Судья Сущевская Е.А. |
№ 12-18/2024 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
РЕШЕНИЕ
02.02.2024 |
г. Петрозаводск |
Судья Верховного Суда Республики Карелия Щепалов С.В., рассмотрев жалобу Отмана Мохаммеда на постановление судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 25.01.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Отмана Мохаммеда,
установил:
постановлением судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 25.01.2024 Отман Мохаммед признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы РФ в форме принудительного выдворения из РФ. До исполнения дополнительного наказания он помещен в специальное учреждение для иностранных граждан, подлежащих выдворению.
С постановлением не согласен Отман Мохаммед, в поданной жалобе просит его отменить. Указывает, что после прибытия в РФ в установленном порядке встал на миграционный учет и не имел намерения пересекать границу с Финляндской Республикой, что не опровергается материалами дела. При составлении протокола об административном правонарушении сотрудники полиции навязали ему объяснения иного содержания. Ранее к административной и к уголовной ответственности не привлекался. Совершенное правонарушение является малозначительным. В связи с этим назначенное дополнительное наказание не мотивировано и не обусловлено объективной социальной необходимостью. Оно является чрезмерно суровым, не соответствует принципам справедливости, соразмерности и индивидуализации административной ответственности.
О времени и месте рассмотрения указанной жалобы административный орган, защитник (...) и Отман Мохаммед, находящийся в специализированном учреждении, извещены надлежащим образом, просят рассмотреть жалобу в их отсутствие. В связи с этим с учетом разъяснения, изложенного в ответе на вопрос 7 Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2008 г., полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие участников производства по делу.
Проверив дело, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в РФ либо режима пребывания (проживания) в РФ, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда в РФ фактически осуществляемой в период пребывания (проживания) в РФ деятельности или роду занятий, - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы РФ или без такового.
Согласно ст. 24 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ "О порядке выезда из РФ и въезда в РФ" (далее - Закон) иностранные граждане по общему правилу могут въезжать в РФ и выезжать из РФ при наличии визы по действительным документам, удостоверяющим личность.
Согласно ст. 25.1 Закона в зависимости от цели въезда в РФ и цели пребывания в РФ иностранному гражданину выдается виза, которая может быть дипломатической, служебной, обыкновенной, транзитной визой, визой временно проживающего лица, либо оформляется единая электронная виза в форме электронного документа. Виза содержит ряд сведений, в том числе цель поездки иностранного гражданина.
В соответствии со ст. 25.7 Закона в целях транзитного проезда через территорию РФ иностранному гражданину выдается транзитная виза.
Приказом МИД России от 21.12.2020 № 23235 утвержден Перечень целей поездок, используемый при оформлении и выдаче виз иностранным гражданам. Данным перечнем предусмотрена выдача обыкновенных учебных виз иностранным гражданам, въезжающим в РФ в учебных целях (раздел VII Перечня).
Основанием привлечения к административной ответственности Отмана Мохаммеда(...) послужили те обстоятельства, что он, являясь гражданином Сирийской Арабской Республики и не имея российского гражданства, осуществив въезд в РФ ХХ.ХХ.ХХ по учебной визе № от 16.11.2023 со сроком действия до 27.01.2024 (приглашающая сторона ФГБОУ ВО Мичуринский ГАУ, г. Мичуринск), 24.01.2024 в 18.00 час. в нарушение вышеприведенных норм фактически находился в Лахденпохском районе Республики Карелия на 155 км автодороги "Санкт-Петербург - Сортавала", с целью пересечения Государственной границы РФ с Финляндской Республикой.
Указанные обстоятельства и вина иностранного гражданина подтверждаются протоколом об административном правонарушении; изложенным в протоколе с помощью переводчика письменным объяснением иностранного гражданина; копией национального паспорта со штампом о пересечении границы и однократной учебной визой; миграционной картой; сведениями АС ЦБДУИГ ФМС России; ходатайством начальника миграционного пункта ОМВД России по Лахденпохскому району с изложением обстоятельств выявления правонарушения; отраженными в протоколе судебного заседания объяснениями иностранного гражданина.
Из приведенных доказательств следует, что Отман Мохаммед оформил учебную визу, заявив о цели прохождения учебы в расположенном в г. Мичуринске Тамбовской области высшем учебном заведении. Вместе с тем, фактически учебу не проходил и был выявлен на территории приграничного района Республики Карелия на автодороге при реализации намерения пересечь Государственную границу РФ с Финляндской Республикой. Данные обстоятельства при рассмотрении дела судьей районного суда иностранный гражданин признал. Сведений, дающих основания полагать об оказании на него сотрудниками полиции давления в целях понуждения к признанию вины, материалы дела не содержат. В связи с этим доводы о недостоверности изложенных при составлении протокола об административном правонарушении объяснений подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах в действиях гражданина Сирии обоснованно усмотрен состав административного правонарушения, его действия квалифицированы правильно.
Использование подателем жалобы территории РФ в транзитных целях вопреки заявленной цели въезда совершено намеренно и не может быть признано малозначительным правонарушением.
Размер назначенного административного штрафа соответствует минимальной санкции статьи. Вопреки доводам жалобы оснований полагать о несоответствии дополнительного наказания положениям Конституции РФ, а также ст.ст. 24.1, 26.11, п. 4 и 6 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ, не имеется. Конституционный Суд РФ указывал, что правила применения мер административной ответственности должны гарантировать адекватность порождаемых административным наказанием последствий вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений (постановления Конституционного Суда РФ от 19.03.2003 № 3-П, от 13.03.2008 № 5-П, от 27.05.2008 № 8-П, от 13.07.2010 № 15-П, от 17.01.2013 № 1-П, от 14.02.2013 № 4-П, от 25.02.2014 № 4-П, от 17.02.2016 № 5-П).
Родственников, источника дохода и права осуществлять в РФ трудовую деятельность иностранный гражданин не имеет, объясняет неявку в учебное заведение отсутствием денежных средств и намерения проходить учебу. Допущенное им миграционное нарушение является умышленным. Визы либо иного документа, предоставляющего право пересечения границы с Финляндской Республикой, подателем жалобы не предъявлено. С учетом данных фактов в случае исключения дополнительного наказания или смягчения формы выдворения не исключается возможность дальнейшего продолжения выдворяемым противоправной деятельности. В связи с этим доводы жалобы о постановке на миграционный учет и совершении правонарушения впервые подлежат отклонению. Оснований не согласиться с правомерностью применения дополнительного наказания и определенной судьей формой административного выдворения не усматривается.
Нарушений процессуальных требований КоАП РФ, влекущих отмену или изменение судебного постановления, не допущено. Постановление основано на правильном применении КоАП РФ и миграционного законодательства. При рассмотрении дела учтены юридически значимые обстоятельства, и постановление обстоятельно мотивировано.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения поданной жалобы, в том числе по изложенным в ней доводам, не имеется.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Лахденпохского районного суда Республики Карелия от 25.01.2024 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении Отмана Мохаммеда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения, но может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья |
С.В. Щепалов |