Судья: Бурдина Д.Ю. адм. дело № 33а-961/2023
№ 2а-907/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 января 2023 г. г. Самара
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Хлыстовой Е.В.,
судей Роменской В.Н., Лёшиной Т.Е.,
при секретаре Брагиной Е.Е.,
с участием прокурора Никитиной Е.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению прокурора Безенчукского района Самарской области на решение Безенчукского районного суда Самарской области от 01 ноября 2022 г. по административному делу № 2а-907/2022 по административному исковому заявлению О МВД России по Безенчукскому району к Анкудинову А.В. об установлении дополнительных ограничений,
заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., заключение прокурора, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
О МВД России по Безенчукскому району обратилось в суд с административным иском об установлении дополнительных ограничений по административному надзору Анкудинову А.В.
В обоснование заявленных требований указал, что Анкудинов А.В. неоднократно судим, в том числе к наказанию в виде лишения свободы, ему было заменено неотбытое наказание в виде 1 года 06 месяцев 13 дней лишения свободы на ограничение свободы на тот же срок, в частности:-ДД.ММ.ГГГГ Безенчукским районным судом Самарской области по <данные изъяты> УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на два года, к указанному наказанию частично присоединено неотбытое наказание, назначенное ему по приговору Безенчукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, отменено условно-досрочное освобождение, окончательно по совокупности приговоров назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима; - ДД.ММ.ГГГГ Безенчукским районным судом Самарской области по <данные изъяты> УК РФ, <данные изъяты> УК РФ к 3 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, на основании ч.5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений к назначенному наказанию частично присоединено наказание, назначенное приговором и.о. мирового судьи судебного участка №№ Безенчукского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ, окончательно назначено к отбытию 3 года 8 месяцев лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, постановлением суда Комсомольского района г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ неотбытое наказание в виде 1 года 06 месяцев 13 дней, назначенное приговором Безенчукского районного суда Самарской области, заменено на наказание в виде ограничения свободы на срок 1 год 06 месяцев 13 дней. ДД.ММ.ГГГГ решением Безенчукского районного суда в отношении Анкудинова А.В. установлен административный надзор, сроком на 8 лет с возложением административных ограничений: являться на регистрацию в О МВД России по Безенчукскому району один раз в месяц, запрет пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в ночное время суток с 22.00 до 06.00 за исключением случаев, связанных с работой и учебой, запрет на выезд за пределы территории <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Анкудинов А.В. поставлен на профилактический учет в ОУУП и ПДН ОМВД России по Безенчукскому району. За время нахождения на профилактическом учете Анкудинов А.В. зарекомендовал себя с отрицательной стороны, неоднократно нарушив ограничения.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд установить Анкудинову А.В. дополнительные ограничения в виде обязанности являться на регистрацию в ОВД по месту жительства или пребывания два раза в месяц.
Решением Безенчукского районного суда Самарской области от 01 ноября 2022 г. постановлено: «Исковые требования О МВД России по Безенчукскому району к Анкудинову А.В. об установлении дополнительных ограничений удовлетворить.
Установить следующие дополнительные ограничения в отношении Анкудинова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, с сохранением ограничений установленных ранее решением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года, на весь срок административного надзора:
- обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации» (л.д. 53-58).
В апелляционном представлении прокурор Безенчукского района Самарской области выражает несогласие с вынесенным решением, полагает, что оно подлежит изменению, ввиду того, что указанная судом формулировка резолютивной части решения допускает двойственное толкование решения в части неопределенности установления количества явок – общее количество явок два раза, либо с учетом установленных решением от 27.10.2017 явок в количестве одной, то есть в общем количестве трех раз (л.д. 62-65).
Информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда апелляционной инстанции.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции прокурор Никитина Е.С. доводы апелляционного представления поддержала.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, учитывая требования статей 96, 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Административный надзор устанавливается, продляется, прекращается, а также административные ограничения отменяются и дополняются в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее Федерального закона N 64-ФЗ).
Административный надзор устанавливается за лицами, освобождаемыми или освобожденными из мест лишения свободы для предупреждения совершения указанными лицами преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов (статья 2 Федерального закона N 64-ФЗ).
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, изложенным в п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 N 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" орган внутренних дел вправе обратиться с заявлением о продлении административного надзора и о дополнении ранее установленных административных ограничений.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
В силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.04.2011 N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: 1) запрещение пребывания в определенных местах; 2) запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; 3) запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; 4) запрещение выезда за установленные судом пределы территории; 5) обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
На основании части 8 статьи 272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан с изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Анкудинов А.В. неоднократно судим, в том числе осужден к наказанию в виде лишения свободы, ему было заменено неотбытое наказание в виде 1 года 06 месяцев 13 дней лишения свободы на ограничение свободы на тот же срок, в частности:
ДД.ММ.ГГГГ г. Безенчукским районным судом Самарской области по <данные изъяты> УК РФ к наказанию в виде лишения свободы сроком на два года, к указанному наказанию частично присоединено неотбытое наказание, назначенное ему по приговору Безенчукского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ г., отменено условно-досрочное освобождение, окончательно по совокупности приговоров назначено наказание в виде пяти лет лишения свободы с отбыванием в колонии общего режима;
ДД.ММ.ГГГГ г. Безенчукским районным судом Самарской области по <данные изъяты> УК РФ, <данные изъяты> УК РФ к 3 годам лишения свободы без штрафа и ограничения свободы, на основании ч.5 ст. 69 УК РФ по совокупности преступлений к назначенному наказанию частично присоединено наказание, назначенное приговором и.о. мирового судьи судебного участка №№ Безенчукского судебного района от ДД.ММ.ГГГГ г., окончательно назначено к отбытию 3 года 8 месяцев лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с отбыванием в колонии строгого режима, постановлением суда Комсомольского района г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ г. неотбытое наказание в виде 1 года 06 месяцев 13 дней, назначенное приговором Безенчукского районного суда Самарской области, заменено на наказание в виде ограничения свободы на срок 1 год 06 месяцев 13 дней (л.д. 21-31, 32).
ДД.ММ.ГГГГ Решением Безенчукского районного суда в отношении Анкудинова А.В. установлен административный надзор, сроком на 8 лет с возложением административных ограничений: являться на регистрацию в О МВД России по Безенчукскому району один раз в месяц, запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в ночное время суток с 22.00 до 06.00 за исключением случаев, связанных с работой и учебой, запретить выезд за пределы территории Безенчукского района Самарской области (л.д. 15-17).
В соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» 08.11.2017 Анкудинов А.В. поставлен на профилактический учет в ОУУП и ПДН О МВД России по Безенчукскому району с заведением дела административного надзора № 106/2017дсп (л.д. 18).
Судом установлено, что после установления в отношении ответчика Анкудинова А.В. административного надзора с предусмотренными действующим законодательством административными ограничениями, он неоднократно привлекался к административной ответственности, а именно:
по ч. 1 ст. 19.24 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ (назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.) (л.д. 33-34);
по ч. 3 ст. 19.24 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ (назначено наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> руб.) (л.д. 35-36).
Оценив в совокупности установленные обстоятельства, принимая во внимание, что Анкудинов А.В., имея неснятую и непогашенную судимость, совершает административные правонарушения, суд признал указанные выше обстоятельства, свидетельствующими о целесообразности возложения на осужденного дополнительных административных ограничений.
В связи с указанным, суд пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворении административных исковых требований и необходимости установлении Анкудинову А.В. дополнительных административных ограничений с сохранением ограничений установленных ранее решением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года, на весь срок административного надзора: - обязательная явка 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Судебная коллегия полагает, что суд правильно применил нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, приведя в мотивировочной части решения подробное обоснование своим выводам и дав исчерпывающую оценку представленным доказательствам, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения административных исковых требований.
При этом, при разрешении заявленных административным истцом требований, судом первой инстанции были учтены данные, характеризующие личность осужденного и его поведение в период действия административного надзора.
Судом правомерно, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также оказания воспитательного воздействия на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения, установлены дополнительные ограничения в виде обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического местонахождения для регистрации.
Следует отметить, что установленные судом дополнительные административные ограничения являются необходимыми, соразмерными, направленными на устранение причин и условий, способствовавших совершению преступлений, а также оказывающие воспитательное воздействие на поднадзорное лицо в целях недопущения совершения им новых преступлений и антиобщественного поведения.
Административный надзор и административные ограничения не являются наказанием за совершение преступления, а представляют собой меру, направленную на предотвращение совершения правонарушений поднадзорным лицом, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов посредством осуществления административного надзора (статьи 1 и 2 Федерального закона). Применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 Уголовный кодекс Российской Федерации).
Установление административного надзора и административных ограничений согласуется со статьей 55 (часть третья) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 г. N 2876-О, от 19 июля 2016 г. N 1675-О и другие).
Между тем, как верно отмечено в апелляционном представлении, формулировка, использованная судом, а именно установление обязанности являться на регистрацию два раза в месяц с распространением ранее установленных решением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ административных ограничений и обязанностей, допускает двойственное толкование настоящего решения суда в части неопределенности установления количества явок.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств. В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено.
Так, в резолютивной части решения суда отсутствует точность в установленном количестве явок административного ответчика в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, поскольку, установив в отношение административного ответчика дополнительное ограничение в виде обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, суд также сохранил административные ограничения, установленные ранее решением Безенчукского районного суда Самарской области от 27.10.2017, которым административному ответчику также установлено административное ограничение в виде обязательной явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, что, как указывалось ранее, имеет двойственное толкование и может вызывать затруднение при исполнении решения суда.
В связи с изложенным, в указанной части решение суда подлежит изменению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Безенчукского районного суда Самарской области от 01 ноября 2022 г. изменить, изложив резолютивную часть решения следующим образом:
«Исковые требования О МВД России по Безенчукскому району к Анкудинову А.В. об установлении дополнительных ограничений удовлетворить.
Дополнить установленные решением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ административные ограничения административным ограничением в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения поднадзорного лица для регистрации 1 (один) раз в месяц, определив общее количество явок 2 (два) раза в месяц.
Иные административные ограничения, установленные в отношении Анкудинова А.В. решением Безенчукского районного суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: