Судья Голубева О.Н. дело № 33а-10256/2020 (2а-360/2020)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Самара 27 октября 2020 года
Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Лазаревой М.А.,
судей Хлыстовой Е.В., Ефремовой Л.Н.,
при секретаре Петровой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца ПАО «Самаранефтегеофизика» на решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 22 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Хлыстовой Е.В., объяснения представителей административного истца ПАО «Самаранефтегеофизика» Воробьевой О.С., Серебряковой К.В., представителя административного ответчика Майданюка С.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ПАО «Самаранефтегеофизика» (далее- ПАО СНГЕО) обратилось в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и Фитосанитарному надзору по <адрес> о признании незаконным и отмене предписания № от ДД.ММ.ГГГГ
В обоснование заявленных требований указало, что на основании распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ № Управлением федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> (далее -Россельхознадзор) проведена внеплановая документарная проверка в отношении ПАО «Самаранефтегеофизика» (ПАО СНГЕО) по соблюдению требований земельного законодательства при использовании земельных участков с кадастровыми номерами №. ДД.ММ.ГГГГ Россельхознадзор в отношении ПАО СНГЕО составил акт проверки №, в котором указал, что ПАО СНГЕО копии договоров субаренды земельных участков с вышеуказанными кадастровыми номерами, заключенными с ИП Главой КФХ ФИО1 не представило. Представленное ПАО СНГЕО разрешение на право работ на земельных участках с указанием на выявленные правонарушения не содержит даты выдачи и сроки проведения работ на земельных участках. Акт о рекультивации земель ПАО СНГЕО не представило. Так же в акте указано, что в рамках предварительной проверки проведены рейдовые осмотры на вышеуказанных земельных участках, в ходе которых выявлены признаки снятия и перемещения плодородного слоя почвы. Проведены работы по бурению лунок (скважин) из которых выведены провода. На поверхности участка виден минеральный слой почвы, следы колес тяжелой автотранспортной техники (фотоматериалы прилагаются). Исходя из вышеизложенного, ПАО СНГЕО проводило работы, связанные с нарушением плодородного слоя почвы и до настоящего времени не выполнило обязанности по рекультивации нарушенных земель при изыскательских и иных работ. С указанным актом ПАО СНГЕО не согласилось, указав особое мнение: «По фотографиям достоверно установить нарушения на указанных земельных участках невозможно. Работы по геофизическим изысканиям проводились без нарушения почвенного покрова. Разрешение на производство работ подписанное землепользователем представлено. Акт об отсутствии претензий от ДД.ММ.ГГГГ». По результатам проверки выдано предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии, с которым ПАО СНГЕО необходимо выполнить обязанности по рекультивации нарушенных земель при изыскательских и иных работах. Требования предписания № от ДД.ММ.ГГГГ содержат общие формулировки, в нем отсутствуют сведения, позволяющие достоверно определить индивидуальные характеристики части земельных участков с нарушенным плодородным слоем почвы: их координаты и площадь. Таким образом, в случае исполнения незаконного предписания, будет нарушено право административного истца на получение прибыли. Из материалов административного дела следует, что согласно заданий на проведение рейдовых осмотров №, № «В случае выявления признаков нарушения требований земельного законодательства произвести отбор образцов почвы и направить на исследование в Самарский филиал ФГБУ ЦНМВЛ». В актах планового осмотра №, № указывается на признаки снятия и перемещения плодородного слоя почвы, однако образцы почвы не отобраны, на исследование не направлены. Более того, в актах планового осмотра № указано: «Материалы фотосъемки, видеосъемки и другое, с обязательным указанием марки и ключевых параметров фотоаппарата и других технических средств» в графе Приложения указано: Фрагмент карты. Фотоматериалы. Исходя из имеющихся фототаблиц невозможно установить, каким фотоаппаратом производилась съемка, в какой местности, в каких координатах, в пределах какой площади, каким измерительным прибором была установлена (измерена) площадь, в какие даты. В актах плановых рейдовых осмотров, обследований №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения о составлении абриса земельного участка, а также сведений о применении технических средств, также не применялась мерная лента для установления площади нарушения. Однако вменяется площадь нарушения на земельном участке с кадастровым номером № – 1187512 кв.м. (акт №); на земельном участке с кадастровым № кв.м. (акт №); на земельном участке с кадастровым № кв.м. (акт №). Из представленных фототаблиц непонятно, в чем выражено нарушение ПАО СНГЕО, также не установлена причинно-следственная связь между работами, проводимыми ПАО СНГЕО и состоянием земельных участков. Таким образом, отсутствие определенности в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ препятствует его исполнению и не соответствует требованиям, установленным действующим законодательством.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, ПАО «Самаранефтегеофизика» просило суд признать незаконным и отменить предписание Управления Федеральной службы по ветеринарному и Фитосанитарному надзору по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ПАО «Самаранефтегеофизика»
Решением Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 22 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требований ПАО «Самаранефтегеофизика» к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и Фитосанитарному надзору по Самарской области о признании незаконным и отмене предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенного в отношении ПАО «Самаранефтегеофизика» отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель административного истца ПАО «Самаранефтегеофизика» просит отменить решение суда как незаконное, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного истца ПАО «Самаранефтегеофизика» Воробьева О.С., Серебрякова К.В. доводы апелляционной жалобы поддержали, просили решение суда отменить.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика Управления Федеральной службы по ветеринарному и Фитосанитарному надзору по Самарской области- Майданюк С.В. возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Выслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу статьи 218 (часть 1) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и Фитосанитарному надзору по <адрес> (Россельхознадзор) от ДД.ММ.ГГГГ № проведена внеплановая документарная проверка в отношении юридического лица - ПАО «Самаранефтегеофизика» в рамках осуществления государственного земельного надзора на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», с целью проведения контрольно-надзорных мероприятий, в связи с обнаружением признаков нарушений, отраженных в актах плановых рейдовых осмотров обследований № от ДД.ММ.ГГГГ и мотивированном представлении от ДД.ММ.ГГГГ, задачами проверки являются: контроль за соблюдением ПАО «Самаранефтегеофизика» требований земельного законодательства при использовании земельных участков с кадастровыми номерами №, относящихся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес> (т.№ л.д.№).
Вышеуказанные земельные участки предоставлены в аренду ИП Главе КФХ ФИО1 на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (т.№ л.д.№).
Так, ДД.ММ.ГГГГ ИП Глава КФХ ФИО1 обратился в Управление Россельхознадзора по <адрес> с заявлением о проведении проверки в отношении ПАО «Самаранефтегеофизика», указав, что является арендатором земельных участков с кадастровыми номерами №, относящихся к категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес> и ДД.ММ.ГГГГ им обнаружено, что представителями ПАО «Самаранефтегеофизика» без каких-либо договоров о проведении изыскательских работ на вышеуказанных земельных участках на общей площади 80 га самовольно проведены работы в виде – бурения лунок в количестве приблизительно 85 штук глубиною около метра, из которых выведены оголенные провода. Указанные действия представляют опасность жизни и здоровью людей, которые в настоящее время должны проводить сельскохозяйственные работы. Кроме того, действия лиц указанной им организации причинили ему значительный ущерб в порче посевов и плодородия сельскохозяйственных земельных участков (№. л.д.№).
В соответствии с заданиями на проведение рейдовых осмотров, обследований от ДД.ММ.ГГГГ №, №; № руководителем Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> (Россельхознадзор) поручено старшему государственному инспектору отдела земельного надзора ФИО2 провести рейдовое обследование вышеуказанных земельных участков с кадастровыми номерами №, относящихся к категории земель- земли сельскохозяйственного назначения, маршрут обследования: <адрес>, кадастровый квартал №. В случае выявления признаков нарушения земельного законодательства произвести отбор образцов почвы и направить на исследование в Самарский филиал ФГБУ ЦНМВЛ. Сроки проведения мероприятия с ДД.ММ.ГГГГ (т.№ л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела земельного надзора ФИО2 составлен акт планового рейдового осмотра обследования земель сельскохозяйственного назначения №, в котором указано, что земельный участок с кадастровым номером № (площадь 1187512 кв.м.) используется по сельскохозяйственному назначению, обрабатывается в полном объеме, на момент осмотра на вышеуказанном участке находятся посевы озимой пшеницы. Земельный участок относится к категории умеренного риска, по территории участка проходит подземный нефтепровод и ЛЭП. С восточной и юго-западной стороны от границы участка расположена лесополоса. На момент осмотра на данном участке выявлены признаки снятия и перемещения плодородного слоя почвы, проведены работы по бурению лунок глубиной около метра, из которых выведены провода. На поверхности участка, вокруг лунок виден минеральный слой почвы, а также следы колес тяжелой автотранспортной техники (т.№ л.д.№).
Согласно акту планового рейдового осмотра обследования земель сельскохозяйственного назначения № от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок с кадастровым номером № (площадь 662375 кв.м.) используется по сельскохозяйственному назначению, обрабатывается в полном объеме, на момент осмотра на вышеуказанном участке находится стерня после уборки яровых культур. Земельный участок относится к категории умеренного риска, по территории участка проходит подземный нефтепровод и ЛЭП. С восточной стороны от границы участка расположена лесополоса. На момент осмотра на данном участке выявлены признаки снятия и перемещения плодородного слоя почвы, проведены работы по бурению лунок глубиной около метра, из которых выведены провода. На поверхности участка, вокруг лунок виден минеральный слой почвы, а также следы колес тяжелой автотранспортной техники (т.№ л.д.№).
Из акта планового рейдового осмотра обследования земель сельскохозяйственного назначения № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельный участок с кадастровым номером № (площадь 910066 кв.м.) используется по сельскохозяйственному назначению, обрабатывается в полном объеме, на момент осмотра на вышеуказанном участке находится стерня после уборки яровых культур. Земельный участок относится к категории умеренного риска, по территории участка проходит подземный нефтепровод и ЛЭП. С северной и юго-западной стороны от границы участка расположена лесополоса. На момент осмотра на данном участке выявлены признаки снятия и перемещения плодородного слоя почвы, проведены работы по бурению лунок глубиной около метра, из которых выведены овода. На поверхности участка, вокруг лунок виден минеральный слой почвы, а также следы колес тяжелой автотранспортной техники (т.№ л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ старшим государственным инспектором отдела земельного надзора ФИО2 в адрес Врио руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и Фитосанитарному надзору по <адрес> внесено мотивированное представление о необходимости принятия решения о проведении внеплановой выездной проверки в отношении юридического лица - ПАО «Самаранефтегеофизика», поскольку общество не выполняет установленные требования и обязательные мероприятия по защите земель сельскохозяйственного назначения и охране почв от негативного воздействия, допускает снижение природно-хозяйственной значимости земли и ухудшение ее биологических свойств, чем причиняет вред почве как объекту (т.№ л.д.№).
ДД.ММ.ГГГГ Врио руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и Фитосанитарному надзору по <адрес> вынесено распоряжение № о проведении внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица - ПАО «Самаранефтегеофизика» (т.№ л.д.№).
По результатам проведенной проверки составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что АО «Самаранефтегаз» заключены договоры №Д от ДД.ММ.ГГГГ и №Д от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение работ по организации и проведению полевых сейсморазведочных работ с ПАО «Самаранефтегеофизика», в соответствии с которыми ПАО «Самаранефтегеофизика» обязуется выполнить работы по организации и проведению полевых сейсморазведочных работ МОГТ - ЗД на Бочкаревском, Черновском, Рябиновском лицензионных участках АО «Самаранефтегаз».
ПАО «Самаранефтегеофизика» проводили сейсморазведочные работы на земельных участках категории земли сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами № входящими в состав земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование), расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 3186000 кв.м., вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках объекта недвижимости № от ДД.ММ.ГГГГ.
Земельные участки с кадастровыми номерами № входящими в состав земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование) находятся в аренде у Индивидуального предпринимателя Главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ИНН №, ОГРН №), согласно выписки из ЕГРН, запись регистрации № от ДД.ММ.ГГГГ, срок аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. До ДД.ММ.ГГГГ ИП Глава КФХ ФИО1, арендовал вышеуказанные земельные участки у собственников земельных участков с кадастровыми номерами №, входящими в состав земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование) на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (Договоры аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ). ПАО «Самаранефтегеофизика» копии договоров субаренды земельных участков с кадастровыми номерами № с ИП Главой КФХ ФИО1 не представило. На момент осмотра выявлены признаки снятия и перемещения плодородного слоя почвы. Проведены работы по бурению лунок (скважин) из которых выведены провода. На поверхности участка виден минеральный слой почвы, следы колес тяжелой автотранспортной техники.
ПАО «Саманефтегеофизика» в рамках проверки предоставило письмом исх. № от ДД.ММ.ГГГГ «Проект на поиски и оценку месторождений углеводородного сырья и разведку известных залежей в пределах <данные изъяты>» и «Проект на проведение геологического изучения <данные изъяты> в <адрес>», согласно которому в разделах «Рекультивация нарушенных земель» комплекс работ по рекультивации предусматривает выполнение следующих мероприятий: рекультивация техническая включает в себя очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, металлолома и бытового мусора, с последующей его утилизацией и вывозом за пределы хозяйства; земельные участки будут рекультивированы в первоначальное состояние (засыпка ям, формирование откосов); после завершения технического этапа рекультивации, будет выполняться рекультивация биологическая: по завершении всех работ производятся контрольные проверки ликвидации последствий сейсморазведочных работ.
Административная ответственность за совершенное правонарушение предусмотрена частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв». Ответственными за данное правонарушении являются юридическое лицо ПАО «Самаранефтегеофизика» и должностное лицо ПАО «Самаранефтегеофизика» ФИО3 При проведении внеплановой документарной проверки в отношении ПАО «Самаранефтегеофизика», задачами которой было, контроль за соблюдением ПАО «Самаранефтегеофизика» требований земельного законодательства при использовании земельных участков с кадастровыми номерами №, входящими в состав земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование), относящихся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенных по вышеуказанному адресу на основании мотивированного представления от ДД.ММ.ГГГГ, актов плановых рейдовых осмотров, обследований №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ и заявления от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что основным видом деятельности ПАО «Самаранефтегеофизика» является: «работы геолого - разведочные, геофизические и геохимические в области изучения недр и производства минерально-сырьевой базы» (т.№ л.д.№).
В связи с этим, старшим государственным инспектором отдела земельного надзора Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> ФИО2 вынесено предписание № от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, в ходе проведения проверки установлено ненадлежащее использование земельных участков: с кадастровыми номерами №, входящими в состав земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование), относящегося к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 3 186 000 кв.м. Нарушены п. 5 ст.13, ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации. ПАО «Самаранефтегеофизика» не выполнило обязанности по рекультивации нарушенных земель при изыскательских и иных работах. ПАО «Самаранефтегеофизика» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, входящими в состав земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование) в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (т.№ л.д.№).
Положениями ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
На основании ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации, целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В силу ч. 1 ст. 76 Земельного кодекса Российской Федерации, юридические лица, граждане обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
Согласно п.1 ст. 77 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Установлено и не оспаривалось в суде первой инстанции представителем административного истца о том, что договор на проведение изыскательских работ без занятия (изъятия) земельных участков между ПАО «Самаранефтегеофизика» и ИП Харитоновым в отношении земельных участков с кадастровыми номерами №, входящими в состав земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование), относящихся к категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, расположенных по адресу: <адрес>, не заключался.
Поскольку разрешение на право проведения сейсморазведочных работ на территории <данные изъяты> на земельных участках, в том числе земельных участков с кадастровыми номерами №, входящими в состав земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование), подписанное ИП ГКФК ФИО1, на наличие которого в обоснование заявленных требований ссылается представитель ПАО «Самаранефтегеофизика», не имеет даты его составления и в нем не указаны сроки проведения работ на земельных участках, суд правомерно в соответствии со ст.84 КАС РФ, не принял его во внимание в качестве доказательства (т. № л.д.№).
Кроме того, как показал ИП Глава КФХ ФИО1, допрошенный в суде первой инстанции в качестве свидетеля, никакого договора с ПАО «Самаранефтегеофизика» в отношении земельных участков с кадастровыми номерами № не заключалось и не было никакой договоренности о том, что площадь данных земельных участков включена в площадь возмещения ущерба, причиненного Харитонову в размере 800 000 рублей при проведении изыскательских работ по договору от ДД.ММ.ГГГГ в размере 20 га. Разрешение на проведение сейсморазведочных работ в отношении указанных участков он ПАО «Самаранефтегеофизика» не выдавал, в связи, с чем обратился в правоохранительные органы.
Также установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в отношении ПАО «Самаранефтегеофизика» проведена внеплановая документарная проверка, в рамках которой ПАО «Самаранефтегеофизика» предоставило «Проект на поиски и оценку месторождений углеводородного сырья и разведку известных залежей в пределах <данные изъяты>» и «Проект на проведение геологического изучения <данные изъяты> в <адрес>», согласно которым в разделе «Рекультивация нарушенных земель» комплекс работ по рекультивации предусматривает выполнение следующих мероприятий: рекультивация техническая включает в себя: очистку рекультивируемой территории от производственных отходов, металлолома и бытового мусора, с последующей его утилизацией и вывозом за пределы хозяйства; земельные участки будут рекультивированы в первоначальное состояние (засыпка ям, формирование откосов); после завершения технического этапа рекультивации, будет выполняться рекультивация биологическая; по завершении всех работ производятся контрольные проверки ликвидации последствий сейсморазведочных работ.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, акт о рекультивации земель с приложениями, ПАО «Самаранефтегеофизика» в рамках внеплановой документарной проверки в Управление Россельхознадзора по <адрес>, согласно требованиям действующего земельного законодательства, не предоставлен.
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> по результатам внеплановой документарной проверки в отношении ПАО «Самаранефтегеофизика», а также должностного лица составлены протоколы об административном правонарушении, в которых указаны нарушения требований п. 5 ст.13 и ст. 42 ЗК РФ, Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 г. № 800, административная ответственность за которые предусмотрена ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ.
Постановлениями Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «Самаранефтегеофизика», а также должностное лицо признаны виновными в административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа.
Довод представителей административного истца о том, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции постановление о привлечении ООО к административной ответственности не вступило в законную силу, в связи с чем данное постановление не может иметь преюдициального значения для рассмотрения данного дела, судом апелляционной инстанции рассмотрен.
Действительно, на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «Самаранефтегеофизика», а также должностного лица о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ не вступили в законную силу, однако на дату рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по <адрес> по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 8.7 КоАП РФ вступило в законную силу, что стороной административного истца не оспаривалось в судебном заседании.
Принимая во внимание установленные обстоятельства в совокупности с представленными по делу доказательствами, суд пришел к правильному выводу о том, что в рассматриваемом случае на ПАО «Самаранефтегеофизика» возложена обязанность по приведению нарушенных земельных участков в надлежащее состояние, однако по завершении изыскательских работ указанная обязанность не выполнена, в связи с чем был нанесен значительный ущерб земле как природному объекту, что привело к снижению природно-хозяйственной значимости земли и ухудшению ее биологических свойств.
Руководствуясь п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
Таким образом, как правильно указал суд, ПАО «Самаранефтегеофизика» проводило работы, связанные с нарушением плодородного слоя почвы, однако не выполнило обязанности по рекультивации нарушенных земель при изыскательских и иных работах.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что оспариваемое предписание содержит четкие требования, а именно ПАО «Самаранефтегеофизика» предписано в срок до ДД.ММ.ГГГГ привести земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами №, входящими в состав земельного участка с кадастровым номером № (единое землепользование) в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, не допускает какой-либо двусмысленности, при этом порядок проведения проверки и вынесения предписания соблюден, оно содержит указание на конкретные действия, территорию (земельные участи), на которых следует провести указанные мероприятия, в связи с чем, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания предписания Управления Федеральной службы по ветеринарному и Фитосанитарному надзору по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным и подлежащим отмене.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что при вынесении оспариваемого предписания, Управление Федеральной службы по ветеринарному и Фитосанитарному надзору действовало в пределах своих полномочий и в соответствии с требованиями закона, что не повлекло нарушение прав ПАО «Самаранефтегеофизика» и правомерно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представленное в апелляционную инстанцию заключение специалиста ПАО СНГЕО от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым установлено, что признаки нарушения почвенного слоя отсутствуют, вышеуказанные земельные участки используются по назначению, правомерность заявленных требований не обосновывают. Так, данное заключение опровергается совокупностью исследованных в суде первой инстанции доказательств и установленных обстоятельств, не доверять которым, оснований не имеется. Кроме того, в соответствии с ч. 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Суд обоснованно счел представленный объем доказательств достаточным и дал им надлежащую оценку.
Ссылки в апелляционной жалобе на правовые позиции иных судов, не могут быть приняты во внимание, поскольку в каждом конкретном случае суд устанавливает фактические обстоятельства конкретного дела и применяет нормы права к установленным обстоятельствам с учетом представленных доказательств и их оценки применительно к рассматриваемому спору. В силу положений части 1 статьи 15 КАС РФ, суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов. Судебный прецедент по смыслу приведенных положений закона к источникам права не отнесен. Судебная практика не является формой права и высказанная в ней позиция конкретного суда не является обязательной для применения при разрешении внешне тождественных дел.
Каких-либо новых обстоятельств, ставящих под сомнение правильность выводов суда и влекущих отмену судебного решения, апелляционная жалоба не содержит.
Таким образом, обжалуемое решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения, и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кинель-Черкасского районного суда Самарской области от 22 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца ПАО «Самаранефтегеофизика» без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции и в Верховный суд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий:
Судьи: