Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-329/2019 ~ М-292/2019 от 15.05.2019

Дело № 2-329/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Котельнич Кировской области      16 июля 2019 года

Котельничский районный суд Кировской области в составе председательствующего Перминовой Н.В.,

при секретаре Исуповой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Великоредчаниной Л. А. к Администрации города Котельнича Кировской области о предоставлении государственного жилищного сертификата,

У С Т А Н О В И Л:

Великоредчанина Л.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации города Котельнича Кировской области о предоставлении государственного жилищного сертификата. В обоснование требований указав, что является вдовой инвалида, подвергшегося радиационному воздействию вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», <...>., умершего <дд.мм.гггг> При жизни их семья нуждалась в улучшении жилищных условий, в связи с чем 25.04.2001 г. супруг <...> обратился с заявлением в Администрацию города Котельнича Кировской области о принятии на учет его семьи в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, однако, <...> умер до вынесения решения о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и постановке на учет. После смерти мужа она, как вдова инвалида, подвергшегося радиационному воздействию вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», была поставлена Администрацией города Котельнича в льготную очередь по улучшению жилищных условий. В 2018 г. написала заявление в администрацию на получение сертификата для улучшения жилищных условий, однако до настоящего времени сертификат не выдан. Полагает, что её права нарушены.

С учетом уточненных требований просит признать за ней право на получение мер социальной поддержки в соответствии с п.2, ч.1, ч.4 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1, и возложить на Министерство строительства Кировской области обязанность оформить на ее имя государственный жилищный сертификат на улучшение жилищных условий.

Протокольным определением суда от 29.05.2019 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства Кировской области.

Истец Великоредчанина Л.А. в судебном заседании на требованиях настаивала, пояснила, что с 2001 г. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как вдова инвалида, подвергшегося радиационному воздействию вследствие аварии на производственном объединении «Маяк», в 2018 г. обратилась в администрацию с заявлением о включении её в список на получение государственного жилищного сертификата, однако сертификат ей не выдали, поскольку считают, что она не имеет право на меры социальной поддержки, как вдова инвалида, так как её супруг при жизни не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом Министерство строительства включило ее в сводный реестр получателей государственного жилищного сертификата на 2019 год.

Представитель ответчика Администрации города Котельнича Кировской области Одегова И.Н. решение оставила на усмотрение суда. Дополнительно пояснила, что до 2019 года сомнений по признанию права за истцом на получение жилищного сертификата не имелось. В 2019 году Министерство строительства сообщило, что Великоредчанина не имеет права на указанную меру социальной поддержки, поскольку ее умерший супруг не состоял на учете в качестве нуждающегося. Официального решения об отказе в получении жилищного сертификата ни Администрацией, ни Министерством не выносилось.

Представитель ответчика Министерство строительства Кировской области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без своего участия, представил письменный отзыв, в котором указал, что истца Великоредчанину Л.А. необоснованно включили в реестр участников основного мероприятия по выдаче государственного жилищного сертификата, поскольку Администрация города Котельнича Кировской области при рассмотрении заявления Великоредчаниной Л.А. должна была ей отказать в признании данным участником в соответствии с пп. «а» п.22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 № 153, в связи с чем выдача сертификата будет являться неправомерной.

Суд, заслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015-2020 годы, в состав которой входит подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы" установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Данным Постановлением Правительства РФ утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015-2020 годы.

В соответствии с пунктом 5 указанных Правил право на улучшение жилищных условий в рамках подпрограммы имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении " Маяк ", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении " Маяк " и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

Согласно статье 11 Федерального закона от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сброса радиоактивных отходов в реку Теча" гражданам, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", ставшим инвалидами вследствие воздействия радиации, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Статьей 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее – Закона N 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, отнесены, в том числе, инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы (п.2 ч.1).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 14 Закона N 1244-1 инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.

Согласно ч. 4 ст. 14 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12 - 15 части первой настоящей статьи, распространяются также на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.

Согласно пункту 7 Правил из числа граждан - участников подпрограммы, указанных в подпунктах "а" «е» "ж" пункта 5 настоящих Правил, социальные выплаты предоставляются во внеочередном порядке гражданам, имеющим право на предоставление жилых помещений вне очереди в соответствии с законодательством Российской Федерации (в действующей редакции). А в первоначальной редакции - гражданам, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации.

