Производство № 2-2379/2023
Дело № 66RS0003-01-2023-001126-68
Мотивированное решение изготовлено 31 августа 2023 года
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Екатеринбург 24 августа 2023 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Войт А.В., при помощнике судьи Макаровой В.Е., с участием представителя ответчика Гусева С.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хайминой Екатерины Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетней Хайминой Дарьи Артемовны, к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24, Министерству социальной политики Свердловской области о признании незаконным действий и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Хаймина Е.С. обратилась в суд с вышеуказанным иском в интересах несовершеннолетней Хайминой Д.А., указав в обоснование исковых требований, что является матерью ребенка-инвалида Хайминой Е.С. 02 августа 2022 года несовершеннолетняя Хаймина Д.А. в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», статьей 13 Закона Свердловской области от 03 декабря 2014 года № 108-03 «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области» признана нуждающейся в социальном обслуживании. Хайминой Д.А. ответчиком оформлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг (ИППСУ) за № ***. Указанная программа разработана до 02 августа 2025 года исходя из индивидуальных потребностей Хайминой Д.А. На основании ИППСУ Хайминой Д.А. с поставщиком социальных услуг БФ «Я ОСОБЕННЫЙ» заключен договор о предоставлении социальных услуг. Существенными условиями такого договоров о предоставлении социальных услуг явились положения, определенные индивидуальной программой Хайминой Д.А. С момента оформления индивидуальной программы по декабрь 2022 года несовершеннолетняя Хаймина Д.А. в полном объеме в соответствии с ее индивидуальной потребностью обеспечивалась социальными услугами. В декабре 2022 года под надуманным предлогом законному представителю Хайминой Е.С. указано на необходимость подойти в Управление социальной политики № 24. Без какого-либо заявления законного представителя ответчиком изготовлены новые экземпляры ИППСУ с теми же датами и номерами. Новая ИППСУ содержит изменения в сторону уменьшения объема и периодичности оказания социальных услуг. Истец полагает, что данными действиями нарушаются права и законные интересы несовершеннолетнего ребенка.
Истец просит признать незаконным действия ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 (далее – Управление) по внесению изменений в индивидуальные программы предоставления социальных услуг Хайминой Д.А., обязать ответчика выдать законному представителю Хайминой Д.А. ИППСУ от 02 августа 2022 года № *** в первоначальной редакции, обязать ответчика внести в информационную систему «Социальное обслуживание населения» информацию в соответствии с ИППСУ Хайминой Д.А. от 02 августа 2022 № *** в первоначальной редакции.
Определением от 25 июля 2023 года к производству суда принято уточнение требований /л.д. 139-145/. Истец просит признать незаконными действия ответчика по внесению изменений в ИППСУ Хайминой Д.А. от 02 августа 2022 года № *** устранить нарушения прав Хайминой Д.А. путем возложения на ответчика обязанности по составлению в срок, не превышающий десяти рабочих дней, со дня вступления в силу решения суда, индивидуальной программы получателей социальных услуг сроком на три года, в объемах и с периодичностью доставления социальных услуг, определяемых в соответствии со стандартами, установленными Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11 августа 2015 года № 482, в редакции от 16 ноября 2020 года «Об утверждении стандартов социальных услуг», включающие социальные услуги, поименованные в уточенном исковом заявлении /л.д. 143-145/, возложить на ответчика обязанность внести в информационную систему «Социальное обслуживание населения» информацию о социальных услугах, предоставляемых Хайминой Д.А. в соответствии с разработанной ИППСУ.
Истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представила, воспользовалась правом на ведение дела через представителя.
Представитель истца Абраменко Е.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании не явилась, извещена надлежащим образом, направила заявление о проведении заседания в отсутствие представителя истца и истца.
