УИД 11RS0№...-54
Дело № 2-8311/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Докукиной А.А.,
при секретаре Никишиной В.В.,
с участием истца Тригубец Е.М.,
представителя ответчика Толмачевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
23 августа 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Тригубец Елены Михайловны к Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми о взыскании задолженности по компенсации за неиспользованный отпуск, задолженности по отпускным, компенсации за задержку выплат, компенсации морального вреда,
установил:
Тригубец Е.М. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми о взыскании недополученной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 5 656,15 руб., задолженности по отпускным в размере 104 839,62 руб., компенсации за задержку выплат в размере 5 849,46 руб., компенсации морального вреда в размере 5 000 руб.
В обоснование исковых требований указано, что с ** ** ** по ** ** ** истец состояла с ответчиком в трудовых отношениях. Работодатель не в полном объеме исчислил и выплатил истцу отпускные за период нахождения в очередном трудовом отпуске и компенсацию за неиспользованный отпуск при увольнении. При расчете отпускных и компенсации за неиспользованный отпуск не учитывались премии в виде средств материального стимулирования, начисленные и выплаченные в 2022 году, что привело к занижению сумм.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы настоящего дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению.
Установлено, что истец проходила в Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми гражданскую службу с ** ** ** по ** ** **, уволена согласно приказу от ** ** ** №... о расторжении контракта по инициативе гражданского служащего с выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в количестве 3,5 календарных дней.
Как следует из пункта 9 служебного контракта, заключенного истцом с ответчиком, денежное содержание гражданского служащего состоит из: месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации; месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданском службы (оклад за классный чин); ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации; ежемесячного денежного поощрения; ежемесячной надбавки к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; ежемесячного районного коэффициента к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера; премии за выполнение особо важных и сложных заданий с учетом обеспечения задач и функций Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми, исполнения должностного регламента; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи.
Порядок и условия выплаты ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, премий и материальной помощи гражданскому служащему устанавливаются руководителем Федеральной налоговой службы.
В соответствии с приказами Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми Тригубец Е.М. в период ** ** ** предоставлены ежегодные оплачиваемые отпуска: с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **.
Согласно представленному истцом расчету недоплата по отпускным в общем размере составила 104 839,62 руб. (за период с ** ** ** по ** ** ** – 36 646,76 руб., за период с ** ** ** по ** ** ** – 26 175,77 руб., за период с ** ** ** по ** ** ** – 42 017,19) Расчет истца ответчиком не оспаривался.
При увольнении по расчету истца недоплата компенсации за неиспользованный отпуск составила 5 656,15 руб. Расчет истца ответчиком не оспаривался.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ), как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 названного Закона установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 № 562 (утратили силу с 01.01.2023 в связи с утверждением новых Правил).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил, согласно которому при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами «а» - «г» пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами «д» - «ж» пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
Аналогичные положения содержатся в пунктах 7 и 8 Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановление Правительства РФ от 01.04.2022 № 554 (действуют с 13.04.2022).
В силу части 1 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 приведенного Указа предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем восьмым подпункта «р» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» Правительству Российской Федерации было поручено до 01.07.2017 представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
В рамках мероприятий, предусмотренных выше приведенным Указом № 601 в части совершенствования системы оплаты труда (денежного содержания) гражданских служащих, Правительством Российской Федерации ежегодно принимались постановления (от 27 марта 2014 г. № 238-7, от 31 марта 2015 г. № 302-12 и 23 апреля 2016 г. № 347-7), которыми предусматривались объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов.
Из информации Минфина России также следует, что в период с 2015 г. по 2017 г. Правительством Российской Федерации принимались постановления о выделении федеральным государственным органам, в том числе ФНС России, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда: в 2015 г. - постановление от 31 марта 2015 г. № 302-12, в 2016 г. - постановление от 23 апреля 2016 г. № 347-7, в 2017 г. - постановление от 23 февраля 2017 г. № 228-7.
Следовательно, указанное материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, что не было учтено при расчете отпускных выплат, компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем, положенные выплаты истцу произведены не в полном объеме.
Вместе с тем, стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока исковой давности для обращения в суд по требованию о взыскании задолженности по отпускным за период с ** ** ** по ** ** **.
Согласно статье 392 Трудового кодекса РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Выплата отпускных за период с ** ** ** по ** ** ** была произведена ответчиком ** ** **, с настоящим исковым заявлением истец обратилась в суд только ** ** **, то есть по истечении годичного срока, предусмотренного статьей 392 Трудового кодекса РФ.
Таким образом, суд полагает, что требования истца к ответчику о взыскании задолженности по отпускным за период с ** ** ** по ** ** ** не подлежат удовлетворению в связи с пропуском истцом срока исковой давности, о применении которой просил ответчик.
Доказательств уважительности причин пропуска срока для обращения в суд истцом не представлено, а судом не установлено.
Представленные истцом электронные листки нетрудоспособности за период с ** ** ** по ** ** ** срок исковой давности не продлевают, поскольку на момент закрытия больничного срок исковой давности еще не истек, в связи с чем истец имела возможность обратиться в суд за защитой своего права в установленные трудовым законодательством сроки.
Таким образом, по указанным выше основаниям требования истца о взыскании задолженности подлежат удовлетворению в части взыскания недополученной компенсации за неиспользованный отпуск в размере 5 656,15 руб., задолженности по отпускным в размере 68 192,86 руб.
Также суд находит обоснованным требование истца о взыскании компенсации за задержку выплат.
В соответствии со статьей 236 Трудового кодекса РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Право работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы может быть нарушено не только вследствие просрочки выплаты работодателем причитающихся работнику сумм заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат и (или) выплаты их не в полном размере, но и посредством того, что работодатель - в нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов и трудового договора - вовсе не начисляет и, соответственно, не выплачивает те или иные полагающиеся работнику выплаты.
Согласно расчету истца компенсация за задержку выплат составляет 5 849,46 руб. Ответчиком представлен конттрасчет, согласно которому компенсация за задержку выплат по отпускам за периоды с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** составляет 6 235,19 руб.
Суд соглашается с расчетом ответчика в части компенсации за задержку выплат в размере 6 235,19 руб., однако, не выходя за пределы исковых требований, что предусмотрено частью 3 статьи 96 Гражданского процессуального кодекса РФ, полагает подлежащим взысканию с ответчика в пользу истца 5 849,46 руб. компенсации за задержку выплат.
На основании ст. 237 Трудового кодекса РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
При определении размера компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца, суд учитывает обстоятельства дела, степень вины работодателя, характер нарушенных трудовых прав истца и степень причиненных истцу физических и нравственных страданий, отсутствие негативных последствий, длительность нарушения ответчиком прав истца, и находит заявленную истцом сумму 5 000 руб. разумной и справедливой, соответствующей установленным по делу обстоятельствам, а также характеру и объему перенесенных истцом нравственных страданий.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
р е ш и л:
Исковые требования Тригубец Елены Михайловны к Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми удовлетворить частично.
Взыскать с Межрайонной ИФНС России № 8 по Республике Коми (ИНН 1101482803) в пользу Тригубец Елены Михайловны ... задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск в размере 5 656 рублей 15 копеек, задолженность по отпускным в размере 68 192 рубля 86 копеек, компенсацию за задержку выплат в размере 5 849 рублей 46 копеек, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Докукина