Дело № 2-1380/2020
УИД № 18RS0013-01-2020-000789-52
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
21 сентября 2020 года с. Завьялово УР
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Кутергиной Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики к Обществу с ограниченной ответственностью «Системы водоснабжения и канализации» о прекращении сброса сточных вод,
с участием: истца помощника прокурора Завьяловского района УР <данные изъяты>
представителя ответчика директора ООО «СВК» Пескишева Д.Ю., действует на основании решения общего собрания участников от 28.04.2020 года,
установил:
Прокурор Завьяловского районного суда УР обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ООО «Системы водоснабжения и канализации» о прекращении сброса сточных вод.
Требования мотивированы следующим. Прокуратурой Завьяловского района по информации Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды по Удмуртской Республике проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при организации водоотведения на территории д.Пирогово Завьяловского района. В реестре муниципального имущества муниципального образования «<адрес>» числится объект недвижимости - сети канализации, кадастровый №, расположенной по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, <адрес>, <адрес>
Объект принят в собственность муниципального образования «Завьяловский район» на основании постановления Правительства УР от 07.09.2017 № 382 «О разграничении муниципального имущества между муниципальным образованием «Завьяловский район» и входящим в его состав муниципальным образованием «Пироговское». Право собственности муниципального образования «Завьяловский район» зарегистрировано от 12.10.2017 №.
Указанный объект является предметом договора аренды от 29.09.2011 №, заключенного между Администрации Муниципального образования «Пироговское» и обществом с ограниченной ответственностью «Системы водоснабжения и канализации» (ООО «СВК») на срок по 29.09.2021 (согласно дополнительного соглашения о пролонгации договора от 28.09.2016 к договору аренды).
На основании постановления Администрации муниципального образования «Завьяловский район» от 22.12.2017 № 3423 в указанный договор аренды внесены изменения в части изменения арендодателя муниципального имущества, а также в части уточнения предмета договора.
Согласно договору аренды от 29.09.2011 № ООО «СВК» приняло в аренду у МО «Пироговское» в числе прочего имущества сети канализации в д. Пирогово по улицам: Высотная, Западная, Азина, Северная, Полевая, Заречная.
ООО «СВК» осуществляет деятельность на основании Устава, утвержденного протоколом общего собрания учредителей от 13 июня 2012 года.
Согласно п. 3.1 Устава ООО «СВК» основной целью создания Общества является осуществление коммерческой деятельности для извлечения прибыли.
Согласно п. 3.3 Устава ООО «СВК» к основным видам деятельности Общества относится удаление и обработка сточных вод.
Помощник прокурора Завьялдовскеого района УР <данные изъяты> в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по доводам и основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика директор ООО «СВК» Пескишев Д.Ю. не возражал против удовлетворения исковых требований.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 42 и 58 Конституции России, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением; каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В силу п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (ст. 8 Водного Кодекса РФ).
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ водные объекты предоставляются в пользование на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование для сброса сточных вод.
Порядок получения решения установлен ч. 2 ст. 21, ст. ст. 22, 23 Водного кодекса РФ, Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 № 844.
Согласно Правилам подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование предоставление в пользование водных объектов, находящихся в федеральной собственности, осуществляется на основании решения Федерального агентства водных ресурсов или органов государственной власти субъекта, осуществляющих переданные полномочия. На территории Удмуртской Республики таким органом является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики.
Согласно ч. 1 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты.
Частью 4 названной статьи установлено, что количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с п. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с Кодексом и другими федеральными законами (ч. 2 ст. 55 Водного кодексаРоссийской Федерации).
В силу части 6 статьи 56 Водного кодекса РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сбросв водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (Закон N 7-ФЗ, Закон об охране окружающей среды) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде. Возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде является методом экономического регулирования в области охраны окружающей среды (ст. 14 ФЗ N 7-ФЗ).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона N 7-ФЗ объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются поверхностные и подземные воды.
Согласно пункту 2 статьи 16 Закона №7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади.
Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности (ч. 1 ст. 34 Закона N 7-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 39 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 67 Закона N 7-ФЗ производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
При этом следует учесть, что общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологическом благополучии населения определяются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности.
В силу статьи 3 Закона N 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов" Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Закона N 52-ФЗ предусмотрено, что граждане имеют право, в том числе на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно статье 11 указанного Закона индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно пункту 1 статьи 18 Закона N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В ходе административного расследования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики (далее по тексту – Минприроды УР) 22.07.2019 проведен осмотр, арендуемых ООО «СВК» на основании договора аренды № 110811/0059448/01 от 29.09.2011г., сетей канализации, расположенных по адресу: УР, <адрес> и прилегающей территории. Осмотром установлено, что ревизионный колодец сети канализации д. Пирогово не имеет крышки, отверстие колодца оборудовано автомобильной покрышкой. Внутри колодца текут сточные воды с характерным канализационным запахом. От первого колодца идет труба (примерно в 15-20 метрах), потом идет второй колодец, у которого сверху имеется деревянный настил. Внутри колодца текут сточные воды с характерным канализационным запахом. Примерно в 40 метрах от колодца по направлению на юго-запад находятся два пруда биологической очистки (пруд-отстойник) размерами первый (36x16м), второй (58x26м). Канализационная труба от второго колодца впадает в первый пруд биологической очистки. В одном из прудов стоят сточные воды с характерным канализационным запахом. Пруд имеет темный цвет. Из первого пруда, через стальную трубу (примерно длина трубы 10 метров) происходит перетекание сточных вод. Из второго пруда биологической очистки сточные воды стекают в сливной колодец (железобетонное кольцо глубина 1 метр 70 см.), а далее в сливную трубу протяженностью примерно 15 метров (диаметр 250 мм.). Данная труба идет под землей. Через трубу осуществляется течение сточных вод по канаве. Далее сточные воды стекают по данной канаве в виде ручья. Установлено, что сточные воды попадают по указанной канаве в реку Пироговка. Место впадения сточных вод в реку Пироговка находится примерно в 225 метрах по направлению на юго-запад от земельного участка по адресу: Удмуртская Республика, Завьяловский район, д. <адрес>.
Таким образом, в ходе административного расследования, проведенного Минприроды УР, установлено, что принимаемые ООО «СВК» в сеть канализации д. Пирогово, принадлежащую Обществу на праве аренды, сточные воды от организаций и населения попадают последовательно в пруды-отстойники, и затем по канаве сбрасываются в водный объект - р. Пироговку.
Также в ходе административного расследования в адрес начальника отдела водных мероприятий и водного хозяйства Минприроды УР Шумаковой А.В. направлена служебная записка о том, выдавалось ли ООО «СВК» решение о предоставлении водного объекта (р. Пироговка) в пользование для целей сброса сточных вод вблизи д. Пирогово Завьяловского района УР.
Согласно служебной записке, данной 28.08.2019г. начальником отдела водохозяйственных мероприятий и водного хозяйства Минприроды УР - Шумаковой А.В., решение о предоставление водного объекта в пользование ООО «СВК» для сброса сточных вод в <адрес> не выдавалось. Заявлений о предоставлении данного водного объекта - <адрес> Удмуртской Республики» в адрес Минприроды УР не поступало.
Таким образом, ООО «СВК» осуществляет пользование водным объектом - <адрес> путем сброса сточных вод, в отсутствие решения о предоставлении водного объекта в пользование.
Для определения возможного негативного влияния поступаемых сточных вод в водный объект, в соответствии с определением о проведении экспертизы от 23.07.2019., вынесенным старшим государственным инспектором Удмуртской Республики в области охраны окружающей среды Балобановой О.Н., специалистам центральной экоаналитической лаборатории РЦГЭКМ ОХ УХО по УР (аттестат аккредитации № RA.RU.21 АС51) произведен отбор и исследование образцов проб сточной воды, также проб поверхностной воды ниже и выше места попадания сточных вод в р Пироговка (25.07.2019г. в 09 ч. 00 мин; 11 ч. 00 мин; 13 ч. 00 мин).
Из полученных результатов КХА установлено превышение содержания вредных веществ в сточной воде (выпуск и колодец) по следующим показателям: аммоний-ион, БПК полн., взвешенные вещества, железо общее, марганец, медь, нефтепродукты, сульффат-ион, ХПК.
Согласно экспертному заключению № 01-12/1314 от 09.08.2019г. сброс сточных вод оказывает негативное влияние на качество воды водного объекта - <адрес>.
Таким образом, количество веществ, содержащихся в сточных водах, сбрасываемых ООО «СВК» в два пруда-отстойника и далее по канаве попадающих в Пироговка не соответствует нормативам допустимого воздействия на водный объект, что является нарушением требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, также установлено, что качество вбрасываемых сточных вод не соответствует установленным нормативам допустимого юздействия на водные объекты.
Согласно данным государственного водного реестра, <адрес> относится к бассейну р. Иж, к водохозяйственному участку от истока до устья.
Нормативы допустимого воздействия по бассейну р. Иж утверждены заместителем руководителя Федерального агентства водных ресурсов 18.01.2013г., срок действия нормативов до 31.12.2027г.
По результатам КХА установлено, что количество сбрасываемых в <адрес> загрязняющих веществ с прудов-отстойников, расположенные примерно в 140 метра; по направлению на юго-запад от земельного участка по адресу: <адрес>, эксплуатируемых ООО «СВК», превышает установленные допустимьи юрмативы воздействия на водный объект.
Таким образом, на основании вышеизложенного следует, что ООО «СВК», оществляя сброс сточных вод в <адрес> с превышением допустимых нормативов воздействия на водный объект, нарушает требования, предусмотренные 1.4 ст. 35, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации.
Постановлениями старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Минприроды УР о назначении административного наказания от 11.09.2019 ООО «СВК» признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.4 ст.8.13 и ст.7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначены административные наказания.
Согласно представлениям старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Минприроды УР № 334-1, № 334-2 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от 11.09.2019 ООО «СВК» предложено принять меры по недопущению сброса сточных вод в <адрес> с указанных прудов-отстойников, а также принять меры по установлению должного контроля за соблюдением требований законодательства в области охраны окружающей среды.
Таким образом, ООО «СВК» осуществляет сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в реку Пироговка с превышением нормативов допустимого воздействия на водные объекты, а также при отсутствии решения уполномоченного государственного органа о предоставлении указанных водных объектов пользование для сброса сточных вод.
Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (ч.1); если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (ч.2).
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе одного из следующих принципов - запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды.
Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Учитывая социальную значимость функционирования системы водоотведения и противоречие общественным интересам вследствие приостановления либо прекращения водоотведения, не представляется нецелесообразным заявлять требования о приостановлении (запрещении) деятельности. Вместе с тем, деятельность по водоотведению и сбросу сточных вод в водный объект должна быть приведена в соответствие с действующим законодательством, а нарушения прав Российской Федерации и неопределенного круга лиц должны быть устранены.
В соответствии с п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, истец вправе обратиться в суд с иском об обязании ответчика ограничить, приостановить или прекратить соответствующую деятельность (пункт 2 статьи 1065 ГК РФ, статьи 34, 56, 80 Закона об охране окружающей среды).
Нарушение лицом требований в области охраны окружающей среды, являющееся основанием для ограничения, приостановления или прекращения соответствующей деятельности, может быть выражено, в частности, в эксплуатации предприятия или сооружения без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами, несоблюдении требований промышленной безопасности.
На основании изложенного избран способ защиты нарушаемых прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации путем понуждения ответчика к выполнению определенных обязательств на основании ст. 12 ГК РФ.
В соответствие со ст.129 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», в силу своего государственно-правового статуса прокуратура призвана защищать права и законные интересы во всех случаях, целью участия прокурора в суде является защита прав и охраняемых законом интересов граждан.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образования.
Деятельность по сбросу сточных вод в водный объект - <адрес> с превышением нормативов допустимого воздействия на водные объекты, а также при отсутствии решения уполномоченного государственного органа о предоставлении указанных водных объектов пользование, нарушает закрепленное и гарантированное статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Закона об охране окружающей седы право каждого на благоприятную окружающую среду, чем затрагиваются экологические права неопределенного круга лиц. Основанием к иску прокурора также является опасность причинения действиями ответчика вреда окружающей среде в будущем, что предусмотрено п.1 ст.1065 ГК РФ.
Дела по заявлению прокурора в интересах неопределенного круга лиц, связанные с нарушением экологического законодательства, не носят экономического характера и подведомственны судам общей юрисдикции. Иск заявлен по месту нахождения ответчика в суд общей юрисдикции в соответствии с п.1 ч.1 ст.22 и статьи 28 ГПК РФ.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком осуществляется сброс сточных вод с превышением установленных нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, имеются основания для удовлетворении иска прокурора.
С учетом мнения сторон и исходя из правил ст. 206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчику срок, для исполнения возложенной решением суда обязанности – в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Прокурора Завьяловского района Удмуртской Республики к обществу с ограниченной ответственностью «Системы водоснабжения и канализации» о прекращении сброса сточных вод удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Системы водоснабжения и канализации» по истечении шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу до получения решения о предоставлении водного объекта в пользование прекратить сброс сточных вод с превышением установленных нормативов допустимого сброса в реку Пироговка без документов о предоставлении водного объекта в пользование из сливной трубы, ведущей из прудов биологической очистки до места впадения сточных вод в реку Пироговка, а именно в 225 метрах по направлению на юго-запад от земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение одного месяца со дня его оглашения, через суд вынесший решение.
Мотивированное решение изготовлено 05 ноября 2020 года.
Председательствующий судья Кутергина Т.Ю.