Мировой судья Бабаскина Ю.О. производство № 11-87/2022
57MS0036-2021-004280-85
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 июля 2022 года город Орел
Заводской районный суд г.Орла в составе
председательствующего судьи Кальной Е.Г.,
при секретаре Махутдиновой Н.А.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении Заводского районного суда г. Орла апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Зеленая Роща» на решение мирового судьи судебного участка №1 Заводского района г. Орла от 20 апреля 2022 года по гражданскому делу по иску Припадчева Александра Вячеславовича, Припадчевой Галины Владимировны к Общестуа с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» о защите прав потребителей, которым постановлено:
«Исковые требования Припадчева Александра Вячеславовича, Припадчевой Галины Владимировны к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» о защите прав потребителей, удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» снизить начисленную стоимость коммунальной услуги «Обращение с ТКО» по домовладению по адресу: (адрес обезличен) ((информация скрыта)), за период с (дата обезличена) по (дата обезличена) до 305,95 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» в пользу Припадчева Александра Вячеславовича компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф в размере 500 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» в пользу Припадчевой Галины Владимировны компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф в размере 500 руб.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» в доход бюджета Муниципального образования «город Орел» государственную пошлину в размере 400 рублей 00 копеек.
Выслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» по доверенности Гришину Ю.М., поддержавшую апелляционную жалобу по доводам в ней изложенным, возражения на апелляционную жалобу Припадчева А.В., изучив материалы дела, суд
УСТАНОВИЛ:
Припадчев А.В., Припадчева Г.В. обратились с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» (далее ООО «УК «Зеленая роща») о защите прав потребителей. В обоснование иска указывалось, что ответчик является региональным оператором по предоставлению коммунальной услуги «обращение с ТКО» в г. Орле и Орловской области. Ссылались на то, что ответчик нерегулярно в нарушение требований СанПиН 2.1.3684-21 выполняет свои обязанности по вывозу ТКО с мест накопления по адресам: (адрес обезличен). Кроме того, не обозначил места бесконтейнерного сбора ТКО, чем лишил истцов возможности своевременно узнать о местонахождении таких мест сбора для своих домовладений.
С учетом уточнения исковых требований, просили обязать ООО «УК «Зеленая роща» сделать перерасчет за некачественно оказанную услугу по всему домовладению в соответствии с. п. 17 Приложения (номер обезличен) к постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям Помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления Коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и 1лых домов»), приложению 12 к договору перевозчика ООО Эко-Транс за период с 01.01.2021 по 31.12.2021, взыскать компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей в пользу каждого из истцов, штраф в соответствии с п.6 ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав Потребителей».
Мировым судьей постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ООО «УК «Зеленая роща» просит отменить решение мирового судьи и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование апелляционной жалобы указывается, что мировым судьей не дана оценка доводам ООО УК «Зеленая роща» о нарушении со стороны потребителя порядка уведомления регионального оператора о явке на составление акта, составления акта и направления акта в установленные сроки, что нарушает права регионального оператора в части предоставления ему возражений на акт, либо вывоза ТКО и последующем привлечении к ответственности организацию, осуществляющую вывоз ТКО. Каких-либо сообщений от истцов о нарушении периодичности оказания услуги за спорный период в диспетчерскую службу ООО УК «Зеленая роща» не поступало.
Полагали, что предоставленные истцами акты не могут быть приняты в качестве относимых и допустимых доказательств ненадлежащего качества оказания коммунальной услуги за период с января 2021 года по декабрь 2021 года, поскольку они составлены с нарушением требований норм действующего законодательства: а именно, акты составлялись без учета температурного режима, уведомления о прибытии для составления акта в адрес регионального оператора не направлялись, подписаны без участия двух незаинтересованных лиц, направлены в адрес ответчика с нарушением установленных сроков. Полагали, что представленные истцами акты и фотографии в силу ст. 56 ГПК РФ не подтверждают то обстоятельство, что вывоз ТКО региональным оператором не производился, либо производился некачественно.
Указали, что в подтверждение доводов ООО УК «Зеленая роща» о надлежащем оказании услуг были представлены акты выполненных работ, данные ГЛОНАСС, отсутствием захламления ТКО по спорному адресу, отсутствием жалоб со стороны потребителей, проживающих по адресу: (адрес обезличен), отсутствием фактов привлечения регионального оператора к административной ответственности контролирующими органами, что указывает на тот факт, что, ООО УК «Зеленая роща» приняло своевременные, действенные и достаточные меры для оказания качественной коммунальной услуги обращения с ТКО.
Таким образом, полагали, что решение принято с нарушением норм материального и процессуального права.
На основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, суд приходит к следующему.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления определены Федеральным законом от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона твердые коммунальные отходы - это отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.
В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами; статус регионального оператора присваивается на основании конкурсного отбора, который проводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 24.6 Закона N 89-ФЗ предусмотрено, что накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Такие правила утверждены Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 года N 641" (далее - Правила).
Пунктом 4 Правил установлено, что региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Судом установлено, что ООО «УК «Зеленая роща» на основании соглашения от (дата обезличена) (номер обезличен) заключенного с Департаментом строительства, топливно-энергетического комплекса, жилищно-коммунального хозяйства Орловской области, присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Орловской области на срок 10 лет.
Деятельность по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами населению Орловской области региональным оператором начата с 01 января 2019 г.
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональный оператор не вправе отказать в заключении договора собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.
Собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
В силу пункта 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом 1(1) настоящих Правил.
В силу ч.5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (ч. 5 ст.24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
В силу положений закона вывоз ТКО является обязательным, собственники жилых домов самостоятельно их не вправе утилизировать.
Согласно ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение (ч. 2 ст. 153 ЖК РФ).
Структура платы за коммунальные услуги в редакции действующего закона раскрыта в ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, в которую включена плата за обращение с твердыми коммунальными отходами.
Из материалов дела следует, что истцы Припадчев А.В., Припадчева Г.В. являются собственниками домовладения, расположенного по адресу: (адрес обезличен) (т.1 л.д.18-28).
ООО «УК «Зеленая роща» является региональным оператором по предоставлению коммунальной услуги «обращение с ТКО» в г. Орле и Орловской области.
Как установлено п. 1 и 2 ст. 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
Ст. 29 указанного закона предоставляет потребителю при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).
При этом удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги).
Потребитель также вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно п. 1 и 3 ст. 31 указанного закона требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные п. 1 ст. 28 и п.п. 1 и 4 ст. 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за обращение с ТКО.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
В силу подпункта "а" пункта 31 Правил N 354 исполнитель (юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги) обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Услуга по обращению с ТКО относится к коммунальной услуге (подпункт "ж" пункта 4 Правил N 354).
В силу статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками этих коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (часть 1). По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (часть 2).
Согласно пункту 148(22) Правил N 354 исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (подпункт "а"); производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с ТКО и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (подпункт "г").
Согласно пункту 148(24) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 27, 30 Правил N 1156 транспортирование ТКО с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускалось только до 01.01.2018. В отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Такой журнал может вестись в электронном виде. Оператор по обращению с ТКО, осуществляющий транспортирование твердых коммунальных отходов, обязан в течение одного рабочего дня предоставить региональному оператору, органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления по их запросу копию маршрутного журнала, а также обеспечить доступ указанных лиц к информации, передаваемой с использованием аппаратуры спутниковой навигации в порядке, предусмотренном договором на оказание услуг по транспортированию ТКО.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается исходя из цены, определенной в пределах утвержденного единого тарифа на услугу регионального оператора, установленного региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, определенном Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" и числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении (п. 148(28), 148(34) Правил).
Согласно п. 148(45) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Требования к качеству коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, допустимые отступления от этих требований и допустимая продолжительность перерывов предоставления указанной коммунальной услуги, а также условия и порядок изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении такой коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, приведены в приложении № 1 к настоящим Правилам.
Пунктом 17 раздела VII Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», установлено, что региональный оператор обязан обеспечить своевременный вывоз твердых коммунальных отходов из мест накопления: в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 °C и ниже) не реже одного раза в трое суток, в теплое время года (при среднесуточной температуре свыше +5 °C) не реже 1 раза в сутки (ежедневный вывоз).
Допустимая продолжительность перерывов предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и допустимые отклонения качества этой коммунальной услуги – не более 72 часов (суммарно) в течение 1 месяца; не более 48 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха +5 °C и ниже; не более 24 часов единовременно – при среднесуточной температуре воздуха свыше +5 °C.
За каждые 24 часа отклонения суммарно в течение расчетного периода, в котором произошло указанное отклонение, размер платы за коммунальную услугу за такой расчетный период снижается на 3,3 процента размера платы, определенного за такой расчетный период в соответствии с приложением № 2 к Правилам.
В соответствии с Примечанием к Приложению № 1, в целях применения настоящего приложения подлежат использованию действующие нормы и требования законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, устанавливающие обязательные требования к качеству предоставления коммунальных услуг. Приведенные в настоящем приложении ГОСТы, СНиПы, СанПиНы не являются исчерпывающими и применяются до момента вступления в силу иных норм и требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, регулирующих те же вопросы.
Услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов в Советском районе г. Орла и прилегающих к нему территориях Орловского района с (дата обезличена) оказывает ООО «Эко-Транс» на основании заключенного между ним и ООО «УК «Зеленая роща» договора «(номер обезличен)
Пунктом 5.2.1 указанного договора предусмотрено, что транспортирование ТКО осуществляется не реже, чем предусмотрено СанПиН 42-128-4690-88, СанПиН 2.1.2645-10, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (в части требований к качеству коммунальной услуги по обращению с ТКО) в соответствии с графиком транспортирования ТКО, указанным в приложении 12 к договору. Отклонение от времени и периодичности вывоза отходов допускается только в пределах установленных законодательством РФ, Орловской области. В графике транспортирования ТКО отражается информация о местах сбора, местах накопления ТКО на территории, где осуществляется погрузка ТКО.
Постановлением Правительства Орловской области от 28.01.2021 N 34 утвержден Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области.
Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области (далее - Порядок) устанавливает требования к осуществлению накопления (в том числе раздельному накоплению) твердых коммунальных отходов на территории Орловской области и разработан в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Орловской области в сфере охраны окружающей среды, а также экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей среды и здоровья человека в целях предотвращения вредного воздействия твердых коммунальных отходов (далее также - ТКО) на окружающую среду и здоровье человека, а также вовлечения ТКО в повторный хозяйственный оборот (пункты 1.1, 1.2).
Согласно п. 4.8. Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Орловской области вывоз ТКО с контейнерных площадок осуществляется региональным оператором или оператором по обращению с ТКО в соответствии с условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО. Периодичность вывоза ТКО определяется условиями договора об оказании услуг по обращению с ТКО в соответствии с законодательством Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия человека.
Бестарный способ накопления ТКО применяется на территориях малоэтажной застройки (ИЖС и МКД не выше двух этажей) населенного пункта, садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ до момента обустройства данной территории контейнерной площадкой (пункт 6.1. Порядка)
Накопление ТКО бестарным способом (в пакетах, мешках, пластиковых или металлических баках или других специально предназначенных для их накопления емкостях) осуществляется в местах накопления ТКО, определенных органом местного самоуправления с учетом мнения потребителей. Бремя содержания такого места накопления ТКО несут собственники или правообладатели земельного участка, на котором располагается место накопления ТКО (пункт 6.2. Порядка).
Согласно п. 6.3 Порядка частота (периодичность) сбора и транспортирования ТКО при применении бестарного способа накопления осуществляется по мере накопления отходов с учетом санитарно-эпидемиологических требований к условиям накопления и периодичности вывоза отходов и определяется графиком транспортирования, согласованным с органом местного самоуправления муниципального образования Орловской области, на территории которого применяется такой способ накопления ТКО, с учетом мнения потребителей.
В соответствии с пунктом 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Постановлением Главного государственного санитарного врача СССР от 05.08.1988 №4690-88 утверждены "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест" (далее - СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно п. 2.2.1 названного СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град, и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно- эпидемиологической службы.
Обращаясь в суд, истцы, ссылались на то, что ответчик в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 предоставлял услугу по обращению с ТКО с нарушением установленной действующим законодательством периодичности, в связи с чем просили снизить начисленную им стоимость услуги по обращению с ТКО за период с 01.01.2021 по 31.12.2021.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 21, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» в случае предоставления потребителю коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность потребитель вправе потребовать от лица, виновного в неоказании услуг или в нарушении непрерывности предоставления и (или) качества коммунальных услуг, возмещения убытков, уплаты неустойки, денежной компенсации морального вреда и штрафа в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (часть 4 статьи 157 ЖК РФ и пункт 150 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354).
При разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания, предусмотренными статьей 55 ГПК РФ (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Исполнитель коммунальных услуг освобождается от ответственности за оказание услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывом, превышающим установленную продолжительность, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом (пункт 3 статьи 401 ГК РФ, пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»).
В обоснование заявленного иска истцами представлены многочисленные акты фиксации нарушения регоператором графика вывоза ТКО и прочих нарушений, начиная с 01.01.2021, фотографии, видеозаписи.
Разрешая заявленные исковые требования, мировой судья исходил из того, что ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ не приведено доказательств, что ООО «УК «Зеленая Роща» являясь региональным оператором по предоставлению коммунальной услуги «обращение с ТКО» в г. Орле и Орловской области, надлежащим образом исполняет обязанность по вывозу ТКО с площадок накопления ТКО на территории города Орла, которыми пользовались истцы. Мировым судьёй установлено, что вывоз ТКО осуществляется региональным оператором с площадок накопления ТКО бесконтейнерным (мешковым) способом один раз в неделю, что не соответствует действующим санитарным правилам.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции и находит, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, применен закон, подлежащий применению по спорным правоотношениям, в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка.
Доводы апелляционной жалобы о том, что мировым судьей не дана оценка доводам ООО УК «Зеленая роща» о нарушении со стороны потребителя порядка уведомления регионального оператора о явке на составление акта, составления акта и направления акта в установленные сроки, что каких-либо сообщений от истцов о нарушении периодичности оказания услуги за спорный период в диспетчерскую службу ООО УК «Зеленая роща» не поступало, предоставленные истцами акты не могут приняты в качестве относимых и допустимых доказательств ненадлежащего качества оказания коммунальной услуги за период с января 2021 года по декабрь 2021 года, поскольку они составлены с нарушением требований норм действующего законодательства: а именно, акты составлялись без учета температурного режима, уведомления о прибытии для составления акта в адрес регионального оператора не направлялись, подписаны без участия двух незаинтересованных лиц, направлены в адрес ответчика с нарушением установленных сроков, являются несостоятельными. Мировым судьей подробно были исследованы акты фиксации нарушения регоператором периодичности вывоза ТКО с фотофиксацией, фотографии, видеозаписи, которые подтверждают позицию истцов о ненадлежащем исполнении обязанностей по вывозу ТКО. Указанные выше доказательства мировым судьёй признаны надлежащими, и приняты судом первой инстанции при вынесении решения.
В связи с чем, указанные доводы не могут служить основаниями для отмены решения, поскольку само по себе несогласие ответчика с произведенной мировым судьёй оценкой доказательств не является основанием для отмены постановленного решения, поскольку не свидетельствует о неправильности изложенных в решении мирового судьи выводов.
На основании п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).
Таким образом, мировой судья обоснованно пришел к выводу, что в данной ситуации потребитель освобождается от доказывания факта ненадлежащего оказания услуг ответчиком.
Тогда как ответчиком при рассмотрении дела не доказано, что им надлежащим образом, в соответствии с нормами действующего законодательства, оказывалась услуга по вывозу ТКО с площадок накопления ТКО, которыми пользовались истцы.
Доводы апелляционной жалобы, что ответчиком были представлены доказательства о надлежащем оказании услуги по вывозу ТКО: акты выполненных работ, данные ГЛОНАСС, отсутствие захламления ТКО по спорному адресу, отсутствие жалоб со стороны потребителей, проживающих по адресу: (адрес обезличен), отсутствием фактов привлечения регионального оператора к административной ответственности контролирующими органами не могут служить основанием для отмены решения мирового судьи. Мировым судьей вышеуказанным доказательствам, предоставленным ответчиком дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции полагает возможным согласиться.
Представленные ответчиком спутниковые снимки из системы ГЛОНАСС помесячно за период с января по декабрь 2021 г. не могут свидетельствовать о периодичности вывоза ТКО, поскольку из них невозможно определить сколько раз в месяц был осуществлен вывоз ТКО с мест накопления по (адрес обезличен) и (адрес обезличен), документов, подтверждающих вывоз ТКО с мест накопления по дням, в соответствии с приложением (номер обезличен) к договору (номер обезличен) от (дата обезличена) либо в соответствии с требованиями СанПин, представителем ответчика не представлено. Как не могут свидетельствовать о периодичности вывоза ТКО и представленные ответчиком акты оказания услуг по транспортированию ТКО с мест накопления отходов у населения к договору (номер обезличен) от (дата обезличена) за (информация скрыта) год, поскольку из данных актов невозможно установить периодичность вывоза ТКО с мест накопления, данные акты свидетельствуют лишь об объеме услуг по транспортированию ТКО.
Представленный истцами перерасчет задолженности за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 ответчиком не оспорен, контррасчет не представлен, в связи с чем, мировой судья проверив его, признал обоснованным и мотивированным, и принял за основу при вынесении решения.
Суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы мирового судьи не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу установлены правильно, нормы материального права мировым судьёй применены верно.
Иные доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат правовых оснований к отмене либо изменению решения мирового судьи, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных судом первой инстанции при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции, в связи, с чем являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены, либо изменения решения суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, суд находит приведенные в решении выводы суда первой инстанции верными, основанными на материалах дела. Установление обстоятельств и оценка судом первой инстанции имеющихся в материалах настоящего дела доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, произведена судом первой инстанции по правилам, установленным ст. 67 ГПК РФ. Каких-либо нарушений правил оценки доказательств судом первой инстанции не допущено.
Решение суда соответствует требованиям ст. 198 ГПК РФ.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом указанного у суда не имеется оснований сомневаться в соблюдении мировым судьей порядка принятия решения и выводах, изложенных в нем. Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит, поскольку ее доводы не содержат оснований к отмене или изменению решения.
Руководствуясь ст. ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Решение мирового судьи судебного участка №1 Заводского района г. Орла от 20 апреля 2022 года по гражданскому делу по иску Припадчева Александра Вячеславовича, Припадчевой Галины Владимировны к Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» о защите прав потребителей - оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Зеленая Роща» - без удовлетворения.
Определение вступает в законную силу со дня его вынесения.
Мотивированный текст определения изготовлен 18.07.2022.
Судья Е. Г. Кальная