Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2806/2023 от 22.09.2023

КОПИЯ

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

город Мурманск

15 декабря 2023 года

Ленинский районный суд <адрес> в составе судьи Завражнова М. Ю. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания ФИО1 в открытом судебном заседании рассмотрел гражданское дело по иску прокурора Ленинского административного округа города Мурманска к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок » и обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт» о возложении обязанности обустроить контейнерную площадку.

Заслушав доклад судьи и исследовав письменные доказательства, суд

установил:

истец, уточнившись, требует возложить только на ответчика ООО «ЖЭУ » обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обустроить территорию контейнерной площадки по адресу <адрес> твердым покрытием (асфальтированным или бетонированным) с уклоном для отведения дождевых и талых сточных вод, элементами сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, информацией о сроках удаления отходов и контактной информацией ответственного лица, а также информационной табличкой, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры. Первоначально истец требовал возложить такую обязанность на администрацию <адрес>, а затем на ООО «ЖЭУ № 3» и ООО «Комфорт».

В обоснование своих требований истец ссылается на то, что постановлением правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена территориальная схема обращения с отходами <адрес>, приложением к которой является адресный перечень мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ город-герой Мурманск
(в редакции постановления правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП), в который включен адрес контейнерной площадки на <адрес> <адрес> обслуживаемых домов на <адрес>, а также на <адрес>, на <адрес>. Деятельность по управлению указанным многоквартирным домом на <адрес> осуществляет ООО «ЖЭУ № 3», в связи с чем истец полагает именно его обязанным обустроить территорию данной контейнерной площадки, так как, по мнению истца, эта контейнерная площадка относится к составу общего имущества собственников помещений названного многоквартирного дома.

Администрация <адрес> в своем письменном отзыве поддерживала требования истца и полагала, что контейнерная площадка относится к составу общего имущества собственников помещений многоквартирного дома на <адрес>, поэтому обустраивать ее обязан ответчик, осуществляющий деятельность по управлению этим многоквартирным домом.

Другие участвующие в деле лица извещены о судебном процессе, времени и месте судебного разбирательства в установленном порядке и надлежащим образом, на судебное заседание не явились и явку представителей не обеспечили, о причинах неявки не сообщали и о перемене адреса не уведомляли; их неявка не препятствует рассмотрению дела по имеющимся доказательствам. Настоящим решением суда не разрешается вопрос о правах и обязанностях иных лиц, а также не затрагиваются права и обязанности иных лиц, поэтому суд не видит предусматриваемых законом оснований для привлечения к участию в деле иных лиц. Какие-либо ходатайства не заявлены, неразрешенных ходатайств нет. Предусматриваемых законом оснований для отложения судебного разбирательства не имеется.

Разрешив вопрос о последствиях неявки, суд пришел к выводу о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, при этом суд, руководствуясь частью 1 статьи 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в порядке заочного производства, так как ответчик о рассмотрении дела в свое отсутствие не просит, а явившийся на судебное заседание представитель истца согласен на рассмотрение дела в порядке заочного производства в отсутствие ответчика.

Под благоустройством территории понимается градостроительная деятельность по развитию территории и реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий (пункты 1 и 36 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации устанавливают правила благоустройства территории муниципального образования, являющиеся муниципальным правовым актом (абзац двадцать второй части 1 статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Утверждение правил благоустройства территории муниципального образования, согласно пункту 25 части 1 статьи 16, пункту 11 части 10
статьи 35 и части 1 статьи 45.1 этого же федерального закона, относится к вопросам местного значения городского округа и к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Также к вопросам местного значения городского округа относится осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства и организация благоустройства территории городского округа в соответствии с указанными правилами.

Вопросы, которые могут регулировать правила благоустройства территории муниципального образования, приведены в части 2 статьи 45.1 названного федерального закона. Иные вопросы, регулируемые правилами благоустройства территории муниципального образования, могут быть предусмотрены законом субъекта Российской Федерации исходя из природно-климатических, географических, социально-экономических и иных особенностей отдельных муниципальных образований (часть 3 данной статьи).

Так, правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы: 1) содержания территорий общего пользования и порядка пользования такими территориями; 2) внешнего вида фасадов и ограждающих конструкций зданий, строений, сооружений; 3) проектирования, размещения, содержания и восстановления элементов благоустройства, в том числе после проведения земляных работ; 4) организации освещения территории муниципального образования, включая архитектурную подсветку зданий, строений, сооружений; 5) организации озеленения территории муниципального образования, включая порядок создания, содержания, восстановления и охраны расположенных в границах населенных пунктов газонов, цветников и иных территорий, занятых травянистыми растениями; 6) размещения информации на территории муниципального образования, в том числе установки указателей с наименованиями улиц и номерами домов, вывесок; 7) размещения и содержания детских и спортивных площадок, площадок для выгула животных, парковок (парковочных мест), малых архитектурных форм; 8) организации пешеходных коммуникаций, в том числе тротуаров, аллей, дорожек, тропинок; 9) обустройства территории муниципального образования в целях обеспечения беспрепятственного передвижения по указанной территории инвалидов и других маломобильных групп населения; 10) уборки территории муниципального образования, в том числе в зимний период; 11) организации стоков ливневых вод; 12) порядка проведения земляных работ; 13) участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий; 14) определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации; 15) праздничного оформления территории муниципального образования; 16) порядка участия граждан и организаций в реализации мероприятий по благоустройству территории муниципального образования.

Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск утверждены решением Совета депутатов города Мурманска от 27 октября 2017 года № 40-712 и устанавливают требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования город Мурманск, перечень мероприятий по благоустройству территории города, порядок и периодичность их проведения для формирования безопасной, комфортной и привлекательной городской среды, а также требования, которые необходимо применять при осуществлении деятельности по благоустройству территории (пункты 1.1 и 1.2 правил).

Согласно пункту 1.2 данных правил деятельность по благоустройству территории муниципального образования город Мурманск включает в себя разработку проектной документации по благоустройству территории, выполнение мероприятий по благоустройству территории и содержанию объектов благоустройства, а также осуществление контроля за благоустройством территории города Мурманска. В соответствии с
пунктом 1.3 указанных правил проектирование и эксплуатация объектов благоустройства территории должны обеспечивать требования по охране здоровья человека, охраны исторической и природной среды, создавать технические возможности беспрепятственного передвижения по территории города маломобильных групп населения.

Пунктом 1.7 названных правил определяется, кто может выступать участником деятельности по благоустройству. Так, участниками деятельности по благоустройству могут выступать: а) жители города Мурманска, которые формируют запрос на благоустройство и принимают участие в оценке предлагаемых решений. В отдельных случаях, определенных (установленных) отдельными правоустанавливающими актами, граждане участвуют в выполнении работ. Жители могут быть представлены общественными организациями и объединениями; б) представители органов местного самоуправления, которые формируют техническое задание, выбирают исполнителей и обеспечивают финансирование в пределах своих полномочий; в) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на территории города Мурманска, которые могут участвовать в формировании запроса на благоустройство, а также в финансировании мероприятий по благоустройству; г) представители профессионального сообщества, в том числе ландшафтные архитекторы, специалисты по благоустройству и озеленению, архитекторы и дизайнеры, которые разрабатывают концепции и проекты благоустройства, рабочую документацию; д) исполнители работ, специалисты по благоустройству и озеленению, в том числе возведению малых архитектурных форм; е) иные лица, заинтересованные в осуществлении деятельности по благоустройству.

Территории города определяются правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (пункт 2.81) как земли и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также находящиеся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, расположенные в границах муниципального образования город Мурманск, утвержденных Законом Мурманской области от 29 декабря 2004 года № 582-01-ЗМО
«Об утверждении границ муниципальных образований в Мурманской области».

Территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, являются территориями общего пользования (пункт 12 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Также территории общего пользования определяются правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (пункт 2.87) как территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Территории жилого назначения определяются правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (пункт 2.82) как совокупность территорий, предназначенных для размещения жилых домов разных типов, отдельно стоящих, встроенных, пристроенных объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, учреждений дошкольного, начального и среднего образования, иных объектов капитального строительства, допустимых для размещения на территории жилого назначения градостроительными регламентами, объектов благоустройства территории и общественного пространства. Обязательный перечень элементов благоустройства на земельных участках объектов капитального строительства, размещаемых на территории жилого назначения, включает твердые виды покрытия проездов, тротуаров, элементы сопряжения поверхностей, озеленение, урны или контейнеры, осветительное оборудование, стоянки (парковки) автомобилей (абзац первый пункта 4.2.5 правил благоустройства).

Согласно пункту 38 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации элементами благоустройства являются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск к объектам благоустройства относят территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе детские, спортивные площадки и площадки для отдыха; площадки для выгула и дрессировки собак; площадки автостоянок; улицы (в том числе пешеходные) и дороги; парки, скверы, иные зеленые зоны; площади, набережные и другие территории; технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны
(подраздел 5.1 этих правил). К элементам благоустройства правила благоустройства территории муниципального образования город Мурманск относят элементы озеленения; покрытия и сопряжения поверхностей; ограждения (заборы); водные устройства; уличное коммунально-бытовое и техническое оборудование; игровое и спортивное оборудование; элементы освещения; рекламные конструкции и средства размещения информации (информационные конструкции); малые архитектурные формы и городскую мебель; некапитальные нестационарные сооружения; памятные (мемориальные) объекты и объекты городской скульптуры; элементы, используемые в качестве составных частей благоустройства (в том числе контейнерные площадки, стоянки транспортных средств (парковки), детские, спортивные площадки, площадки для отдыха), необходимые для эксплуатации объекта капитального строительства; знаки информирования об объектах притяжения (подраздел 5.2 этих правил).

Под содержанием объектов и элементов благоустройства правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (пункт 2.73) понимается комплекс организационно-технических мероприятий, направленных на поддержание технического, санитарно-эпидемиологического, экологического и эстетического состояния территорий и размещенных на них элементов благоустройства в целях обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан.

Контейнерная площадка определяется правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (абзац пятый пункта 2) и правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (пункт 5.2.14.1) как место накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров. Обязательный перечень элементов благоустройства территории на площадке включает: твердые виды покрытия, элементы сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями, ограждение, контейнеры с крышкой (пункт 5.2.14.2 правил).

Под контейнером правила обращения с твердыми коммунальными отходами понимают мусоросборник, предназначенный для складирования твердых коммунальных отходов, за исключением крупногабаритных отходов (абзац четвертый пункта 2).

Некапитальные нестационарные сооружения определяются правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск (пункт 2.47) как временные сооружения, не связанные прочно с земельным участком (не предусматривающие устройство заглубленных фундаментов и подземных сооружений), вне зависимости от присоединения к инженерным сетям.

Под твердыми коммунальными отходы понимаются образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (абзац двадцать первый пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Объектами размещения отходов являются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов, и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов (абзац десятый пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения является накоплением отходов, а складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения является хранением отходов (абзацы шестой и девятнадцатый пункта 1 статьи 1 Федерального закона
«Об отходах производства и потребления»).

Сбором отходов является прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения (абзац семнадцатый пункта 1 статьи 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).

Согласно пункту 10.2.7.3 правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск сбор отходов от многоквартирных домов и с участков индивидуальной жилой застройки осуществляется в контейнеры. Контейнеры должны быть технически исправны, находиться в надлежащем санитарном состоянии. В случае отсутствия на территории здания, сооружения участка территории, позволяющего организовать место накопления отходов производства и потребления в соответствии с требованиями законодательства, правообладатель, лицо, ответственное за содержание здания или сооружения, обязаны обеспечить сбор отходов производства и потребления путем заключения соглашения (договора) с правообладателями близлежащего места накопления отходов производства и потребления, оборудованного в соответствии с требованиями законодательства. Факт отсутствия на территории здания, сооружения участка территории, позволяющего организовать место накопления отходов производства и потребления в соответствии с требованиями законодательства, подтверждается решением комиссии с участием соответствующего управления административного округа города.

Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от
27 сентября 2003 года № 170 (пункты 3.7.2, 3.7.4 и 3.7.5), предусматривается, что сбор бытовых отходов следует производить в переносные металлические мусоросборники вместимостью до 100 л, установленные под навесом, для жилых домов с населением до 200 человек, а также в контейнеры вместимостью до 800 л – для домов с населением 200 человек и более. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений. Площадки для контейнеров на колесиках должны оборудоваться пандусом от проезжей части и ограждением (бордюром) высотой 7-10 см, исключающим возможность скатывания контейнеров в сторону. Подъезды к местам, где установлены контейнеры и стационарные мусоросборники, должны освещаться и иметь дорожные покрытия с учетом разворота машин и выпуска стрелы подъема контейнеровоза или манипулятора. При размещении на одной площадке до шести переносных мусоросборников должна быть организована их доставка к местам подъезда мусоровозных машин.

Согласно пунктам 3.7.17 и 3.7.18 этих же правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда на территории каждого домовладения должны быть установлены урны, соответствующие утвержденному местным органом самоуправления образцу. Расстояния между урнами должны быть не менее 50 м на тротуарах III категории, не более 100 м – на остальных тротуарах, во дворах, в местах возможного образования мелких отходов (перед входами в магазины и так далее). Урны следует очищать от отходов в течение дня по мере необходимости, но не реже одного раза в сутки, а во время утренней уборки периодически промывать.

При этом согласно абзацу первому пункта 5.2.12.4 правил благоустройства территории муниципального образования город Мурманск не допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений
(в том числе мусорных контейнеров) ближе 20 метров от окон жилых домов и на дворовых территориях многоквартирных домов без соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с абзацем шестым пункта 3.7.1 правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда организации по обслуживанию жилищного фонда не обязаны обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций.

Таким образом, применительно к обстоятельствам настоящего дела следует различать:

урны как элементы благоустройства (вид оборудования) и как некапитальные нестационарные сооружения, которые размещаются собственниками помещений в многоквартирном доме на территории жилого назначения, в том числе на территории, предназначенной для размещения многоквартирного дома, при этом такие урны допускается размещать ближе 20 метров от окон жилых домов;

контейнеры как элементы благоустройства (виды оборудования) и как некапитальные нестационарные сооружения, которые размещаются собственниками помещений в многоквартирном доме на территории жилого назначения, в том числе на территории, предназначенной для размещения многоквартирного дома, при этом такие контейнеры допускается размещать не ближе 20 метров от окон жилых домов;

контейнерные площадки как места накопления твердых коммунальных отходов и как объекты благоустройства, то есть как территории, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе по размещению на этих территориях контейнеров (элементов благоустройства, некапитальных нестационарных сооружений), а также по обустройству этих территорий специальными площадками в соответствии с установленными требованиями;

площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов (в том числе для складирования крупногабаритных отходов) как места накопления твердых коммунальных отходов и как объекты благоустройства, то есть как территории, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе по размещению на этих территориях бункеров (элементов благоустройства, некапитальных нестационарных сооружений), а также по обустройству этих территорий специальными площадками в соответствии с установленными требованиями.

При этом под площадкой правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, а также правилами благоустройства территории муниципального образования город Мурманск понимается твердое покрытие территории площадки (бетонированное или асфальтированное) с элементами сопряжения поверхностей, ограждение данной территории и размещение (если эта площадка контейнерная, а не для складирования отдельных групп коммунальных отходов) на указанной территории контейнеров.

Согласно пунктам 1, 3 и 6 статьи 13.4 Федерального закона
«Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 данной статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований. Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абзацами первым-третьим пункта 4 статьи 8 указанного федерального закона создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах, а также определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов относятся к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 4 статьи 13.4 названного федерального закона органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 24 части 1 статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

Как видно из настоящего дела, ответчик ООО «ЖЭУ № 3» управляет многоквартирным домом по адресу <адрес> на основании договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ. Состав общего имущества собственников помещений данного многоквартирного дома определен приложением № 3 к указанному договору, в том числе в него включены земельный участок, на котором расположен указанный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета. ООО «Комфорт» оказывал услуги по содержанию общего имущества этого же многоквартирного дома на основании договора, действовавшего с
ДД.ММ.ГГГГ до возникновения до возникновения обязательств по обслуживанию дома у юридического лица, определенного решением общего собрания собственников помещений, или выбора собственниками помещений иного способа управления.

Постановлением правительства <адрес> от 7 октября
2016 года утверждена территориальная схема обращения с отходами <адрес>, приложением к которой является адресный перечень мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования городской округ город-герой Мурманск
(в редакции постановления правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ПП), в который включен адрес контейнерной площадки на <адрес> <адрес> и адреса обслуживаемых домов на <адрес>, а также на <адрес> 26, на <адрес>.

При рассмотрении и разрешении настоящего дела суд в целях всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств истребовал информацию:

о лице, которое изначально осуществило деятельность по обустройству (созданию, строительству) площадки накопления твердых коммунальных отходов по адресу <адрес>, Подстаницкого улица, в районе <адрес>;

о собственнике места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу <адрес> которая должна содержаться в реестре мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с абзацем четвертым пункта 5 статьи 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», и выписку из названного реестра с отдельным указанием истребованной информации о собственнике, при этом отдельно обращалось внимание, что истребуется информация именно о собственнике, а не о пользователях и (или) лицах, обязанных содержать данное место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов и (или) находящиеся на этом месте (площадке) контейнеры и другое оборудование, а также, что истребуется информация о собственнике именно места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, а не расположенных на нем контейнерах и другого оборудования;

документы технического учета (инвентаризации) в отношении многоквартирного дома по адресу <адрес> а также контейнерной площадки по адресу <адрес>

о порядке, в котором органами местного самоуправления муниципального образования городской округ город-герой Мурманск организовано содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в тех случаях, когда такая обязанность лежит именно на органах местного самоуправления городского округа, а не на других лицах, в соответствии с абзацем вторым пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

о создании муниципальным образованием городской округ город-герой Мурманск муниципального предприятия или учреждения для осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа в области обращения с твердыми коммунальными отходами по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на основании абзаца первого части 4 статьи 51 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

карты-схемы (или их проекты) определенных границ всех прилегающих территорий в отношении многоквартирного дома по адресу <адрес>, <адрес>, согласованные и утвержденные в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗМО «О порядке определения границ прилегающих территорий органами местного самоуправления», а также пунктами 10.2.2.2 и 10.2.2.3 правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ;

о придомовой территории многоквартирного дома по адресу <адрес> согласно пункту 3.29 Национального стандарта Российской Федерации ФИО3 51929-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», то есть о земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом, границы и размеры которого определены на основании данных государственного кадастрового учета (номера), с указанием уникальных характеристик объекта недвижимости, разрешенного использования и сведений об элементах озеленения и благоустройства, а также иных, расположенных и предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого дома, объектов и сооружений;

о придомовой территории многоквартирного дома по адресу <адрес> согласно пункту 2.59 правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, утвержденных решением Совета депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , то есть о территории, сформированной в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, – в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение);

о наличии или отсутствии общей прилегающей территории в отношении места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов как объекта коммунальной инфраструктуры по адресу <адрес>, Подстаницкого улица, в районе <адрес> применительно к подпункту 2 пункта 3 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗМО «О порядке определения границ прилегающих территорий органами местного самоуправления».

В ответ на запросы суду предоставлены сведения о том, что обязанность по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на органах местного самоуправления муниципального образования <адрес> ни в каком случае не лежит, и муниципальные предприятие или учреждение для осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа в области обращения с твердыми коммунальными отходами по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов не создавались.

При этом муниципальным бюджетным учреждением «Экосистема» (пункты 2.1 и 2.2) в дело представлен устав, по которому данное учреждение создано для выполнения работ и оказания услуг в целях обеспечения реализации полномочий администрации <адрес> в сфере охраны окружающей среды, а предметом его деятельности является сохранение и улучшение на территории <адрес> состояния окружающей среды; для достижения указанных целей учреждение организовывает и обеспечивает выполнение мероприятий в сфере охраны окружающей среды, в том числе направленных на обращение с отходами.

Как сообщено суду в ответ на запросы, сведений о лице, которое изначально осуществило деятельность по обустройству (созданию, строительству) площадки накопления твердых коммунальных отходов по адресу <адрес>, Подстаницкого улица, в районе <адрес>, не имеется.

Разрешение на осуществление земляных работ в отношении контейнерной площадки по адресу <адрес> органами местного самоуправления муниципального образования <адрес> не выдавалось. Заявка о согласовании создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу <адрес> органы местного самоуправления муниципального образования <адрес> не поступала. Сведения о соблюдении порядка создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов по адресу <адрес> органами местного самоуправления муниципального образования <адрес> суду не представлены.

Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, без которого не допускается размещение некапитальных нестационарных сооружений (в том числе мусорных контейнеров) на дворовых территориях многоквартирных домов, суду также не представлено.

Карты-схемы (или их проекты) границ прилегающих территорий в отношении многоквартирного дома по адресу <адрес> не согласовывались и не утверждались. Общей прилегающей территории в отношении места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов как объекта коммунальной инфраструктуры по адресу <адрес> не имеется.

Документов технического учета (инвентаризации) в отношении контейнерной площадки по адресу <адрес> нет.

Вместе с тем документы технического учета (инвентаризации) представлены в отношении многоквартирного дома по адресу <адрес>, Подстаницкого улица, <адрес>, а также судом установлено, что многоквартирный дом по адресу <адрес>, Подстаницкого улица, <адрес> находится на земельном участке с государственным кадастровым номером площадью 2966 кв. м., то есть земельный участок под указанным домом образован, при этом данный земельный участок образован не по границам этого дома.

Градостроительным кодексом Российской Федерации и правилами благоустройства территории муниципального образования <адрес> прилегающая территория определяется как территория общего пользования, которая прилегает к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которой определены правилами благоустройства территории муниципального образования в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации (пункт 37 статьи 1 и пункт 2.62, соответственно).

На территории <адрес> порядок определения границ прилегающих территорий предусматривается статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗМО «О градостроительной деятельности на территории <адрес>», согласно которой границы прилегающих территорий определяются правилами благоустройства территории муниципального образования <адрес> в соответствии с <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ЗМО «О порядке определения границ прилегающих территорий органами местного самоуправления».

Согласно <адрес> «О порядке определения границ прилегающих территорий органами местного самоуправления» границы прилегающей территории определяются правилами благоустройства в отношении территорий общего пользования, которые прилегают к зданию, строению, сооружению, земельному участку, в зависимости от расположения зданий, строений, сооружений, земельных участков в существующей застройке, вида их разрешенного использования или фактического назначения, их площади, а также с учетом максимального расстояния от внутренней границы прилегающей территории до внешней границы прилегающей территории и иных требований настоящего закона (часть 1 статьи 2). Границы прилегающей территории отображаются на картах-схемах. Форма карт-схем, а также требования к их оформлению устанавливаются исполнительным органом <адрес>, уполномоченным в сфере архитектуры и градостроительства (часть 5
статьи 2). Согласованные карты-схемы утверждаются муниципальными правовыми актами и после утверждения подлежат размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (при наличии официального сайта муниципального образования) и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации (часть 8 статьи 2).

Пунктом 2 части 3 статьи <адрес> «О порядке определения границ прилегающих территорий органами местного самоуправления» оговаривается исключение, когда допускается установление общей прилегающей территории для двух и более зданий, строений, сооружений, земельных участков, – в том числе для объекта коммунальной инфраструктуры.

Правила благоустройства территории муниципального образования <адрес> предусматривают, что границы прилегающей территории определяются в отношении территорий общего пользования, которые прилегают (то есть имеет общую границу) к зданию, строению, сооружению, земельному участку в случае, если такой земельный участок образован, и границы которых определены в соответствии с настоящими правилами и в соответствии с порядком определения границ прилегающей территории, утвержденным законом <адрес> (подпункт 10.2.2.2). Границы прилегающей территории отображаются на картах-схемах, форма и требования к оформлению которых установлены исполнительным органом государственной власти <адрес>, уполномоченным в сфере архитектуры и градостроительства (подпункт 10.2.2.3).

Из приведенных положений нормативных правовых актов следует, что карты-схемы, на которых отображаются границы прилегающих территорий и которые утверждаются муниципальными правовыми актами, представляют собой нормативные правовые акта, регулирующие более узкие по сравнению с правилами благоустройства территории муниципального образования; при этом указанные нормативные правовые акты муниципальными правовыми актами, регулирующими вопросы благоустройства, быть не перестают, поскольку эти нормативные правовые акты только детализируют общие положения, закрепленные в правилах благоустройства.

Пунктом 3.29 Национального стандарта Российской Федерации
ФИО3 51929-2014 «Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Термины и определения», утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ -ст, определено понятие «придомовая территория»: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, границы и размеры которого определены на основании данных государственного кадастрового учета (номера), с указанием уникальных характеристик объекта недвижимости, разрешенного использования и сведений об элементах озеленения и благоустройства, а также иных, расположенных и предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома, объектов и сооружений.

Под придомовой территорией в правилах благоустройства территории муниципального образования <адрес> (пункт 2.59) понимается территория, сформированная в границах, установленных при выполнении кадастровых работ по участку застройки, а в случаях, когда кадастровые работы не выполнены, – в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание (сооружение).

Обязательный перечень элементов благоустройства придомовой территории включает: твердые виды покрытий проездов, пешеходные коммуникации, площадки для игр детей дошкольного возраста, площадки для отдыха взрослого населения, контейнерные площадки, стоянки (парковки) автомобилей для гостевого автотранспорта и транспорта жильцов, озеленение, осветительное оборудование (абзац первый пункта 4.2.2 правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>).

В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий, а также не принадлежащие отдельным собственникам машино-места;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме
(частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, собственникам помещений в многоквартирном доме в качестве общего имущества в многоквартирном доме принадлежат только те элементы благоустройства (и объекты благоустройства), которые расположены на земельном участке, на котором расположен многоквартирный дом.

Вместе с тем согласно пунктам 13 и 14 части 2 статьи 45.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 463-ФЗ) правила благоустройства территории муниципального образования могут регулировать вопросы участия, в том числе финансового, собственников и (или) иных законных владельцев зданий, строений, сооружений, земельных участков (за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов) в содержании прилегающих территорий, а также вопросы определения границ прилегающих территорий в соответствии с порядком, установленным законом субъекта Российской Федерации. Кроме этого, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 463-ФЗ статья 55.25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регламентирующая обязанности лица, ответственного за эксплуатацию здания, сооружения, дополнена частью 9, согласно которой лицо, ответственное за эксплуатацию здания, строения, сооружения
(за исключением собственников и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не образованы или образованы по границам таких домов), обязано принимать участие, в том числе финансовое, в содержании прилегающих территорий в случаях и порядке, которые определяются правилами благоустройства территории муниципального образования.

В этой связи со дня вступления в силу (ДД.ММ.ГГГГ) абзацев семнадцатого и восемнадцатого пункта 8 статьи 1, абзаца третьего подпункта «б» пункта 1 и пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря
2017 года № 463-ФЗ (часть 3 статьи 4 этого федерального закона) на собственников помещений в многоквартирном доме может быть возложена обязанность по содержанию территорий, находящихся за границами земельного участка, на котором расположен данный дом и относящегося к общему имуществу собственников помещений в данном доме, в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и правилами благоустройства территории муниципального образования.

В случае по настоящему делу границы прилегающих территорий, придомовых (или дворовых, внутриквартальных) территорий, территории контейнерной площадки, территории вокруг контейнерной площадки и территории, смежной с контейнерной площадкой, являющихся территориями общего пользования, относительно многоквартирного <адрес>, деятельность по управлению которым осуществляет ответчик ООО «ЖЭУ », органами местного самоуправления муниципального образования <адрес> не определены и не установлены, а также отсутствует общая прилегающая территория объекта коммунальной инфраструктуры.

Вместе с тем в дело представлены сведения о границах и размерах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определенных на основании данных государственного кадастрового учета, а также сведения о в границах земельного участка, учтенного в техническом паспорте на здание. В этой связи указанный земельный участок относится к территории жилого назначения, обязательным элементом благоустройства которой являются урны или контейнеры.

В соответствии с пунктами 10.1.3 и 10.2.6.1 правил благоустройства территории муниципального образования <адрес> правообладателями, лицами, ответственными за содержание земельных участков, объектов и элементов благоустройства, являются физические и (или) юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, владеющие объектами и элементами благоустройства на праве собственности, ином законном основании либо осуществляющие содержание объектов и элементов благоустройства, включая работы по их восстановлению и ремонту, на основании соглашений с собственником или лицом, уполномоченным собственником. Правообладатели жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме самостоятельно совершают действия по содержанию и ремонту общего имущества, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации, или привлекают иных физических и юридических лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию общего имущества с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.

Таким образом, определенными являются границы придомовой территории относительно многоквартирного <адрес>, деятельность по управлению которым осуществляет ответчик ООО «ЖЭУ ». При таких обстоятельствах у собственников помещений и (или) иных законных владельцев помещений в многоквартирном <адрес>, а также у управляющей организации имеются обязанности по содержанию названной территории в порядке ее благоустройства, в том числе по содержанию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов.

Между тем вопреки приведенным выше требованиям правил благоустройства (пункты 5.2.14.2, 5.2.14.6) и требованиям санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»
(пункт 3) территория контейнерной площадки по адресу <адрес>, Подстаницкого улица, в районе <адрес> не обустроена твердым покрытием (асфальтированным или бетонированным) с уклоном для отведения дождевых и талых сточных вод, элементами сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, информацией о сроках удаления отходов и контактной информацией ответственного лица, а также информационной табличкой, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры.

При таких обстоятельствах дела суд пришел к выводу о признании иска обоснованным и подлежащим удовлетворению полностью.

На основании части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден.

Исходя из изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 194 и
частью 2 статьи 195, частью 3 статьи 196 и частью 5 статьи 198, частями 1 и 2 статьи 199, частями 1 и 2 статьи 235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

иск прокурора Ленинского административного округа <адрес> к обществу с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок » и обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт» о возложении обязанностей обустроить контейнерную площадку удовлетворить в части.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок № 3» (ИНН 5110001479) обязанности в течение в течение трех месяцев с момента вступления настоящего решения суда в законную силу обустроить территорию контейнерной площадки по адресу <адрес> твердым покрытием (асфальтированным или бетонированным) с уклоном для отведения дождевых и талых сточных вод, элементами сопряжения поверхности площадки с прилегающими территориями и ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, информацией о сроках удаления отходов и контактной информацией ответственного лица, а также информационной табличкой, предостерегающей владельцев автотранспорта о недопустимости загромождения подъезда специализированного автотранспорта, разгружающего контейнеры.

В удовлетворении иска прокурора Ленинского административного округа города Мурманска к обществу с ограниченной ответственностью «Комфорт» о возложении обязанностей обустроить контейнерную площадку отказать

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Жилищно-эксплуатационный участок » (ИНН 5110001479) сумму государственной пошлины в размере 300 руб. 00 коп. в счет возмещения судебных расходов, понесенных судом первой инстанции в связи с рассмотрением дела, с зачислением взысканной денежной суммы в доход соответствующего бюджета согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд <адрес> заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии данного решения суда. Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении указанного заявления. Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья

подпись

М. Ю. Завражнов

Копия верна. Судья

М. Ю. Завражнов

Заочное решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья

М. Ю. Завражнов

2-2806/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Ленинского АО г. Мурманска
Ответчики
ООО "Жилищно-эксплуатационный участок № 3"
ООО "Комфорт"
Другие
Администрация г. Мурманска
Суд
Ленинский районный суд г. Мурманска
Судья
Завражнов Михаил Юрьевич
Дело на странице суда
len--mrm.sudrf.ru
22.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.09.2023Передача материалов судье
25.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.10.2023Судебное заседание
14.11.2023Судебное заседание
29.11.2023Судебное заседание
15.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
26.02.2024Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
11.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее