Дело № 2-3521/2022
44RS0001-01-2022-004241-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 ноября 2022 года
Свердловский районный суд г. Костромы в составе
Председательствующего судьи Комисаровой Е.А.,
При секретаре Приказчиковой Н.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Костромы в интересах неопределенного круга лиц к Управлению имущественных и земельных отношений администрации города Костромы о формировании земельного участка под многоквартирным домом,
Установил:
Прокурор города Костромы обратился в суд с вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой г. Костромы проведена проверка исполнения администрацией г. Костромы земельного и жилищного законодательства. В ходе проверки установлено, что земельный участок под многоквартирным домом, расположенный по адресу г. Кострома ул. Овражная, 5 не сформирован и на государственном кадастровом учете не состоит, что подтверждается информацией администрации городского округа города Костромы от 11 мая 2022 года. Непостановка на кадастровый учет земельного участка на территории муниципального образования городского округа город Кострома приводит к неопределенности правового режима пользования, владения и распоряжения земельными участком. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за несформированными и непоставленными на кадастровый учет земельными участками в целях безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц. Прокурор просит обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Кострома ул. Овражная, 5 в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено МКУ г. Костромы «Центр градостроительства».
В судебном заседании помощник прокурора г. Костромы Густова О.П. требования поддержала.
Представитель Управления имущественных и земельных отношений администрации города Костромы Барабанов К.А. иск не признал, не отрицал, что земельный участок под МКД по ул. Овражная, 5 не поставлен на кадастровый учет, однако Управлением принимаются все необходимые меры по формированию земельного участка и постановке его на кадастровый учет.
Представитель администрации города Костромы разрешение требований оставил на усмотрение суда, поддержал позицию ответчика.
МКУ г. Костромы «Центр градостроительства» явку представителя не обеспечил, извещены надлежащим образом, просили рассматривать в их отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки исполнения администрацией г. Костромы земельного и жилищного законодательства установлено, что земельный участок под многоквартирным домом, расположенный по адресу г. Кострома ул. Овражная, 5 не сформирован и на государственном кадастровом учете не состоит, что подтверждается информацией администрации городского округа города Костромы от 11 мая 2022 года и не отрицалось представителем ответчика в судебном заседании.
По итогам проверки в адрес Главы администрации города Костромы внесено представление от 23 мая 2022 года, в котором указано, что установлено в нарушение ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской федерации» по состоянию на 23 мая 2022 года под 150 многоквартирными домами, расположенными на территории города Костромы, в том числе 10 – признанными аварийными и подлежащими сносу, земельные участки не сформированы и на государственном кадастровом учете не состоят. Неисполнение предусмотренных законом полномочий по формированию земельных участков и постановки их на кадастровый учет приводи к обезличиванию территории муниципального образования, препятствует осуществлению санитарного, экологического и иного контроля, осуществляемого в целях безопасности жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
В силу частей 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Из содержания пункта 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме и относится к общему имуществу многоквартирного дома. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ) указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах установил в ЖК РФ общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36 ЖК РФ), а в статье 16 Закона N 189-ФЗ - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен.
Если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме (пункт 67 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
При этом каких-либо актов органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельного участка или о возникновении права собственности не требуется, как и государственной регистрации права общей долевой собственности на земельный участок в Едином государственном реестре недвижимости.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 года N 12-П).
Частями 3 и 5 статьи 16 Закона N 189-ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ» (далее 189-ФЗ) предусмотрено, что в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Со дня проведения государственного кадастрового учета земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, такой земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ образование указанного в части 3 настоящей статьи земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета.
Согласно пункту 1 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются, в том числе, при разделе земельных участков или выделе из земельных участков.
Из содержания пунктов 1 и 3 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе, в соответствии с: проектом межевания территории, утвержденным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ); утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 8 статьи 45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления самостоятельно, подведомственными указанным органам государственными, муниципальными (бюджетными или автономными) учреждениями либо привлекаемыми ими на основании государственного или муниципального контракта, заключенного в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, иными лицами, за исключением случаев, предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно п. «з» п. 2.3.3 Положения об Управлении имущественных и земельных отношений администрации города Костромы, утвержденного постановлением администрации города Костромы от 23 марта 2015 года № 604, Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы организует работы по формированию и проведению государственного кадастрового учета земельных участков под многоквартирными домами на территории города Костромы в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Из материалов дела следует, что 19 января 2021 года состоялись общественные обсуждения проекта межевания территории, ограниченной улицами Советской, Овражной, Ивановской, Лермонтова.
31 мая 2021 года был согласован проект межевания территории, ограниченной улицами Советской, Овражной, Ивановской, Лермонтова Комитетом по строительству, транспорту и дорожной деятельности, в том числе 24 мая 2021 года – Управлением экономики, 6 августа 2021 года - Инспекцией по охране объектов культурного наследия Костромской области, 24 сентября 2021 года Министерством культуры Российской Федерации, 7 сентября 2022 года – Управлением имущественных и земельных отношений администрации города Костромы,
21 сентября 2022 года проект постановления администрации города Костромы «Об утверждении документации по планировке территории, ограниченной улицами Советской, Овражной, Подлипаева, транспортной развязкой от улицы Подлипаева до улицы Овражной» направлен УИЗО в администрацию города Костромы на рассмотрение и подписание.
Как следует из сообщения МКУ г. Костромы «Центр градостроительства» многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Кострома ул. Овражная, 5 расположен в границах территории, ограниченной улицами Овражной, Советской, Подлипаева, транспортной развязкой от улицы Подлипаева до улицы Овражной. Постановлением Администрации г. Костромы от 3 октября 2022 года № 1863 утвержден проект межевания данной территории. В течение 5 рабочих дней с момента получения МКУ распоряжения начальника Управления имущественных и земельных отношений по определению вида разрешенного использования земельного участка, кадастровым инженером МКУ будет подготовлен межевой план земельного участка и заявление о постановке его на государственный учет.
21 октября 2022 года в Управление Россреестра по Костромской области МКУ г. Костромы «Центра градостроительства» сданы вышеуказанные документы для государственного кадастрового учета.
Однако 28 октября 2022 года МКУ г. Костромы «Центр градостроительства» был уведомлен о возврате без рассмотрения прилагаемых к заявлению о государственном кадастровом учете земельного участка по ул. Овражная, 5 по основаниям, указанным в письменном уведомлении, в связи с наличием недопустимых расхождений между проектной документацией и решении об определении вида разрешенного использования земельного участка..
На момент рассмотрения дела сформированный земельный участок на кадастровый учет не поставлен.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, за исключением образования земельного участка для целей, предусмотренных статьей 13 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", образования земельного участка для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, образования земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, а также образования земельного участка в целях его предоставления собственникам расположенных на нем зданий, сооружений;
Таким образом, суд полагает, что имеются основания для рассмотрения требований прокурора по существу и возложения на Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы обязанности по формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по ул. Овражная, 5, при выполнении которой надлежащим образом, будет произведен государственный кадастровый учет земельного участка.
Истребуемый прокурором срок (3 месяца) для проведения необходимых мероприятий является достаточным и исполнимым.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать Управление имущественных и земельных отношений администрации города Костромы сформировать земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу г. Кострома ул. Овражная, 5 в течение 3 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.
Судья