Представитель Управления Гусев С.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, представил отзыв и дополнения к нему, доводы которых поддержал. Указал, что индивидуальная программа составляется исходя из потребности в социальном обслуживании. Индивидуальная программа пересматривается в зависимости от изменения потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы. Действия по внесению изменений в ИППСУ – это право и обязанность Управления, такие действия не могут являться незаконными, поскольку предприняты Управлением в пределах предоставленной компетенции. Социальные услуги оказываются с учетом принципа адресности и с учетом индивидуальных потребностей в социальных услугах. ИППСУ в прежней редакции разработана без учета потребностей и без соблюдения принципа адресности. Внесение изменений в ИППСУ в декабре 2022 года связано с необходимостью устранения нарушений и не повлекло нарушения прав Хайминой Д.А. Требования истца заявлены без учета индивидуальных потребностей ребенка-инвалида, а также принципа адресности. Так, Хайминой Д.А. 7 лет, 22 октября 2023 года исполняется 8 лет, 1 степень ограничений к самообслуживанию предполагает самообслуживание без посторонней помощи. Соответственно у ребенка отсутствует потребность в оказании услуг, связанных с личной гигиеной (помощь в уходе за зубами, стрижка ногтей на руках, стрижка ногтей на ногах, туалет тела, смена нательного белья, умывание и прочее), а также в услуге помощь в приеме пищи (кормление). Помощь в осуществлении всех перечисленных действий при необходимости может и должна быть оказана ребенку его родителями в том числе в силу положений Семейного кодекса Российской Федерации. При этом родители не обращались с заявлением о признании их нуждающимися в социальной помощи. Например, у несовершеннолетнего ребенка не может быть потребности в отправке за счет средств получателя социальных услуг почтовой корреспонденции. Кроме того, после 21 января 2023 года социальные услуги могут оказываться исключительно в соответствии со Стандартами с изменениями, внесенными приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11 января 2023 года № 5, в том числе с той периодичностью, которая указана в действующих Стандартах. Требование о составлении ИППСУ в соответствии с ранее действующими Стандартами не основано на законе. Конкретная периодичность определяется Управлением в рамках Стандартов. Периодичность «по мере возникновения потребности» Управление вправе конкретизировать и указать количество услуг и определенный период.
Представитель ответчика Министерства социальной политики Свердловской области представил отзыв, указав, что Министерство не является надлежащим ответчиком, поскольку не принимает участие в вопросе признания гражданина нуждающимся, просил рассмотреть дело в их отсутствие /л.д. 70-71/
Представители третьих лиц БФ «Я ОСОБЕННЫЙ», прокурор г. Березовского в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Заслушав представителя Управления, исследовав материалы дела, оценив доказательства каждое в отдельности и все в совокупности, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Хаймина Д.А., 22 октября 2015 года рождения, на основании приказа Управления от 02 августа 2022 № *** признана нуждающейся в социальном обслуживании по причине: наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида, нуждающихся в постоянном постороннем уходе /л.д. 9/.
Хайминой Д.А. разработана ИППСУ от 02 августа 2022 года № *** со сроком до 02 августа 2025 года /л.д. 11-19/.
Социальные услуги, включенные в индивидуальную программу: форма социального обслуживания: обслуживание на дому, виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические, социально-трудовые, услуги, оказываемые в целях повышения коммуникативного потенциала получателя социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов; форма социального обслуживания: полустационарная, виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-правовые, социально-педагогические, социально-трудовые, услуги, оказываемые в целях повышения коммуникативного потенциала получателя социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов. Рекомендуемые поставщики социальных услуг: ООО «Центр адаптивной физической культуры «Берег надежды», БФ «Я особенный».
Судом установлено, что в декабре 2022 года Управлением внесены изменения в действующую ИППСУ Хайминой Д.А., а именно в программе исключена часть социальных услуг, уменьшен их объем и периодичность предоставления, порядковый номер и дата ИППСУ остались прежними /л.д. 20-22/.
Из материалов дела следует, что в декабре 2022 года Хаймина Е.С. приглашена в Управление для корректировки ИППСУ в целях соблюдения принципа адресности и учёта индивидуальных потребностей в социальных услугах. В соответствии с Приказом Министерства труда России от 30 июля 2014 года № 500н «Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателя социальных услуг» определена индивидуальная потребность Хайминой Д.А. в социальных услугах, в результате чего из ИППСУ исключён ряд социальных услуг:
1) социально-бытовые:
- уход за волосами;
- помощь в уходе за зубами;
- покупка в районе проживания клиента и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости, средств санитарии и гигиены, средств ухода, книг, газет, журналов;
- очистка или протирка от пыли (без мытья) наружных поверхностей корпусной мебели, бытовой техники, подоконников;
- стрижка ногтей на руках;
- стрижка ногтей на ногах;
- покупка и доставка на дом продуктов питания в районе проживания клиента;
- вынос мусора в домах с мусоропроводом;
- вынос мусора в контейнер;
- вынос жидких бытовых отходов в домах, не оборудованных системой канализации;
- оплата за счёт средств получателя социальных услуг жилищно-коммунальных услуг и услуг связи;
- содействие в организации предоставления услуг предприятий торговли и связи, и другими предприятиями, оказывающими населению услуги, а также информационных услуг;
- очистка или протирка от пыли (без мытья) полов или стен;
- мытье полов или стен туалетной, ванной комнаты;
- мытье дверей;
- сопровождение в медицинские организации;
- глажение белья;
- отправка за счёт получателя социальных услуг почтовой корреспонденции;
- подготовка холодильника к мытью;
- мытье холодильника внутри и снаружи (без передвижения холодильника);
- мытье окон, в том числе с балконной дверью, за исключением элементов остекления балконов и лоджий;
- туалет тела;
- смена постельного белья;
- смена нательного белья;
- мытье полов;
- мытье раковин;
- мытье ванны;
- мытье унитазов;
- мытье газовой (электрической) плиты;
- помывка клиента в ванной, в душе;
- сдача за счет средств получателя социальных услуг вещей в стирку, химчистку, ремонт, обратная их доставка;
- помощь в приготовлении пищи (кормление);
- мытье посуды;
- стирка вещей клиента;
- умывание;
2) социально-медицинские:
- осуществление посреднических действий между клиентом и медицинскими организациями по телефону, через сеть интернет;
- личное обращение в медицинскую организацию;
- сопровождение клиента в страховую медицинскую организацию;
- осуществление посредничества между клиентом и медицинскими организациями;
- осуществление посреднических действий между клиентом и медицинскими организациями, подразделением фонда социального страхования, протезно-ортопедическими предприятиями;
- осуществление посреднических действий между клиентом и организациями, осуществляющими проведение реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера;
- обращение в интересах клиента либо сопровождение клиента в медицинскую организацию, бюро медико-социальной экспертизы;
- личное обращение социального работника в медицинскую организацию;
- выполнение процедур, связанных с сохранением здоровья получателя социальных услуг (измерение температуры тела, артериального давления, контроль за приемом лекарств и другое) только в форме на дому;
- содействие в обеспечении по рецептам врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения;
- обращение в интересах клиента либо сопровождение клиента в медицинскую организацию, подразделения фонда социального страхования, управление социальной политики;
- обращение в интересах клиента либо сопровождение клиента в медицинскую организацию, (подразделение фонда социального страхования, протезно-ортопедическое предприятие;
- сопровождение клиента в организации, осуществляющие проведение реабилитационных мероприятий медицинского и социального характера;
- занятие с клиентом, находящимся на постельном режиме или передвигающимся по жилому помещению с посторонней помощью, по освоению и выполнению посильных физических упражнений;
3) социально-психологические:
- социально-психологическое консультирование в группе, только в форме на дому;
- оказание психологической помощи в группе, в том числе, общение, выслушивание, подбадривание, мотивация к активности, психологическая поддержка жизненного тонуса клиентов, только в форме на дому;
- психологическая коррекция в группе для несовершеннолетних, только в форме на дому;
4) социально-правовые:
- содействие клиенту в подготовке обращений в различные организации по вопросу оформления и восстановления документов;
- оказание помощи в получение юридических услуг, только в форме на дому;
- обращение в интересах клиента, либо сопровождение клиента в различные организации по вопросу оформления и восстановления документов;
- содействие клиенту в подготовке документов, необходимых для организации пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;
- консультирование по вопросам, связанным с правом гражданина на социальное обслуживание в государственной и негосударственной системах социальных служб и защиту своих прав;
- услуги по защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;
- обращение в интересах клиента, либо сопровождение клиента в организацию, осуществляющую пенсионное обеспечение;
- обращение в интересах клиента, либо сопровождение клиента в управление социальной политики, многофункциональный центр предоставление государственных и муниципальных услуг;
5) социально-педагогические;
- социально-педагогическое консультирование в группе, только в форме обслуживания на дому;
- социально-педагогическая коррекция в группе, только в форме обслуживания на дому;
- проведение занятия в группе по обучению родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольным получателем социальных услуг;
- проведение индивидуального занятия по обучению родственников практическим навыкам общего ухода за тяжелобольным получателем социальных услуг;
- организация досуга (посещение театров, выставок, экскурсий, мероприятия), только в форме на дому;
- организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленных на развитие личности4
6) социально-трудовые:
- проведение занятия в группе по использованию трудовых возможностей и обучению доступным профессиональным навыкам, только в форме обслуживания на дому;
- проведение индивидуального занятия по использованию трудовых возможностей и обучению доступных профессиональным навыкам, только в форме обслуживания на дому;
7) услуги, оказываемые в целях повышения коммуникативного потенциала получения социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов:
- проведение занятия в группе по обучению пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
- проведение индивидуального занятия по обучению использования средствами ухода и техническими средствами реабилитации4
- проведение занятий в группах взаимоподдержки, клубах общения, только в форме обслуживания на дому;
- проведение индивидуального занятия по обучению компьютерной грамотности, только в форме на дому.
То есть истцу выдана ИППСУ с теми же датами и регистрационными номерами за исключением указанного набора услуг. В обоснование указанного Управление ссылается на включение в ИППСУ только тех социальных услуг, которые предоставляются непосредственно ребенку в соответствие с потребностями ребенка.
Проверяя доводы сторон в части обоснованности действий ответчика, суд приходит к следующему.
Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», устанавливающим правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации, полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан, а также права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг, к числу принципов социального обслуживания отнесена адресность предоставления социальных услуг (пункт 2 части 2 статьи 4).
Предусматривая возможность оказания социальных услуг на различных условиях - бесплатно либо за плату или частичную плату (пункт 3 части 2 статьи 27), названный Федеральный закон в статье 31 определил категории граждан, которым социальные услуги могут предоставляться бесплатно, в том числе исходя из уровня их дохода, и делегировал Правительству Российской Федерации полномочия по установлению порядка определения среднедушевого дохода для бесплатного предоставления социальных услуг.
Согласно положениям части 1 статьи 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона № 442-ФЗ социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
В силу положений части 2 статьи 4 Федерального закона № 442-ФЗ социальное обслуживание осуществляется на следующих принципах:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
5) добровольность.
В соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ в Свердловской области принят Закон Свердловской области от 03 декабря 2014 года № 108-ОЗ «О социальном обслуживании граждан в Свердловской области».
В соответствии с п. 2 ст. 14 Закона Свердловской области № 108-ОЗ индивидуальная программа составляется территориальным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания или уполномоченной организацией в порядке, установленном уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере социального обслуживания, исходя из потребности гражданина в социальных услугах.
Индивидуальная программа в соответствии с федеральным законом пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.
Согласно п. 1 Положения о территориальном отраслевом исполнительном органе государственной власти Свердловской области - Управлении социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24, утверждённого постановлением Правительства Свердловской области от 23 апреля 2020 года № 274-ПП, Управление является территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Свердловской области, обеспечивающим в пределах своей компетенции проведение государственной политики в сферах социальной защиты населения, социального обслуживания граждан, опеки и попечительства на территории города Березовского и Кировского района города Екатеринбурга.
Соответственно, привлечение Министерства социальной политики Свердловской области в качестве соответчика не основано на законе, надлежащим ответчиком является ТОИОГВ СО - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24.
Согласно п. 6 приказа Минтруда России от 30 июля 2014 года № 500н (в редакции от 02 декабря 2020 года) «Об утверждении рекомендаций по определению индивидуальной потребности в социальных услугах получателей социальных услуг» (далее – Рекомендации) в соответствии со статьей 16 Федерального закона № 442-ФЗ, исходя из потребности гражданина в социальных услугах составляется индивидуальная программа, в которой указывается форма или формы социального обслуживания (рекомендуется указывать форму социального обслуживания на дому и (или) полустационарную форму социального обслуживания), виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 442-ФЗ.
Пунктами 6.1 и 6.2 Рекомендаций предусмотрено, что при указании в индивидуальной программе предоставления социальных услуг стационарной формы социального обслуживания рекомендуется определять условия проживания получателя социальных услуг в организации социального обслуживания в соответствии со статьей 19 Федерального закона № 442-ФЗ: при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.
Исходя из потребности ребенка или детей и членов их семьи, нуждающихся в социальных услугах вследствие обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия их жизнедеятельности, указанных в пунктах 1, 2, 3, 4 части первой статьи 15 Федерального закона № 442-ФЗ, в индивидуальной программе рекомендуется указывать также форму или формы социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению, осуществляемые в соответствии со статьей 22 Федерального закона № 442-ФЗ, направленные на профилактику отказа родителей от воспитания детей, ограничения их в родительских правах, лишения родительских прав, а также на обеспечение возможности восстановления родителей в родительских правах или отмены ограничения родительских прав, профилактику отказа лиц, усыновивших (удочеривших) или принявшим под опеку (попечительство) ребенка, от воспитания ребенка.
Из доводов ответчика следует, что ИППСУ в первоначальной редакции разработана без соблюдения принципа адресности и без учёта индивидуальных потребностей получателей социальных услуг. Внесение изменений в ИППСУ в декабре 2022 года связано с необходимостью устранения указанных нарушений и не повлекло за собой нарушения прав получателей социальных услуг.
Между тем, судом установлено, что выданная Хайминой Д.А. в декабре 2022 года редакция ИППСУ, также составлена без учета Рекомендаций, поскольку из смысла вышеуказанной нормы, адресность оказания социальных услуг прежде всего связана с индивидуальными особенностями лиц, нуждающихся в данных социальных услугах, тогда как доказательств проведения подобных мероприятий по оценке нуждающихся на предмет определения периодичности и объема оказания социальных услуг, тем более в сторону уменьшения, ответчиком суду не предоставлено.
Соответственно, суд не может признать действия ответчика законными в части изменения программы ИППСУ в декабре 2022 года.
Ссылки представителя ответчика на п. 4 вышеуказанных рекомендаций суд отклоняет, поскольку в данном случае законодатель прямо предусматривает этим же пунктом, что при оценке условий жизнедеятельности гражданина рекомендуется исходить, в том числе, из условий проживания и состава семьи гражданина, что в совокупности с п. 3.1 этих же рекомендаций, предусматривающих, что индивидуальную потребность в социальных услугах получателей социальных услуг рекомендуется определять исходя из принципа сохранения пребывания гражданина в привычной благоприятной среде и права ребенка жить и воспитываться в семье, права ребенка на совместное проживание с родителями, предполагает проведение соответствующих мероприятий по проверке нуждающихся. Вместе с тем, как указано ранее, какой-либо оценки проведено не было, обратного не доказано.
Более того, как следует из пояснений ответчика, ИППСУ приведена в соответствии со Стандартами социальных услуг с изменениями, внесёнными приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11 января 2023 года № 5 «О внесении изменений в стандарты социальных услуг, утвержденные приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11 августа 2015 года № 482», то есть на дату внесения изменений об объеме и периодичности предоставления социальных услуг (декабрь 2022 года) ответчик руководствовался Стандартами в редакции, не вступившими в законную силу.
Также суд находит безосновательными доводы представителя ответчика относительно необоснованности включению в набор социальных услуг, оказываемых только родителям ребенка-инвалида, ввиду отсутствия в их необходимости для непосредственно самого ребенка.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 3 Федерального закона № 442-ФЗ содержит терминологическую основу его применения:
социальное обслуживание граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам (подпункт 1);
социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности (подпункт 2);
получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги (подпункт 3).
Согласно положениям части 1 статьи 15 Федерального закона № 442-ФЗ гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности, в том числе наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе (подпункт 2).
В силу статьи 20 того же Закона получателям социальных услуг с учетом их индивидуальных потребностей предоставляются, среди прочего, виды социальных услуг: социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту (пункт 1).
Правительством Российской Федерации 24 ноября 2014 года принято Постановление № 1236 «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг», пунктом 1 которого утвержден примерный перечень социальных услуг по видам социальных услуг (далее Перечень).
Подпунктом "б" пункта 1 Перечня установлено, что обеспечение кратковременного присмотра за детьми относится к категории социально-бытовых услуг в форме социального обслуживания на дому.
Приказом Минтруда России от 24 ноября 2014 года № 939н «Об утверждении Примерного порядка предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому» (пунктом 1) утвержден одноименный Примерный порядок (далее Примерный порядок предоставления социальных услуг).
Согласно пункту 1 Примерного порядка предоставления социальных услуг, он определяет правила предоставления социальных услуг, в том числе срочных социальных услуг, в форме социального обслуживания на дому гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, беженцам, которые признаны нуждающимися в социальном обслуживании в форме социального обслуживания на дому и которым предоставляется социальная услуга или социальные услуги (далее получатели социальных услуг).
Согласно пункту 2 Примерного порядка предоставления социальных услуг, социальное обслуживание в форме социального обслуживания на дому включает в себя деятельность по предоставлению социальных услуг получателям социальных услуг, которая направлена на улучшение условий их жизнедеятельности при сохранении пребывания получателей социальных услуг в привычной благоприятной среде - месте их проживания.
При определении необходимых гражданину видов социальных услуг, предоставляемых в форме социального обслуживания на дому, учитывается нуждаемость получателя социальных услуг в получении таких услуг, характер обстоятельств, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности (пункт 3 Примерного порядка предоставления социальных услуг).
В пункте 21 Примерного порядка предоставления социальных услуг регламентировано, что оценка качества оказания социально-бытовых услуг включает в себя оценку обеспечения кратковременного присмотра за детьми получателя социальных услуг, которое должно отвечать не только критериям необходимости, своевременности, но и безопасности детей.
Результатом предоставления социальных услуг в форме социального обслуживания на дому является улучшение условий жизнедеятельности получателя социальных услуг (пункт 34 Примерного порядка предоставления социальных услуг).
По смыслу приведенных положений федерального законодательства социальная услуга «обеспечение кратковременного присмотра за детьми» предоставляется родителям, нуждающимся в социальном обслуживании вследствие наличия в семье ребенка-инвалида, требующего постоянного постороннего ухода, в целях улучшения условий их жизнедеятельности, в частности, посредством их освобождения на определенный период времени от выполнения обязанности по присмотру за ребенком (детьми).
Доводы ответчика, заключающиеся в утверждении о наличии статуса получателя социальных услуг у несовершеннолетнего ребенка-инвалида, изложенные в отзыве, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, регламентирующих порядок предоставления конкретных видов социальных услуг.
Действительно, Управлению предоставлено право пересмотра ИППСУ, однако такие действия должны совершаться в связи с оценкой изменения потребностей путем разработки программы с новой датой, а не путем подмены ИППСУ взамен ранее выданной с тем же номером и с той же датой и с различным объемом услуг и периодичностью их оказания. Тем более пересмотр программы должен быть осуществлен на основании действующих норм
В связи с чем, требования в части признания незаконными действий Управления по внесению изменений в индивидуальную программу социальных услуг Хайминой Д.А. от 02 августа 2022 № *** подлежат удовлетворению.
Однако, требования в части возложения на ответчика обязанности по составлению в срок, не превышающий десяти рабочих дней, со дня вступления в силу решения суда, индивидуальной программы получателей социальных услуг сроком на три года, в объемах и с периодичностью доставления социальных услуг, определяемых в соответствии со стандартами, установленными Приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11 августа 2015 года № 482, в редакции от 16 ноября 2020 года «Об утверждении стандартов социальных услуг», включающие социальные услуги, поименованные в уточенном исковом заявлении /л.д. 143-145/, возложить на ответчика обязанность внести в информационную систему «Социальное обслуживание населения» информацию о социальных услугах, предоставляемых Хайминой Д.А. в соответствии с разработанной ИППСУ, подлежат отклонению, поскольку после вступления в законную силу приказа Министерства социальной политики Свердловской области от 11 января 2023 года № 5 «О внесении изменений в стандарты социальных услуг, утвержденные приказом Министерства социальной политики Свердловской области от 11 августа 2015 года № 482» в Стандарты внесены изменения. Представленная суду истцом в уточнениях исковых требований форма ИППСУ данным Стандартам не отвечает.
Более того, именно на Управление возложены полномочия по разработке ИППСУ с учетом адресности и индивидуальных потребностей гражданина, нуждающегося в социальной помощи. Следовательно, принятие судом решения в данной части фактически о разработке ИППСУ для истца повлечет подмену полномочий.
В связи с указанным у ответчика также отсутствует и обязанность по внесению в информационную систему «Социальное обслуживание населения» информацию в соответствии с ИППСУ Хайминой Е.С. от 02 августа № *** в указанной редакции. Требование в этой части также подлежит отклонению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Хайминой Екатерины Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетней Хайминой Дарьи Артемовны, к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24, Министерству социальной политики Свердловской области о признании незаконным действий удовлетворить частично.
Признать незаконными действия Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 24 по внесению изменений в индивидуальную программу предоставления социальных услуг Хайминой Дарьи Артемовны от 02 августа 2022 № ***
Остальные требования Хайминой Екатерины Сергеевны, действующей в интересах несовершеннолетней Хайминой Дарьи Артемовны, оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья А.В. Войт