядка подачи заявления о распоряжении; 3) указания в заявлении о распоряжении направления использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала, не предусмотренного настоящим Федеральным законом; 4) указания в заявлении о распоряжении суммы (ее частей в совокупности), превышающей полный объем средств материнского (семейного) капитала, распорядиться которым вправе лицо, подавшее заявление о распоряжении; 5) ограничения в родительских правах в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, на дату вынесения решения по заявлению о распоряжении, поданному указанным лицом; 6) отобрания ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки,; 7) несоответствия организации, с которой заключен договор займа на приобретение (строительство) жилого помещения, требованиям, установленным частью 7 статьи 10 настоящего Федерального закона, а также несоблюдения условия, установленного частью 8 статьи 10 настоящего Федерального закона; 8) наличия информации о признании жилого помещения непригодным для проживания и (или) о признании многоквартирного дома, в котором находится жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Судом установлено, что в соответствии с решением ГУ – УПФ РФ по <адрес>, Зеленодольскому и <адрес>м Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал серии МК-10 №, предоставляющий право на получение материнского (семейного) капитала в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в размере 453026 руб. (л.д.14).
ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи, заключенного между ФИО6 и ФИО1, последняя приобрела земельный участок, общей площадью 1000 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: РТ, Кукморский муниципальный район, Нежнерусское сельское поселение, <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-17).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключила договор потребительского займа №УР3 с Кредитным потребительским кооперативом «Кредит-Альянс», по условиям которого ей предоставлен заем в сумме 453 026 руб. под 17, 923% годовых на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: РТ, Кукморский муниципальный район, Нежнерусское сельское поселение, <адрес> (л.д.19-25). Факт выдачи займа в размере 453 026 руб. подтверждается платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из лицевого счета ФИО1, открытого в ПАО "Сбербанк", следует, что ДД.ММ.ГГГГ на счет ФИО1 поступили денежные средства в сумме 453 026 руб.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в ГУ - Управление пенсионного фонда РФ по <адрес>, Зеленодольскому и <адрес>м РТ с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала путем их направления на погашение основного долга и уплату процентов по займу с приложением всех необходимых документов, в том числе уведомления о соответствии, указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта ИЖС № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10).
Решением ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ по <адрес>, Зеленодольскому и <адрес>м РТ от ДД.ММ.ГГГГ, № истице отказано в распоряжении средствами материнского (семенного) капитала в сумме 453 026 руб. по причине того, что согласно ответу руководителя Исполнительного комитета Кукморского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № строительство жилого дома по адресу: РТ, Кукморский муниципальный район, Нежнерусское сельское поселение, <адрес> не начато. Ссылка на пункт ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ, на основании которого отказано в удовлетворении заявления отсутствует (л.д.9).
Вместе с тем, подобное основание для отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ не предусмотрено, поэтому у пенсионного органа оснований для отказа в перечислении средств материнского (семейного) капитала с целью погашения займа не имелось.
Решение ГУ Управление пенсионного фонда РФ по <адрес>, Зеленодольскому и <адрес>м Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала на погашение долга и уплату процентов по договору займа является неправомерным, требования ФИО1 подлежат удовлетворению.
При этом требования истца сформулированное как «обязать УПФР предоставить возможность распорядиться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий, а именно на погашение долга по договору займа №УР3 от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 453 026 руб., заключенному между истцом и КПК «Кредит Альянс», суд расценивает как требование об обязании направить средства материнского капитала на погашение заемных обязательств по договору займа №УРЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.55-57,194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования иску ФИО1 удовлетворить.
Признать неправомерным решение Управления Пенсионного фонда РФ по <адрес>, Зеленодольскому и <адрес>м Республики Татарстан № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала.
Обязать ГУ Управление пенсионного фонда РФ по <адрес>, Зеленодольскому и <адрес>м Республики Татарстан направить средства материнского капитала на погашение заемных обязательств по договору займа №УРЗ от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 453026 рублей.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в апелляционном порядке через Зеленодольский городской суд в течение 1 месяца, начиная с ДД.ММ.ГГГГ
Судья: