Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-115/2022 от 24.03.2022

Судья Еремеева Ю.В.                           Дело №7-12-115/2022

(1-я инстанция №5-674/2022)

УИД 75RS0001-02-2022-000858-08

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Чита                                                                                 18 апреля 2022 г.

Судья Забайкальского краевого суда Шишкарева С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя юридического лица Быстрова А.Л. на постановление судьи Центрального районного суда г.Читы от 16.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «УК Юниверсал» (далее также – ООО «УК Юниверсал», общество),

у с т а н о в и л:

постановлением судьи Центрального районного суда г.Читы от 16.02.2022 ООО «УК Юниверсал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному штрафу в размере 100 000 рублей.

В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, законный представитель общества Быстров А.Л. ставит вопрос об отмене постановления судьи, как незаконного, и прекращении производства по делу, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.

Быстров А.Л. в судебное заседание не явился при надлежащем извещении, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, направил защитника. Дело рассмотрено в отсутствие законного представителя юридического лица.

В судебном заседании защитник общества Мирьян В.В. доводы жалобы поддержала.

Выслушав Мирьян В.В., изучив материалы дела и доводы жалобы, проверив законность постановления в полном объеме, прихожу к следующим выводам.

Частью 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 данного Кодекса.

В силу ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Постановлением Правительства РФ № 417 от 02.04.2020 утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации» (далее - Постановление Правительства РФ № 417 от 02.04.2020).

В силу пп. «а» п.3 данного Постановления при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации граждане обязаны соблюдать общественный порядок, требования законодательства Российской Федерации о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 08.04.2020 №30 «О введении режима повышенной готовности на территории Забайкальского края и комплексе ограничительных и иных мероприятий по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» в границах территории Забайкальского края с 00 часов 00 минут 19.03.2020 введен и действует режим повышенной готовности и утвержден Комплекс ограничительных и иных мероприятий по предотвращению угрозы распространения на территории Забайкальского края новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) (далее – Комплекс).

Постановлением Губернатора Забайкальского края от 12.06.2020 №74 утвержден Комплекс мер по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на объектах оптовой и розничной торговли, в том числе в торговых центрах, торговых комплексах, рынках (далее также – Постановление № 74 от 12.06.2020).

Пунктом 2 (1) Постановления № 74 от 12.06.2020 (здесь и далее - в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием возбуждения дела об административном правонарушении), установлено с 09.07.2021 по 01.03.2022 включительно на территории Забайкальского края на объектах оптовой и розничной торговли, в том числе в торговых центрах, торговых комплексах, рынках (далее - объекты торговли), предельное количество лиц, которые могут одновременно находиться в торговом зале объектов торговли, - 1 человек на 4 квадратных метра свободной площади торгового зала.

Пунктом 3 данного Постановления собственникам (владельцам), арендаторам соответствующих зданий и помещений объектов торговли, хозяйствующим субъектам, осуществляющим оптовую и розничную торговлю, предписано при осуществлении деятельности обеспечить выполнение Комплекса мер по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на объектах оптовой и розничной торговли, в том числе в торговых центрах, торговых комплексах, рынках, утвержденного настоящим постановлением (пп.1); установить предельную численность посетителей объектов торговли с размещением соответствующей информации на стендах в зданиях и помещениях объектов торговли (пп.2); обеспечить контроль количества посетителей, находящихся в торговых залах объектов торговли (пп.3); обеспечить дистанцию между гражданами, включая работников объектов торговли, не менее чем 1,5 метра, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска (пп.4).

Как установлено из дела, заместителем начальника ОИАЗ УМВД России по г.Чите 27.01.2022 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Событие административного правонарушения в протоколе дословно описано следующим образом. 01.01.2022 около 15 часов 00 минут около ресторана «KFC» на территории ТЦ «Макси», расположенного по адресу: <адрес>, управлением в котором занимается по договору ООО «УК Юниверсал», юридическое лицо допустило скопление людей, очередь около ресторана «KFC»; люди, находившиеся в очереди, были без средств индивидуальной защиты органов дыхания и не соблюдали социальную дистанцию в период действия ограничительных мероприятий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-NCOV), тем самым ООО «УК Юниверсал» нарушены требования п.3 Постановления № 74 от 12.06.2020 и Постановления Правительства РФ №417 от 02.04.2020 (без указания конкретной нормы).

Согласно материалам дела ООО «Славел» является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> (ТЦ «Макси»).

ООО «УК Юниверсал» в силу заключенного с ООО «Славел» договора по управлению недвижимым имуществом от 01.09.2021 выполняет обязанности по содержанию недвижимого имущества, расположенного по указанному адресу, в том числе, в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п.1.1, 1.2.6).

По результатам рассмотрения дела судья, установив факт невыполнения обществом правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, выразившегося в необеспечении дистанции между гражданами не менее чем 1,5 м, закрепленных вышеуказанными положениями Постановления №74 от 12.06.2020, пп. «а» п.3 Постановления Правительства РФ № 417 от 02.04.2020, привлек общество к административной ответственности, квалифицировав его действия по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

При этом судья, основываясь на ответе на судебный запрос ООО «Славел» (собственника ТЦ «Макси»), пришел к выводу о том, что общество, как лицо, выполняющее управление недвижимым имуществом ТЦ «Макси» согласно вышеуказанному договору от 01.09.2021 и обязанное обеспечить содержание имущества, благоприятные и безопасные условия эксплуатации нежилых здания, помещений, является субъектом административного правонарушения.

С выводами судьи нельзя согласиться по следующим основаниям.

Как усматривается из постановления, судьей при разрешении дела применен пп. «д» п.3 Постановления Правительства РФ № 417 от 02.04.2020, возлагающий на граждан обязанность иметь при себе и предъявлять по требованию уполномоченных должностных лиц документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документы (при наличии), дающие право не соблюдать требования, установленные подпунктом "в" настоящего пункта и подпунктами "б" и "в" пункта 4 настоящих Правил.

Вместе с тем, поскольку в объем правонарушения должностным лицом, составившим протокол, нарушение этого подпункта не включено, судья необоснованно применил его при разрешении дела, как не подлежащий применению, что свидетельствует о нарушении норм материального права при рассмотрении дела.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из анализа подлежащих применению норм, приведенных выше, в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 № 417, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (вопрос 17 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020).

Пунктом 3 Постановления № 74 от 12.06.2020 определены соответствующие правила поведения, за неисполнение которых наступает административная ответственность по ч.1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

Согласно данному пункту он распространяет свое действие как на собственников (владельцев), так и на арендаторов соответствующих зданий и помещений объектов торговли, хозяйствующих субъектов, осуществляющих оптовую и розничную торговлю.

Таким образом, именно на данных лицах лежит обязанность по выполнению перечисленных в этом пункте обязательных правил, в том числе по обеспечению дистанции между гражданами, включая работников объектов торговли, не менее чем 1,5 метра, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска (пп.4 п.3 Постановления № 74 от 12.06.2020).

Согласно материалам дела ООО «Славел» является собственником недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес> (ТЦ «Макси»).

ООО «УК Юниверсал» выполняет функции по содержанию недвижимого имущества, расположенного по указанному адресу.

В ТЦ «Макси» осуществляют коммерческую деятельность различные субъекты, арендуя торговые помещения.

К таким субъектам, в частности, относится ООО «ДЖЕТА», которое является владельцем ресторана «KFC», арендует у ООО «Славел» в силу договора аренды от <Дата> часть нежилого здания, расположенного в ТЦ «Макси», для осуществления деятельности указанного ресторана.

Согласно данному договору арендатору во временное пользование передано нежилое помещение общей площадью 170 кв.м (номера помещений № 15, 16, 35-38), расположенное на первом этаже торгового центра (<адрес>, ТРЦ «Макси», строение 2).

В соответствии с п. 6.2 договора аренды арендатор обязан за свой счет обеспечить соблюдение действующего законодательства РФ (л.д. 69).

В силу п. 10.2.2 договора аренды арендатор обязан осуществлять взаимоотношения с государственными органами, органами местного самоуправления самостоятельно и отвечать перед последними за соблюдения норм действующего законодательства, правил противопожарной безопасности, положений по охране здоровья и труда, а также правил привлечения иностранной рабочей силы (л.д. 72).

Таким образом, из содержания договора аренды следует, что в пользовании арендатора находится часть нежилого помещения площадью 170 кв.м, расположенного в ТЦ «Макси», на которой ООО «ДЖЕТА» осуществляет коммерческую деятельность по организации общественного питания (ресторан «KFC»).

Договором аренды на ООО «ДЖЕТА» возложена обязанность по соблюдению действующего законодательства РФ, куда можно отнести и Постановление Правительства РФ № 417 от 02.04.2020, а также п.3 Постановления №74 от 12.06.2020, который, в свою очередь, прямо обязывает арендаторов соответствующих зданий и помещений объектов торговли, хозяйствующих субъектов, выполнять содержащиеся в нём предписания.

Согласно позиции защитника ООО «УК Юниверсал», изложенной как при рассмотрении дела в районном суде, так и в поданной жалобе, общество все зависящие от него меры по исполнению обязательных требований, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции, приняло: нанесло соответствующую разметку и установило специальный режим пропуска, разместило в здании уведомления о дистанцировании не менее 1,5 м и об обязательном ношении посетителями торгового центра средств индивидуальной защиты органов дыхания (масок, респираторов); в день рассматриваемых событий пропустило в здание торгового центра максимально допустимое количество посетителей с учетом количественного ограничения пропорционально площади торгового центра.

Документальное подтверждение данных доводов обществом представлено в дело.

По мнению общества, скопление граждан имело место возле ресторана «KFC» и вследствие медленного обслуживания работниками данного ресторана, за что общество не может нести ответственность, т.к. не полномочно рассредоточивать граждан внутри помещения ресторана.

Привлекая общество к административной ответственности, судья указал, что выявленное нарушение в отсутствие доказательств обратного имело место на территории ТЦ «Макси»; соблюдение дистанции между посетителями не обеспечено на территории фудкорта, в аренду ООО «ДЖЭТА» не переданной.

Однако данные выводы материалами дела не подтверждены.

В качестве доказательств в дело представлены: протокол об административном правонарушении от 27.01.2022; рапорт об обнаружении признаков административного правонарушения, согласно которому 01.01.2022 на сайте chita.ru размещена информация о том, что в ТЦ «Макси» (<адрес>) возле ресторана «KFC» выстроилась очередь, при изучении данной информации 13.01.2022 выявлено, что лица, находившиеся в очереди, не имели средств индивидуальной защиты органов дыхания, не соблюдали социальную дистанцию; скриншот страницы указанного сайта, на котором размещена новость «Ресторан «KFC» открылся в Чите – к точке выстроились очереди», также размещена фотография скопления людей; письменные объяснения Быстрова А.Л.; договор по управлению недвижимым имуществом от 01.09.2021; свидетельство ИНН; выписка ЕГРЮЛ; устав общества; договор аренды части нежилого здания от 01.07.2021 (л.д.6-101).

Вместе с тем, из содержания данных доказательств не следует, что скопление посетителей без соблюдения дистанции не менее 1,5 м имело место на территории общего пользования, за содержание которой отвечает ООО «УК Юниверсал», как управляющая компания.

Напротив, как в протоколе об административном правонарушении, так и в рапорте об обнаружении признаков правонарушения должностным лицом конкретно указано, что скопление людей без соблюдения социальной дистанции и без средств индивидуальной защиты органов дыхания имело место именно возле ресторана «KFC».

Иных доказательств в дело, в частности, из которых можно было сделать вывод о том, что указанные нарушения имели место исключительно на территории здания, за которую отвечает только общество, и вне пределов арендованной ООО «ДЖЕТА» части здания, за соблюдение обязательных правил на территории которой в силу договора аренды и п.3 Постановления № 74 от 12.06.2020 отвечает ООО «ДЖЕТА», должностным лицом не представлено, а судом не истребовано.

Также не представлено доказательств, свидетельствующих о несоблюдении гражданами социальной дистанции, а из фототаблицы, данные которой легли в основу протокола об административном правонарушении, этого не следует, соответствующие замеры никем не проводились.

Таким образом, из представленных материалов не представляется возможным определить, что вменяемое ООО «УК Юниверсал» нарушение допущено на территории, подконтрольной исключительно обществу.

Кроме того, вменяя обществу то, что граждане находились возле ресторана «KFC» в отсутствие средств индивидуальной защиты органов дыхания, должностное лицо в протоколе не указало, а судьей не выяснено, какое именно нормативное положение в данной части было нарушено, при этом судьей указанное нарушение не описано, но и не исключено, что не отвечает требованиям законности.

Изложенное свидетельствует о том, что исследование обстоятельств дела, оценка доказательств произведены судьей без учета положений ч. 1 ст. 24.1, 26.1, ст. 26.11, 26.2 КоАП РФ об установлении всех существенных обстоятельств дела на основании представленных доказательств по результатам их всесторонней и полной оценки.

Учитывая изложенное, полагать выводы судьи о доказанности совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, нет оснований.

Недостатки, допущенные должностным лицом при выяснении события правонарушения, не были устранены судьей при рассмотрении дела.

Вышеуказанное является существенным нарушением положений ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, не позволившим всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело судьей районного суда.

При таких обстоятельствах и с учетом положений п. 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ состоявшийся по делу акт не может быть признан законным, обоснованным и подлежит отмене, а дело - прекращению при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено указанное постановление.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление судьи Центрального районного суда г.Читы от 16.02.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «УК Юниверсал» отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. ст. 30.12.-30.14 КоАП РФ.

Судья                                                                                  С.А. Шишкарева

12-115/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
ООО "УК Юниверсал"
Другие
Мирьян Виктория Владимировна
Суд
Забайкальский краевой суд
Судья
Шишкарёва Светлана Александровна
Статьи

ст.20.6.1 ч.1 КоАП РФ

Дело на сайте суда
oblsud--cht.sudrf.ru
24.03.2022Материалы переданы в производство судье
11.04.2022Судебное заседание
18.04.2022Судебное заседание
18.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее