РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 августа 2023 года село Донское
Труновский районный суд Ставропольского края в составе судьи Щербина А.В.
при секретаре Ельцовой Е.В.,
с участием старшего помощника прокурора <адрес> ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства,
установил:
прокурор <адрес> обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» просил обязать ГБУЗ СК «<адрес> больница» в течение 2-х лет со дня вступления судебного решения в законную силу устранить выявленные нарушения закона, а именно: обеспечить продажу лекарственных препаратов в семи фельдшерско-акушерских пунктах и двух врачебных амбулаториях в населенных пунктах: <адрес>.
Свои требования прокурор мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении, с привлечением специалиста Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по <адрес>, в ходе, которой установлено, что ГБУЗ СК «<адрес> больница» не исполняются требования федерального законодательства в части доступности лекарственного обеспечения граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, в том числе достаточности государственных аптечных учреждений и их отдаленности.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 просил удовлетворить исковые требования прокурора.
Представитель ответчика – ГБУЗ СК «<адрес> больница» в судебное заседание не явился, представил в суд заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В силу ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья; доступность и качество медицинской помощи.
В силу ст. 18 Закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" также гарантирует каждому право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается в том числе производством
и реализацией качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Право на медицинскую помощь, закрепленное в статье 19 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", гарантирует пациентам право на облегчение боли, связанной с заболеванием, состоянием и (или) медицинским вмешательством, методами и лекарственными препаратами, в том числе наркотическими лекарственными препаратами и психотропными лекарственными препаратами.
Согласно ст. 79 Закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме; организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи; обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств; обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 69 Закона № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделения) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.
В силу ч. 1 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
В соответствии с п. 11 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №н, основными задачами ФАПа являются, в том числе реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой <адрес> совместно со специалистом Территориального органа федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о здравоохранении, в ходе, которой установлено, что в ГБУЗ СК «<адрес> больница» не исполняются требования федерального законодательства в части доступности лекарственного обеспечения граждан, проживающих в сельских населенных пунктах, в том числе достаточности государственных аптечных учреждений и их отдаленности в населенных пунктах: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главного врача ГБУЗ СК «<адрес> больница» внесено представление об устранении выявленных нарушений закона, которое рассмотрено и удовлетворено, однако из ответа следует, что пункты ФАП не оснащены необходимым оборудованием (кассовыми аппаратами, сканерами штрих кодов).
Нарушение учреждением указанных требований является грубым нарушением гарантированных Конституцией РФ прав граждан, в том числе несовершеннолетних, на охрану здоровья и медицинскую помощь, что является недопустимым, в связи, с чем суд считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора и возложить на ГБУЗ СК «<адрес> больница» обязанность устранить выявленные нарушения законодательства.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание характер и объем действий, которые необходимо совершить ответчику, суд полагает предложенный прокурором срок исполнения решения 2 года достаточным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 94 - 199 ГПК РФ
решил:
исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения <адрес> «<адрес> больница» (ИНН2621005090) о возложении обязанности устранить выявленные нарушения законодательства удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения <адрес> «<адрес>ную больницу» в течение 2 лет со дня вступления решения суда в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства, а именно: обеспечить продажу лекарственных препаратов в семи фельдшерско-акушерских пунктах и двух врачебных амбулаториях, в населенных пунктах: <адрес>
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Труновский районный суд Ставропольского края в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме, то есть 22.08.2023
Судья А.В. Щербин