Судья: Сафонова Н.А. Дело № 33а-10241/2020
УИД: 63RS0009-01-2020-001703-83
Дело № 2а-1137/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 сентября 2020 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Вачковой И.Г.,
судей - Лазаревой М.А., Мельниковой О.А.,
при секретаре – Петровой А.В.,
с участием прокурора – Магометовой Е.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Мелихова А.В. на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 22 августа 2020 г.,
заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Вачковой И.Г., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Решением Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 23 июня 2020г. №639 на 13 сентября 2020 г. назначены выборы депутатов Думы городского округа Жигулевск Самарской области седьмого созыва.
15 июля 2020г. в Мелихов А.В. представил в Территориальную избирательную комиссию города Жигулевска Самарской области с полномочиями окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 1 заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области по одномандатному избирательному округу №1 и документы необходимые для выдвижения в качестве кандидата в депутаты.
30 июля 2020г. Мелихов А.В. представил в Территориальную избирательную комиссию города Жигулевск Самарской области документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата.
03 августа 2020г. Территориальная избирательная комиссия города Жигулевска Самарской области выдала истцу ведомость проверки подписных листов с подписями избирателей, собранными в его поддержку, согласно которым признаны недостоверными и недействительными 6 подписей избирателей по следующим основаниям, установленным Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»: подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно - 1 подпись; подписи избирателей с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей - 3 подписи; подписи избирателей, которые внесены в подписной лист позднее заверения подписного листа лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, и (или) кандидатом - 1 подпись; подписи избирателей, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности - 1 подпись.
Решением Территориальной избирательной комиссии города Жигулевска Самарской области от 06 августа 2020 г. № 26/4-2 отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Мелихова А.В., со ссылкой на положения пункта 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области», в связи с представлением для регистрации кандидата в депутаты недостаточного количества достоверных подписей избирателей.
Мелихов А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Территориальной избирательной комиссии города Жигулевска Самарской области, в котором просил суд признать незаконным решение от 06 августа 2020 г. № 26/4-2 об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области, ссылаясь на то, что заключение по проверке подписных листов № 15/83 от 04 августа 2020 г., подписанное Даренским Д.М., специалистом ЭКО У МВД России по г.Тольятти содержит ошибочные выводы. Считает, что все подписи, содержащиеся в подписных листах, выполнены в соответствии с требованием закона и содержат достоверную информацию.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Мелихов А.В. просил суд признать незаконным и отменить решение от 06 августа 2020 г. № 26/4-2 об отказе в регистрации его в качестве кандидата в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области; обязать Территориальную избирательную комиссию города Жигулевска Самарской области зарегистрировать его кандидатом в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области, выдвинутого в порядке самовыдвижении по одномандатному избирательному округу № 1.
Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 22 августа 2020 г. административный иск Мелихова А.В. оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Мелихов А.В. ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного, постановленного при неправильном применении норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Прокурор в заключении полагал, что решение суда является правильным и отмене не подлежит.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения лиц участвовавших в судебном заседании, проверив законность и обоснованность судебного решения в соответствии с пунктом 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» законодательство о выборах депутатов представительного органа муниципального образования, а также членов выборных органов основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Самарской области, настоящего Закона, иных законов Самарской области, устава муниципального образования.
На основании пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктом 24 статьи 38 настоящего федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим федеральным законом, иным законом.
Согласно части 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно части 1 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» регистрация кандидата осуществляется окружной избирательной комиссией. Документы, необходимые для регистрации кандидата, представляются в соответствующую окружную избирательную комиссию единовременно не ранее чем за 50 дней и не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени.
В соответствии с частью 2 указанной статьи регистрация кандидата осуществляется соответствующей окружной избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 4 - 7 статьи 33, части 1 статьи 35 настоящего Закона, на основании следующих документов, представляемых кандидатом для регистрации:
1) подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата, пронумерованные и сброшюрованные в виде папок (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
2) протокол об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на бумажном носителе и в машиночитаемом виде по форме, установленной избирательной комиссией муниципального образования (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
3) копия документа, подтверждающего оплату изготовления подписных листов (если сбор подписей избирателей необходим для регистрации кандидата в соответствии с частью 4 статьи 36 настоящего Закона);
4) сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частью 4 статьи 33 и частью 5 статьи 34 настоящего Закона, либо уведомление об отсутствии изменений в указанных данных;
5) документ, подтверждающий открытие специального избирательного счета избирательного фонда кандидата (за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым части 1 и частью 10 статьи 55 настоящего Закона, при условии уведомления соответствующей окружной избирательной комиссии о данных обстоятельствах).
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
В соответствии с пунктом 5 статьи 37 названного Федерального закона подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
В силу пункта 12 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей; при заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Согласно части 6 статьи 36 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. № 142-ГД подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов по одномандатным избирательным округам изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
О порядке проверки подписных листов даны разъяснения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в Методических рекомендациях по приему и проверке подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 13 июня 2012г. № 128/986-6.
Пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 г. № 142-ГД предусмотрено, что основаниями отказа в регистрации кандидата являются недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
Аналогичные основания предусматриваются пунктом «д» статьи 24 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Материалами дела подтверждается, что 15 июля 2020 г. Мелиховым А.В. подано заявление в Комиссию о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области по одномандатному избирательному округу № 1. К заявлению приложены копия паспорта кандидата на 3 листах, копия документа об образовании на 1 листе, копия трудовой книжки на 9 листах, сведения о размере и об источниках доходов кандидата за 2019 год, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах по состоянию на 01 июня 2020 г. на 4 листах, о чем свидетельствует письменное подтверждение о приеме документов от 15 июля 2020 г. № 212.
30 июля 2020 г. Мелиховым А.В. в Комиссию представлены документы для регистрации, в том числе подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку выдвижения кандидата, в количестве 1 папка, 4 листа, 17 подписей избирателей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по единому избирательному округу, списков кандидатов, составляет 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, а для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, и случаев, предусмотренных пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи.
Территориальной избирательной комиссией города Жигулевска Самарской области утверждено решение от 02 июля 2020 г. о количестве подписей избирателей, которое необходимо для регистрации кандидатов на выборах депутатов Думы городского округа Жигулевск Самарской области седьмого созыва по одномандатному округу № 1, а именно в количестве 13 подписей (л.д. 51-54).
03 августа 2020г. при участии кандидата Мелихова А.В. Рабочей группой по приему и проверки документов проведена проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей, собранных в поддержку кандидата.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе. На период работы привлекаемые эксперты освобождаются от основной работы, за ними сохраняются место работы (должность), установленные должностные оклады и иные выплаты по месту работы.
По результатам проверки подписей избирателей, участников референдума и соответствующих им сведений об избирателях, участниках референдума, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя, участника референдума может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (подпункт 6.1, пункт 6 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Основания для признания подписей недействительными установлены пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с подпунктами «в, е, ж, и» пункта 6.4. статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются подписи:
в) подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
е) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума, а также подписи избирателей, участников референдума, даты внесения которых проставлены избирателями, участниками референдума несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи;
ж) подписи избирателей, участников референдума с исправлениями в соответствующих этим подписям сведениях об избирателях, участниках референдума, если эти исправления специально не оговорены избирателями, участниками референдума или лицами, осуществляющими сбор подписей избирателей, участников референдума;
и) все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно части 6 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области» для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей соответствующая окружная избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие группы из числа своих членов, членов нижестоящих избирательных комиссий и привлеченных специалистов. В соответствии с Федеральным законом к проверке соблюдения порядка сбора подписей избирателей могут привлекаться эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов.
Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительного органа городского округа, не имеющего территориального деления, муниципального района, муниципального округа, внутригородского района (в городском округе с внутригородским делением) используется ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях на выборах депутатов представительного органа городского округа, имеющего территориальное деление, поселения по решению Избирательной комиссии Самарской области может использоваться ГАС "Выборы", включая регистр избирателей, участников референдума (часть 7 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019 № 142-ГД «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области»).
Согласно пункту 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми.
Как видно из материалов дела, 03 августа 2020 г. составлен итоговый протокол проверки подписных листов, представленных Мелиховым А.В., согласно которому из 17 проверенных подписей, 6 признаны недостоверными (недействительными), 11 – достоверными.
Копия итогового протокола вручена Мелихову А.В. 03 августа 2020 г.
Судом установлено, что основаниями признания подписей недостоверными явились:
- сведения об избирателе не соответствуют действительности (код нарушения 4, подпункт «в» пункт 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);
- дата внесения подписи избирателя проставлена им не собственноручно (код нарушения 12, подпункт «е» пункт 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);
- неоговоренные исправления в сведениях об избирателях (код нарушения 13, подпункт «ж» пункт 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»);
- подпись избирателя внесена позднее заверения подписного листа (код нарушения 17, подпункт «и» пункт 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Учитывая данные обстоятельства, 06 августа 2020 г. Территориальной избирательной комиссией города Жигулевска Самарской области вынесено решение об отказе в регистрации кандидата в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части 12 статьи 37 Закона Самарской области от 31 декабря 2019г.№ 142-ГД, с которым не согласился Мелихов А.В. и обратился с настоящим иском в суд.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанций исходил из того, что оснований для признания недействительными ведомости проверки подписных листов, итогового протокола проверки подписных листов и решения избирательной комиссии об отказе Мелихову А.В. в регистрации в качестве кандидата в депутаты недействительными не имеется, поскольку выводы избирательной комиссии о недействительности подписей основаны на требованиях закона, о недостоверности подписей основаны на выводах специалиста, обладающего специальными познаниями, что полностью соответствует требованиям изложенного выше избирательного законодательства, в соответствии с которым только заключение эксперта может служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда.
Как следует из материалов дела, к участию в работе Рабочей группы в качестве специалиста привлекался старший эксперт экспертно-криминалистического отдела Управления МВД России по г. Тольятти майор полиции Даренский Д.М., которым по результатам проверки составлено заключение № 15/83 от 04 августа 2020 г., из содержания которого следует, что объектом исследования специалиста являлась папка №1, содержащая подписные листы в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области на 4 листах (17 подписей). В результате проведенного исследования установлено, что цифровые (буквенно-цифровые) записи дат, расположенные в папке № 1 листа № 2 в строке 4; листа № 3 строке 3, в графе «Дата внесения подписи» с подписными листами в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы городского округа Жигулевск Самарской области Мелихова А.В., выдвинутого в порядке самовыдвижения по избирательному округу № 1, выполнены одним лицом.
Из таблицы сведений, содержащихся в подписных листах с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата, составленной специалистом-экспертом ОВМ О МВД по г. Жигулевск Поборознюк И.Ю., следует, что имя избирателя Зверева Г.В., не соответствует: указано – Геннидий, данные МВД России – Геннадий (л.д. 57).
Судом при рассмотрении дела установлено, что сведения, указанные в вышеприведенной таблице подтвердились: в подписном листе № 4, строка № 4 имя избирателя ФИО9 указано как «Геннидий» вместо правильного «Геннадий».
На подписном листе № 1, строка № 1, подписном листе № 2 строка №3, подписном листе № 2 строка 4 в графе «Адрес места жительства» имеются неоговоренные исправления в указании адреса избирателя. На подписном листе № 1 строка № 5, в графе «Дата внесения подписи» избирателем указана дата 26 июля 2090г., при этом очевидно различное написание цифры 2.
Из пояснений Мелихова А.В. судом установлено, что во всех подписных листах графу «Адрес места жительства» заполнял лично он.
Суд первой инстанции обоснованно не принял в качестве надлежащего доказательства в подтверждение доводов административного истца видеозапись о заполнении избирателями подписных листов, поскольку из видеозаписей не следует, что именно представленные в Территориальную избирательную комиссию города Жигулевска Самарской области подписные листы заполнялись избирателями, также не представляется возможным идентифицировать личность человека, заполнившего подписной лист.
Доводы административного истца о том, что все подписи, содержащиеся в подписных листах, выполнены в соответствии с требованиями закона и содержат достоверную информацию, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и опровергаются материалами дела.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно отклонены свидетельские показания ФИО10, пояснившего, что он лично заполнял сведения и ставил подпись в поддержку кандидата в депутаты Мелихова А.В., указав дату внесения подписи 26 июля 2020 г., основанием для отмены решения суда не являются, поскольку несогласие с оценкой имеющихся доказательств, не свидетельствует о том, что судом первой инстанции допущены существенные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Иных доводов, которые ставили бы под сомнение выводы суда либо свидетельствовали о нарушении норм материального и процессуального права, жалоба не содержит.
С учетом установленных обстоятельств по делу, поскольку Мелиховым А.В. не представлено необходимое количество достоверных подписей избирателей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обжалуемое решение Территориальной избирательной комиссии города Жигулевска Самарской области об отказе в регистрации кандидата в депутаты является законным и обоснованным.
Разрешая дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства (часть 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) и закон, регулирующий рассматриваемые правоотношения; верно распределил бремя доказывания между сторонами (статья 62, часть 1 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); собранным по делу доказательствам дал надлежащую оценку по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований не согласиться с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом при рассмотрении дела не допущено. При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции постановил законное и обоснованное решение, основания для его отмены или изменения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Жигулевского городского суда Самарской области от 22 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Мелихова А.В. – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через районный суд и в Верховный Суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 сентября 2020г.
Председательствующий –
Судьи –