В силу п.17(2) Правил, право на обеспечение жилыми помещениями (получение социальной выплаты) которых установлено частью четвертой статьи 14 и частью второй статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", частью первой статьи 11 Федерального закона "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча", абзацем четвертым статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а также пунктом 5 Положения о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. N 219 "О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации" (далее - Положение о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса "Байконур", для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации), являются члены семьи умершего (погибшего) гражданина, которые были признаны (могли быть признаны) таковыми в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил на дату его смерти (гибели).

В судебном заседании установлено, что Великоредчанина Л.А. с <дд.мм.гггг> состояла в зарегистрированном браке с <...>., с которым совместно проживали в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, предоставленном истцу <...> на основании ордера от <дд.мм.гггг>., и в дальнейшем переданным по договору передачи квартиры в собственность (л.д.13,64,65,72).

<...>. являлся участником ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» (л.д.15). Впоследствии был признан <...> по заболеванию, связанному с воздействием комплекса неблагоприятных факторов во время выполнения работ по ликвидации последствий радиационной аварии на ПО «Маяк» (л.д.17,18). Пользовался льготами и компенсациями, установленными Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

25 апреля 2001 года <...> обратился в Администрацию города Котельнича Кировской области с заявлением о принятии его и членов его семьи на учет по улучшению жилищных условий, где в качестве члена семьи указана жена - Великоредчанина Л.А.

Жилищная комиссия при Администрации города Котельнича Кировской области 25 апреля 2001 года провела проверку жилищных условий <...> по адресу проживания: <адрес>, и пришла к выводу о постановке последнего на учет, так как степень благоустройства жилого помещения не выдержана, а так же как <...>, перенесшего заболевание, связанное с ликвидацией последствий аварии на ПО «Маяк», что подтверждается актом жилищных условий от 25.04.2001 (л.д.66).

28 апреля 2001 года <...>. умер.

Постановлением главы Администрации города Котельнича Кировской области от 28.06.2001 <№> на основании ст.14 п.3 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» Великоредчанина Л.А. поставлена на льготную очередь по улучшению жилищных условий со дня подачи заявления - 25.04.2001 г., как семья инвалида, умершего вследствие лучевой болезни, возникшей с воздействием комплекса неблагоприятных факторов во время выполнения работ по ликвидации последствий радиации, на 28.06.2001 г. её общая очередь - <№>, льготная -<№> (л.д.10).

31 мая 2012 года истцу выдано посмертно удостоверение на <...>., как на участника ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «МАЯК» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Предъявитель удостоверения имеет право на компенсации и льготы, предусмотренные для категории граждан, указанных в п.2 ч.1 статьи 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (л.д.23).

05 апреля 2018 года Великоредчанина Л.А. обратилась в Администрацию города Котельнича Кировской области с заявлением о включении её в состав участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», приложив к заявлению необходимые документы (л.д.73).

30 июля 2018 года Администрация города Котельнича Кировской области включила Великоредчанину Л.А. в список участников основного мероприятия, изъявивших желание получить жилищный сертификат в планируемом 2019 году (л.д.38).

Согласно информации, поступившей от Министерства строительства Кировской области от 07.06.2019 <№>, Великоредчанина Л.А. в 2018 году на основании списков Администрации города Котельнича Кировской области включена в сводный список граждан – участников основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», подтвердивших своё участие в 2019 г. (л.д.57).

Между тем, Администрация города Котельнича Кировской области письмом от 08.05.2019 г. <№> сообщила Великоредчаной Л.А. о том, что ей отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата, поскольку обеспечение жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета семей умерших инвалидов-чернобыльцев допускается только, если инвалид-чернобылец до смерти имел право на получение указанной меры социальной поддержки, то есть был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. <...> на день смерти не состоял на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации города Котельнича (л.д.7-8).

Не согласившись с данной позицией Администрации города Котельнича Кировская области, истец обратилась в суд, указав, что мера социальной поддержки - однократное обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью, предусмотренная Законом РФ от 15.05.1991 № 1244-1 распространяется на семью, умершего инвалида вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с ликвидацией последствий аварии на ПО «Маяк», при этом не имеет значение состояло ли указанное лицо на день смерти на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий или нет, поскольку законом определено, что данная категория граждан должна иметь право на получение указанной меры социальной поддержки.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что истец является вдовой умершего участника ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк», на которого при жизни распространялись льготы и компенсации, установленные Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Основанием постановки Великоредчаниной Л.А. с 2001 года на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, явилось ее проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (не выдержана степень благоустройства, а также наличие инвалида 2 группы, перенесшего заболевание, связанное с ликвидацией последствий аварии на ПО «Маяк»), что следует из акта проверки жилищных условий от 25.04.2001, а также постановления Администрации города Котельнича Кировской области.

Кроме того, в данном акте проверки от 25.04.2001 года указано, что решено поставить на учет по улучшению жилищных условий именно заявителя <...>, а также членов его семьи. Тот факт, что постановлением администрации города Котельнич от 28.06.2001 <№> на льготную очередь поставлена только Великоредчанина Л.А., не лишает последнюю права на меры социальной поддержки, установленные в п.2 ст.14 Закона№ 1244-1, поскольку в данном постановлении указано, что истец поставлена на учет, как член семьи инвалида, умершего вследствие выполнения работ по ликвидации последствий радиации. При этом оформление постановки на очередь истца, а не супруга инвалида – участника ликвидации последствий аварии на ПО «Маяк» произошло по независящим от сторон обстоятельств – смерти <...>. Между тем, обследование жилищных условий по месту проживания истца и оформление указанного акта производилось комиссией при личном участии и учете Великоредчанина Л.А.

Доказательств неправомерности постановки Великоредчаниной Л.А. на льготную очередь и, соответственно, на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, суду не представлено, и сторонами не оспаривается. Более того, истец до настоящего времени с учета не снята.

Между тем, исходя из смысла части 4 статьи 14 данного Закона право на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета членов семей умерших инвалидов вследствие заболеваний, возникших в связи с ликвидацией аварии на ПО «Маяк» не обусловлено признанием участника ликвидации последствий аварии до своей смерти нуждающимся в улучшении жилищных условий по такому основанию.

Учитывая вышеприведенные положения законодательства, принимая во внимание, что при обследовании жилищных условий семьи Великоредчаниных в 2001 году (в том числе Леонида Петровича, на которого распространялись меры социальной поддержки, указанной в п.2 ст.14 Закона N 1244-1) жилищной комиссией заключено поставить на учет, в том числе <...>., но при этом постановка на учет документально не оформлена в отношении последнего по независящим от сторон обстоятельств – смерти <...>., но признанным при жизни нуждающимся в улучшении жилищных условий, что ответчиком Администрацией города Котельнича не оспаривается, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания за Великоредчаниной Л.А. права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной п.2 ч.1 ст.14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Кировской области от 04.10.2018 N 452-П "О реализации на территории Кировской области основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" уполномоченным органом государственной власти Кировской области на осуществление полномочий по реализации на территории региона основного мероприятия является Министерство строительства Кировской области.

Постановлением Правительства Кировской области от 04.04.2019 N 146-П утвержден Административный регламент предоставления государственной услуги "Оформление и выдача государственных жилищных сертификатов отдельным категориям граждан в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", согласно которому полномочия по оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата возложены на Министерство строительства Кировской области, а вручение сертификата – на орган местного самоуправления, в котором гражданин состоит на учете для улучшения жилищных условий.

При изложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу о возложении на Министерство строительства Кировской области обязанности по оформлению и выдаче государственного жилищного сертификата на имя Великоредчаниной Л.А. на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Великоредчаниной Л. А. к Администрации города Котельнича Кировской области удовлетворить.

Признать за Великоредчаниной Л. А. право на меры социальной поддержки в виде получения социальной выплаты на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета, удостоверяемого государственным жилищным сертификатом в рамках реализации основного мероприятия «Выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Возложить на Министерство строительства Кировской области обязанность оформить и выдать Великоредчаниной Л. А. государственный жилищный сертификат на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд через Котельничский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2019 года.

Судья                                     Н.В. Перминова

2-329/2019 ~ М-292/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Великоредчанина Лидия Алексеевна
Ответчики
Администрация г.Котельнича Кировской области
Министерство строительства Кировской области
Суд
Котельничский районный суд Кировской области
Судья
Перминова Н.В.
Дело на сайте суда
kotelnichesky--kir.sudrf.ru
15.05.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.05.2019Передача материалов судье
17.05.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.05.2019Судебное заседание
11.06.2019Судебное заседание
16.07.2019Судебное заседание
22.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.08.2019Дело оформлено
23.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее