Судья Рыбаков В.А. дело №7-12-85/2023
(1-я инстанция №5-478/2023)
УИД 75RS0001-02-2023-003714-89
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г.Чита 1 июня 2023 г.
Судья Забайкальского краевого суда Шишкарева С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ТММ на постановление судьи Центрального районного суда г. Читы от 16.05.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении гражданина Республики Таджикистан ТММ,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Читы от 16.05.2023 гражданин Республики Таджикистан ТММ признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут административному штрафу в размере 5 000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации. До исполнения решения суда о принудительном административном выдворении ТММ помещен в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Забайкальскому краю на срок не более трех месяцев (до 16.08.2023) до принудительного выдворения.
В жалобе, поданной в Забайкальский краевой суд, ТММ ставит вопрос об отмене постановления судьи, как незаконного.
В судебном заседании ТММ, его защитник ЖАВ жалобу поддержали.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - ЯАБ против удовлетворения жалобы возражал.
По ходатайству защитника ЖАВ в судебном заседании допрошены свидетели УТС, КЕВ, СЗС
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав ТММ, его защитника ЖАВ, должностное лицо административного органа ЯАБ, показания указанных свидетелей, проверив дело в соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ повторное в течение одного года совершение иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения, предусмотренного частями 1 и 2 данной статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до семи тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Частью 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.
Как следует из содержания постановления судьи от 16.05.2023, ТММ привлечен к административной ответственности по ч.4 ст. 18.8 КоАП РФ за то, что он, имея вид на жительство на территории Российской Федерации 82 № 0497645 от 23.10.2019, будучи привлеченным постановлением судьи Ононского районного суда Забайкальского края от 04.05.2023 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, повторно в течение одного года совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 18.8 КоАП РФ, выразившееся в невыполнении предусмотренной п.11 ст. 8 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №115-ФЗ) обязанности по подаче уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Постановление судьи нельзя признать законным по следующим основаниям.
По общему правилу, предусмотренному ч. 1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.
Согласно положениям пп. "з" п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", местом совершения административного правонарушения является место совершения противоправного действия независимо от места наступления его последствий, а если такое деяние носит длящийся характер, - место окончания противоправной деятельности, ее пресечения; если правонарушение совершено в форме бездействия, то местом его совершения следует считать место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо обязанность.
При определении территориальной подсудности дел об административных правонарушениях, объективная сторона которых выражается в бездействии в виде неисполнения установленной правовым актом обязанности, необходимо исходить из места жительства физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, места исполнения должностным лицом своих обязанностей либо места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п. 14 названного Постановления Пленума длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. При этом следует учитывать, что такие обязанности могут быть возложены и иным нормативным правовым актом, а также правовым актом ненормативного характера, например представлением прокурора, предписанием органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль). Невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.
Как видно из протокола об административном правонарушении от 16.05.2023 (л.д.11) и постановления судьи, ТММ вменено неисполнение обязанности, предусмотренной п. 11 ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которой постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан в течение двух месяцев со дня истечения очередного года со дня получения им вида на жительство подать уведомление о подтверждении своего проживания в Российской Федерации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего жительства (при отсутствии места жительства - по месту пребывания).
Вмененное ТММ правонарушение характеризуется бездействием.
В связи с тем, что п.11 ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрен двухмесячный срок для подачи иностранным гражданином (лицом без гражданства) уведомления о подтверждении своего проживания в Российской Федерации, невыполнение этой обязанности не является длящимся административным правонарушением. Аналогичная правовая позиция отражена в постановлении судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2014 по делу № 33-АД14-4.
Из материалов дела следует, что ТММ проживает и до 23.10.2024 зарегистрирован по адресу: <адрес>. Следовательно, предусмотренное п.1 ст. 8 Федерального закона № 115-ФЗ уведомление подлежало предоставлению им в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту своего жительства, который расположен в административном центре <адрес>.
В этой связи настоящее дело рассмотрено судьей Центрального районного суда г.Читы с нарушением правил территориальной подсудности.
При этом вопреки доводам должностного лица ЯАБ вмененное ТММ правонарушение не является длящимся, а потому дело не подлежало рассмотрению судьей Центрального районного суда г.Читы по месту выявления правонарушения (г.Чита, ул. Ленина, д. 65).
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2007 N 623-О-П и от 15.01.2009 N 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки ч. 1 ст. 47 и ч. 3 ст.56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.
При таких обстоятельствах постановление судьи подлежит отмене на основании п.5 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, а дело - направлению для рассмотрения по подведомственности в Ононский районный суд Забайкальского края.
Содержащиеся в поданной в краевой суд жалобе доводы могут быть заявлены при новом рассмотрении дела.
Поскольку постановление судьи отменено, мера обеспечения производства по делу в виде помещения ТММ в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Забайкальскому краю также подлежит отмене.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
постановление судьи Центрального районного суда г. Читы от 16.05.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении гражданина Республики Таджикистан ТММ отменить, направить дело на рассмотрение по подведомственности в Ононский районный суд Забайкальского края.
Отменить меру обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде помещения ТММ в Центр временного содержания иностранных граждан УМВД России по Забайкальскому краю.
ТММ из Центра временного содержания иностранных граждан УМВД России по Забайкальскому краю освободить.
Решение вступает в законную силу в день его вынесения и может быть обжаловано (опротестовано) в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке ст. ст.30.12 - 30.14 КоАП РФ.
Судья С.А. Шишкарева