№ 12-21/2024
УИД 75МS0018-01-2024-000006-73
РЕШЕНИЕ (вступило в законную силу)
по делу об административном правонарушении
11 апреля 2024 года город Чита
Судья Черновского районного суда города Читы Круликовская Анна Андреевна, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника на постановление мирового судьи судебного участка № 25 Черновского судебного района города Читы от 4 марта 2024 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «РУЭК-ГРЭС» (далее – ООО «РУЭК-ГРЭС»), юридический адрес: город Чита, ул. Энергетиков, д. 18, пом. 3, ОГРН 1147536003196, ИНН 7536143349, КПП 753601001,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 25 Черновского судебного района города Читы от 4 марта 2024 года ООО «РУЭК-ГРЭС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере ста двадцати пяти тысяч рублей.
Не согласившись, 1 сентября 2024 года защитник ООО «РУЭК-ГРЭС» Богодухов И.Н. подал жалобу, в которой просит постановление мирового судьи отменить и прекратить производство по делу, поскольку лицом, виновным в нарушении температурного графика, является ПАО «ТГК-14».
Защитник ООО «РУЭК-ГРЭС» Богодухов И.Н. в судебном заседании жалобу поддержал, представитель Государственной инспекции Забайкальского края Сереброва В.В., потерпевшая Коротенко Л.Ю. против удовлетворения жалобы возражали.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и доводы жалобы, судья приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трёхсот тысяч рублей.
В силу пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утверждённых Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, (далее – Правила предоставления коммунальных услуг) исполнитель, которым является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объёмах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 1 Правил предоставления коммунальных услуг 4 потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга по отоплению, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг.
Согласно пункту 15 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг качество коммунальной услуги отопления должно обеспечивать нормативную температуру воздуха в жилых помещениях – не ниже +18 °C (в угловых комнатах – +20 °C); в районах с температурой наиболее холодной пятидневки (обеспеченностью 0,92) -31 °C и ниже – в жилых помещениях – не ниже +20 °C (в угловых комнатах – +22 °C). При этом допустимое снижение нормативной температуры в ночное время – не более 3 °C, снижение температуры воздуха в жилом помещении в дневное время (от 5.00 до 0.00 часов) не допускается.
Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме (часть 3 статьи 30.6 КоАП РФ).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Обстоятельства, перечисленные в данной статье, подлежат выяснению путём исследования доказательств.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1 статьи 26.2 КоАП РФ).
Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьёй 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Положения приведённых норм не были соблюдены мировым судьёй в полной мере.
Из протокола об административном правонарушении следует, что Государственной инспекцией Забайкальского края в вину ООО «РУЭК-ГРЭС» вменены следующие нарушения лицензионных требований, допущенных в отношении многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, которые выявлены в ходе контрольного (надзорного) мероприятия, проведённого в период с 29 ноября по 12 декабря 2023 года в связи с поступлением жалобы Коротенко Л.Ю. на низкую температуру в <адрес>:
- в помещении кухни и жилых комнатах <адрес> стояки системы теплоснабжения состоят из труб разного материала (полипропиленовых и стальных), между собой соединены с помощью фитинга (накидной гайки);
- 29 ноября 2023 года в <адрес> температура воздуха в комнате составила 11,8 °C, в кухне – 12,1 °C; в подвальном помещении в тепловом узле на подающем трубопроводе (Т1) температура составила 46,1 °C, на обратном трубопроводе (Т2) температура составила 41,1 °C;
- 6 декабря 2023 года в <адрес> температура воздуха в комнате составила 14,8 °C, в кухне – 15,1 °C; в подвальном помещении в тепловом узле на подающем трубопроводе (Т1) температура составила 62,3 °C, на обратном трубопроводе (Т2) температура составила 50,1 °C;
- 12 декабря 2023 года в <адрес> температура воздуха в комнате составила 10,7 °C, в кухне – 10,8 °C; в подвальном помещении в тепловом узле на подающем трубопроводе (Т1) температура составила 70,7 °C, на обратном трубопроводе (Т2) температура составила 57,2 °C,
что не соответствует нормативным параметрам.
Указанные нарушения лицензионных требований при осуществлении предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом явились основанием для привлечения ООО «РУЭК-ГРЭС» к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ.
Между тем, мировым судьёй не установлено, вследствие каких виновных действий/бездействия ООО «РУЭК-ГРЭС» температура воздуха в квартире № дома 8 по ул. 40 лет Октября в городе Чите не соответствовала нормативным параметрам.
Постановлением Государственной инспекции Забайкальского края № 3 от 23 января 2024 года, оставленным без изменения решением Арбитражного суда Забайкальского края от 9 апреля 2024 года, ПАО «ТГК-14» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.23 КоАП РФ, объективная сторона которого выразилась в следующем:
- 29 ноября 2023 года в <адрес> температура воздуха в комнате составила 11,8 °C, в кухне – 12,1 °C; в подвальном помещении в тепловом узле на подающем трубопроводе (Т1) температура составила 46,1 °C, на обратном трубопроводе (Т2) температура составила 41,1 °C;
- 6 декабря 2023 года в <адрес> температура воздуха в комнате составила 14,8 °C, в кухне – 15,1 °C; в подвальном помещении в тепловом узле на подающем трубопроводе (Т1) температура составила 62,3 °C, на обратном трубопроводе (Т2) температура составила 50,1 °C;
- 12 декабря 2023 года в <адрес> температура воздуха в комнате составила 10,7 °C, в кухне – 10,8 °C; в подвальном помещении в тепловом узле на подающем трубопроводе (Т1) температура составила 70,7 °C, на обратном трубопроводе (Т2) температура составила 57,2 °C,
что не соответствует нормативным параметрам и свидетельствует о фактической поставке ПАО «ТГК-14» теплоносителя до границы эксплуатационной ответственности в спорный жилой дом ниже допустимой температуры, с отклонением от температурного графика.
Мировым судьёй не проверено, какие действия ООО «РУЭК-ГРЭС» должны были быть совершены и имелась ли возможность по совершению таких действий при получении теплоносителя пониженной температуры и какие правовые нормы были нарушены в связи с несовершением таких действий.
Также не установлено, какую норму права ООО «РУЭК-ГРЭС» нарушило, допустив в квартире № дома 8 по ул. 40 лет Октября в городе Чите наличие труб системы теплоснабжения из разных материалов (полипропиленовых и стальных) и их соединение между собой с помощью фитинга (накидной гайки).
Главный государственный инспектор Кириенко Е.С. заявляла мировому судье, что ООО «РУЭК-ГРЭС» осуществило реконструкцию системы теплоснабжения в отсутствие необходимой разрешительной документации, однако данное нарушение в вину ООО «РУЭК-ГРЭС» при составлении протокола об административном правонарушении не вменялось.
Проверка проводилась Государственной инспекцией Забайкальского края непосредственно по факту пониженной температуры в квартире Коротенко Л.Ю., а не по факту соответствия общедомового имущества требованиям законодательства.
Однако, каким образом нахождение труб системы теплоснабжения из разных материалов повлекло снижение температуры, не установлено, доказательства того, что такие трубы сказались на теплопотерях и в каких объёмах, не представлены, а также не выяснено, привело бы нахождение труб из одинакового материала к соответствию температуры в квартире Коротенко Л.Ю. нормативным параметрам при условии поступления пониженного теплоносителя.
Допущенные нарушения являются существенными, привели к неполному установлению обстоятельств дела; дело не рассмотрено всесторонне, полно и объективно, в связи с чем принятое постановление подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение.
На основании изложенного и руководствуясь статьёй 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 25 Черновского судебного района города Читы от 4 марта 2024 года отменить.
Дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение мировому судье судебного участка № 25 Черновского судебного района города Читы.
Решение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ.
Судья А.А. Круликовская