Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3104/2023 от 04.09.2023

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Дело № 2-3104/2023                          21 сентября 2023 года

29RS0023-01-2023-004273-95

Октябрьский районный суд города Архангельска в составе председательствующего судьи Акишиной Е.В.,

при секретаре Нецветаевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора города Северодвинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности устранить нарушения закона в сфере безопасности дорожного движения,

установил:

заместитель прокурора города Северодвинска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц с исковым заявлением к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» (далее – ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор») о возложении обязанности устранить нарушения закона в сфере безопасности дорожного движения. В обоснование требований указано, что в ходе проверки выявлены нарушения закона в части содержания автомобильной дороги общего пользования регионального значения Архангельск (от д. Рикасиха) – Онега (до д. Кянда), а именно, на нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных на 11 км+032 м, 12 км+567 м, 14 км+475 м, 15 км+516 м, 18 км+572 м автомобильной дороги, отсутствует искусственное освещение; на автобусных остановках, расположенных на 11 км, 12 км, 14 км, 15 км, 18 км автомобильной дороги отсутствует искусственное освещение; на автобусных остановках, расположенных на 12 км, 14 км, 15 км, 18 км автомобильной дороги с правой стороны дороги при движении от Кородского шоссе, а также на 11 км указанной автомобильной дороги в обоих направлениях движения посадочные площадки не оборудованы павильонами для пассажиров, с установленными в них скамьями и урнами для мусора. Просил обязать ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу устранить данные нарушения.

Прокурор Дурнопьян К.Р. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, направил отзыв на иск, в котором с требованиями не согласился, а в случае удовлетворения иска просил предоставить срок для исполнения решения суда до 31 декабря 2025 года.

Представитель третьего лица ОМВД России по городу Северодвинску, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Заслушав прокурора, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон № 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

Автомобильная дорога общего пользования Архангельск (от д. Рикасиха) – Онега (до д. Кянда) относится к дорогам регионального значения, что следует из Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального значения Архангельской области и перечня ледовых переправ, не вошедших в протяженность автомобильных дорог общего пользования регионального значения Архангельской области», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 21 апреля 2020 года № 217-пп. Кроме того, указанное обстоятельство сторонами по делу не оспаривается.

Автомобильные дороги находятся в собственности субъекта Российской Федерации – Архангельской области, переданы на праве оперативного управления ответчику.

Ответчик является организацией, осуществляющей в пределах своей компетенции функции государственного управления в сфере дорожного хозяйства на территории Архангельской области.

Согласно п. 2.1 Устава ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» предметом деятельности учреждения является осуществление в пределах определенной Уставом компетенции полномочий исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа и осуществления на них дорожной деятельности.

Для достижения уставных целей учреждение осуществляет функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту, содержанию автомобильных дорог и иного имущества, входящего в состав автомобильных дорог; технический контроль за состоянием автомобильных дорог и сооружений на них, включая обследование, диагностику, испытание и паспортизацию (п. 2.3 Устава).

Таким образом, полномочия исполнительных органов государственной власти Архангельской области в сфере использования автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения на территории Архангельской области, включая территорию Ненецкого автономного округа, и осуществление на них дорожной деятельности, входят в компетенцию ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», которому автомобильные дороги переданы на праве оперативного управления.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ дорога – обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.

Положениями ст. 3 Федерального закона № 196-ФЗ к числу основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения отнесены приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Статья 3 Закона № 257-ФЗ определяет основные понятия, используемые для целей настоящего федерального закона. Так, дорожная деятельность это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу указания ч. 1-2 ст. 17 Закона № 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов.

Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 утверждены Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (далее - Основные положения), в силу указания п. 13 которых должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны среди прочего содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.

Из материалов дела следует, что 21 июня 2023 года сотрудником ОГИБДД ОМВД России по городу Северодвинску совместно со старшим помощником прокурора города Северодвинска проведено обследование автомобильной дороги общего пользования регионального значения Архангельск (от д. Рикасиха) – Онега (до д. Кянда).

В результате проверки были выявлены недостатки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, в том числе на нерегулируемых пешеходных переходах, расположенных на 11 км+032 м, 12 км+567 м, 14 км+475 м, 15 км+516 м, 18 км+572 м автомобильной дороги отсутствует искусственное освещение в нарушение требований п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 (ранее замечание было внесено представлениями № 5/10481 от 09 октября 2020 года, № 5/235 от 15 января 2021 года); на автобусных остановках, расположенных на 11 км, 12 км, 14 км, 15 км, 18 км автомобильной дороги отсутствует искусственное освещение в нарушение требований п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007; на автобусных остановках, расположенных на 12 км, 14 км, 15 км, 18 км автомобильной дороги с правой стороны дороги при движении от Кородского шоссе, на 11 км автомобильной дороги в обоих направлениях движения, отсутствуют автопавильон, скамья, урна для мусора в нарушение требований п. 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007.

В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика указанные обстоятельства не опровергнуты.

Согласно ст. 3, 6, 12 Федерального закона № 196-ФЗ основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются – приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Исходя из требований ст. 12 Закона Архангельской области от 12 ноября 2002 года № 125-17-ОЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Архангельской области» планирование, организация и осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или муниципального значения осуществляются органами государственной власти Архангельской области в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе путем разработки, принятия и реализации долгосрочных целевых и ведомственных целевых программ Архангельской области по обеспечению сохранности и развития автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

В соответствии со ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» со дня вступления в силу данного закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ними процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 52766-2007) утвержден приказом Федерального агентства по технологическому регулированию и метрологии от 23 декабря 2007 года № 270-ст.

Данный стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для повышения удобства и безопасности дорожного движения. Стандарт устанавливает основные параметры и технические требования к элементам обустройства автомобильных дорог.

Согласно пункту п. 4.5.2.4 ГОСТ Р 52766-2007 пешеходный переход должен быть оборудован дорожными знаками, разметкой, стационарным наружным освещением (с питанием от распределительных сетей или автономных источников).

В силу п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают, в том числе на автобусных остановках, пешеходных переходах, велосипедных дорожках, на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий в темное время суток, у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до мест возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м.

Требования к освещению автомобильных дорог предусмотрены также СНиП 2.05.02-85. «Автомобильные дороги» (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17 декабря 1985 года № 233), согласно п. 2.5 которых стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.

По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52765-2007 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация), стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости.

Нормы освещения улиц, дорог и площадей определены в п. 7.5.1 СП 52.13330 «СНиП 23-05-95* Естественное и искусственное освещение», утв. Приказом Минстроя России от 07.11.2016 N 777/пр.

В пункте 5.3.2 ГОСТ Р 52766-2007 установлены требования к остановочным пунктам на автомобильных дорогах.

Остановочный пункт должен состоять из следующих элементов: остановочная площадка; посадочная площадка; площадка ожидания; переходно-скоростные полосы; заездной «карман» (при размещении остановки в зоне переходно-скоростной полосы у пересечений и примыканий автомобильных дорог); боковая разделительная полоса (для дорог I - III категорий); тротуары и пешеходные дорожки; пешеходный переход; автопавильон; скамьи; туалет (через 10-15 км для дорог I - III категорий); контейнер и урны для мусора (для дорог IV категории только урна); технические средства организации дорожного движения (дорожные знаки, разметка, ограждения); освещение (при расстоянии до места возможного подключения к распределительным сетям не более 500 м) (п. 5.3.2.1 ГОСТ Р 52766-2007.).

В силу п. 5.3.3.10 ГОСТ Р 52766-2007 посадочные площадки на всех остановочных пунктах в районах с холодным климатом должны быть, как правило, оборудованы павильонами для пассажиров, а в районах с умеренным или жарким климатом – навесами.

Расстояние от края проезжей части (остановочной площадки) до ближайшего к ней края павильона должно быть более 3 м.

В павильонах должны быть установлены скамья и урна для мусора.

Павильон должен быть надежно закреплен и быть устойчивым к опрокидыванию (п. 5.3.3.11 ГОСТ Р 52766-2007).

С учетом нахождения города Северодвинска в районе с холодным климатом, отнесенному к Крайнему Северу, посадочные площадки на остановочных пунктах, расположенных в его пределах, должны быть оборудованы павильонами с установленными в них скамьей и урной для мусора.

В силу п. 3.10 стандарта «Автобусные остановки на автомобильных дорогах. Общие технические требования. ОСТ 218.1.002-2003», утв. распоряжением Минтранса России от 23 мая 2003 года № ИС-460-р, автопавильон предназначен для укрытия пассажиров, ожидающих прибытия автобуса, от воздействия неблагоприятных погодно-климатических факторов (осадки, солнечная радиация, ветер и т.п.).

Автопавильон может быть закрытого типа или открытого (в виде навеса). Закрытый павильон должен иметь стены, доходящие до перекрытия павильона не менее чем с трех сторон. Открытый павильон имеет стены, не доходящие до перекрытия, или не более двух стен.

Согласно ст. 4 Решения Комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 827 «О принятии технического регламента Таможенного союза «Безопасность автомобильных дорог» соответствие автомобильных дорог и дорожных сооружений на них настоящему техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований к безопасности непосредственно либо выполнением требований международных и региональных стандартов, а в случае их отсутствия – национальных (государственных) стандартов государств – членов Таможенного союза, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента Таможенного союза и необходимых для осуществления оценки (подтверждения) соответствия.

Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) определяет стандарт как документ, в котором, в частности, устанавливаются правила и характеристики продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации.

В соответствии со ст. 6, 7 Федерального закона № 184-ФЗ защита жизни и здоровья граждан является приоритетной задачей законодательства в области технического регулирования.

Согласно п. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ со дня вступления в силу названного Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

В соответствии с Постановлением Госстандарта РФ от 30 января 2004 года № 4 «О национальных стандартах РФ» со дня вступления в силу Федерального закона РФ от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные указанными национальными стандартами, подлежат обязательному исполнению в части соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Исходя из принципов обеспечения безопасности дорожного движения, определенных в ст. 3 Закона № 196-ФЗ, требования государственных стандартов, касающиеся безопасности дорожного движения, являются обязательными к исполнению, так как обеспечивают защиту жизни и здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ГКУ АО «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» является надлежащим ответчиком по иску, а заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

С учетом приведенных положений закона и объема работ, которые возлагаются на ответчика, разрешая спор, суд считает необходимым установить срок, в течение которого ответчик обязан совершить действия, возложенные на него судебным решением, до 31 декабря 2025 года.

В силу ст. 98, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя прокурора города Северодвинска в защиту интересов неопределенного круга лиц к Государственному казенному учреждению Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» о возложении обязанности устранить нарушения закона в сфере безопасности дорожного движения – удовлетворить.

Обязать Государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в срок до 31 декабря 2025 года:

-     оборудовать нерегулируемые пешеходные переходы, расположенные на 11 км+032 м, 12 км+567 м, 14 км+475 м, 15 км+516 м, 18 км+572 м автомобильной дороги Архангельск (от д. Рикасиха) – Онега (до д. Кянда), искусственным освещением;

-    оборудовать автобусные остановки, расположенные на 11 км, 12 км, 14 км, 15 км, 18 км автомобильной дороги Архангельск (от д. Рикасиха) – Онега (до д. Кянда), искусственным освещением;

-    оборудовать посадочные площадки на остановочных пунктах, расположенных на 12 км, 14 км, 15 км, 18 км автомобильной дороги Архангельск (от д. Рикасиха) – Онега (до д. Кянда) с правой стороны дороги при движении от Кородского шоссе, а также на 11 км указанной автомобильной дороги в обоих направлениях движения, павильонами для пассажиров, с установленными в них скамьями и урнами для мусора.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Архангельска.

Мотивированное решение изготовлено 26 сентября 2023 года.

Председательствующий                      Е.В. Акишина

2-3104/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Заместитель прокурора города Северодвинска
Ответчики
ГКУ Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор»
Другие
ОМВД России по городу Северодвинску
Суд
Октябрьский районный суд г. Архангельска
Судья
Акишина Е.В
Дело на странице суда
oktsud--arh.sudrf.ru
04.09.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
04.09.2023Передача материалов судье
05.09.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.09.2023Судебное заседание
26.09.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее