Дело (УИД) № 21RS0019-01-2023-000419-41
Производство № 2-354/2023
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 августа 2023 г. г. Ядрин
Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии в составе:
председательствующего судьи Изоркиной Л.М.,
при секретаре судебного заседания Смирновой Л.В.,
с участием представителя истца – старшего помощника прокурора Ядринского района Чувашской Республики Можаева А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда гражданское дело по иску прокурора Ядринского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Централизованная музейная система», администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики об обязании провести обследование технического состояния нежилых зданий,
установил:
Истец прокурор Ядринского района Чувашской Республики обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к МБУ «Централизованная музейная система», администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики об обязании МБУ «Централизованная музейная система» Ядринского муниципального округа и администрацию Ядринского муниципального округа провести обследование технического состояния нежилых зданий, расположенных по адресам: Ядринский районный художественно-краеведческий музей (1911 года постройки): 429060, Чувашская Республика, Ядринский муниципальный округ, г. Ядрин, ул. Карла Маркса, д. 2; Дом-музей народного артиста СССР Н. Д. Мордвинова (1880 года постройки): 429060, Чувашская Республика, Ядринский муниципальный округ, г. Ядрин, ул. Карла Маркса, д. 71; Верхнеачакский музей натурального хозяйства чувашского крестьянина XIX века (1984 года постройки): 429079, Чувашская Республика, Ядринский муниципальный округ, д. Верхние Ачаки, ул. Ленина, д. 38в, с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Ядринского района Чувашской Республики в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением требований законодательства об образовании выявлены нарушения законодательства, регламентирующего безопасность пребывания граждан, в том числе несовершеннолетних, в деятельности муниципальных учреждений. За МБУ «Централизованная музейная система» (далее МБУ «ЦМС») на праве оперативного управления закреплены нежилые здания, расположенные по адресу: ул. Карла Маркса, д. 2 г. Ядрин (1911 года постройки), ул. Карла Маркса, д. 71, г. Ядрин (1880 года постройки) и ул. Ленина, д. 38 в, д. Верхние Ачаки, Ядринский район (1984 года постройки). Согласно информации, представленной МБУ «ЦМС» осмотр зданий с использованием современных средств технической диагностики не проводился. Учредителем МБУ «ЦМС» является администрация Ядринского муниципального округа Чувашской Республики. Таким образом, несмотря на требования закона МБУ «ЦМС» в нарушение требований раздела 3 Положения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, современные средства технической диагностики, не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия пребывания граждан. Не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий МБУ «ЦМС» путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасное пребывание граждан, в том числе детей, причинения вреда их жизни и здоровью. Проведение комплексной проверки здания с применением технических средств необходимо для получения данных о техническом состоянии здания, а состояние здания и проведения перечня своевременных работ по устранению выявленных недостатков напрямую связаны с безопасностью осуществления образовательной деятельности, находящейся в прямой причинно-следственной связи с правами неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора Ядринского района Чувашской Республики Можаев А.В. иск поддержал и просил удовлетворить по изложенным в нем мотивам.
Ответчик - представитель МБУ «Централизованная музейная система» Ядринского муниципального округа Чувашской Республики на судебное заседание не явился, в своем заявлении от 24.08.2023 г. директор МБУ «ЦМС» Иванова И.А. просила дело рассмотреть без участия их представителя. Исковые требования прокурора Ядринского района Чувашской Республики признала частично. Последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ, ей разъяснены и понятны.
Ответчик - представитель администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики на судебное заседание не явился, в своем отзыве представитель по доверенности Андреева С.Г. просила дело рассмотреть без участия их представителя, вопрос об удовлетворении искового заявления оставляет на усмотрение суда.
Третье лицо - представитель Собрания депутатов Ядринского муниципального округа Чувашской Республики на судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 9 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Из ст. 296 Гражданского кодекса РФ следует, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Статьей 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6, ч. 7 ст. 55.24, ст. 55.25 Градостроительного кодекса РФ в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений. Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации. В случае, если иное не предусмотрено федеральным законом лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, является собственник здания, сооружения или лицо, которое владеет зданием, сооружением на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое) в случае, если соответствующим договором, решением органа государственной власти или органа местного самоуправления установлена ответственность такого лица за эксплуатацию здания, сооружения, либо привлекаемое собственником или таким лицом в целях обеспечения безопасной эксплуатации здания, сооружения на основании договора физическое или юридическое лицо.
Периодичность, состав подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию, по поддержанию надлежащего технического состояния зданий, сооружений (включая необходимые наблюдения, осмотры) должны определяться в соответствии с проектной документацией, результатами контроля за техническим состоянием зданий, сооружений, индивидуально для каждого здания, сооружения исходя из условий их строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации.
Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 утверждено Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее по тексту - Положение). Данное положение является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.
В соответствии с разделом 3 вышеуказанного Положения контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики.
Приложением № 2 Положения установлена рекомендуемая продолжительность эффективной комплектации до постановки на капитальный ремонт (от 8 лет в тяжелых условиях эксплуатации до 25 лет при благоприятных условиях эксплуатации).
В соответствии с п.п. 4.3, 4.4, 5.1 ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», который введен в действие приказом Росстандарта от 27.12.2012 №1984-ст, предусмотрено, что первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также: по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); - по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Процедура обследования и мониторинга технического состояния здания, описана в ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния. Субъектом мониторинга является специализированная организация: физическое или юридическое лицо, уполномоченное действующим законодательством на проведение работ по обследованиям и мониторингу зданий и сооружений. Мониторинг технического состояния зданий (сооружений), находящихся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии: система наблюдения и контроля, проводимая по определенной программе, для отслеживания степени и скорости изменения технического состояния объекта и принятия в случае необходимости экстренных мер по предотвращению его обрушения или опрокидывания, действующая до момента приведения объекта в работоспособное техническое состояние. Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов в соответствии с предварительно разработанными программами (пункты 3.5, 3.16, 4.1, 4.2).
Как видно из материалов дела, за МБУ «ЦМС» на праве оперативного управления закреплены нежилые здания: Ядринский районный художественно-краеведческий музей (1911 года постройки), расположенный по адресу: Чувашская Республика, Ядринский муниципальный округ, г. Ядрин, ул. Карла Маркса, д. 2; Дом-музей народного артиста СССР Н. Д. Мордвинова (1880 года постройки), расположенный по адресу: Чувашская Республика, Ядринский муниципальный округ, г. Ядрин, ул. Карла Маркса, д. 71; Верхнеачакский музей натурального хозяйства чувашского крестьянина XIX века (1984 года постройки), расположенный по адресу: Чувашская Республика, Ядринский муниципальный округ, д. Верхние Ачаки, ул. Ленина, д. 38в, что подтверждается распоряжением главы Ядринской районной администрации за №528-р от 30.06.2015 г., распоряжением главы Ядринской районной администрации за №856 от 04.12.2017 г., постановлением главы Большешемердянского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики за №7 от 24.01.2022 г., соответственно.
Судом установлено, что Законом Чувашской Республики от 29.03.2022 г. №30 «О преобразовании муниципальных образований Ядринского района Чувашской Республики и о внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об установлении границ муниципальных образований Чувашской Республики и наделении их статусом городского, сельского поселения, муниципального района, муниципального округа и городского округа», муниципальные образования Ядринского района, в том числе Ядринская районная администрации Чувашской Республики и администрация Большешемердянского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики, преобразованы путем объединения во вновь образованное муниципальное образование «Ядринский муниципальный округ». Согласно решению от 09.12.2022 г. Собрания депутатов Ядринского муниципального округа Чувашской Республики первого созыва администрация Ядринского муниципального округа Чувашской Республики является правопреемником Ядринской районной администрации Чувашской Республики и администрации Большешемердянского сельского поселения Ядринского района Чувашской Республики.
Судом также установлено, что МБУ «ЦМС» осмотр зданий с использованием современных средств технической диагностики не проводило.
Из материалов дела следует, что учредителем МБУ «ЦМС» является администрация Ядринского муниципального округа Чувашской Республики.
Таким образом, несмотря на вышеуказанные требования закона МБУ «ЦМС» в нарушение требований раздела 3 Положения, утвержденного Приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 современные средства технической диагностики, не используются, несмотря на истечение нормативных сроков эксплуатации комплексное обследование технического состояния зданий (сооружений) не проведено, что не обеспечивает безопасные условия пребывания в них граждан.
На основании п.п. 1, 3, 13 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального округа относится: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального округа; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального округа.
Кроме того, не проведение должного эксплуатационного контроля за состоянием зданий МБУ «ЦМС» путем привлечения специализированной организации, может повлечь несвоевременное выявление нарушений в состоянии конструктивных и других характеристик надежности и безопасности здания, что создает угрозу его обветшания и утраты, а также предпосылки возникновения чрезвычайных ситуаций, нарушения прав на безопасное пребывание граждан, в том числе детей, причинения вреда их жизни и здоровью.
При этом проведение комплексной проверки здания с применением технических средств необходимо для получения данных о техническом состоянии здания, а состояние здания и проведения перечня своевременных работ по устранению выявленных недостатков напрямую связаны с безопасностью осуществления образовательной деятельности, находящейся в прямой причинно-следственной связи с правами неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым удовлетворить требование прокурора Ядринского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Ядринского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к МБУ «Централизованная музейная система», администрации Ядринского муниципального округа Чувашской Республики об обязании провести обследование технического состояния нежилых зданий, удовлетворить.
Возложить на МБУ «Централизованная музейная система» Ядринского муниципального округа Чувашской Республики и администрацию Ядринского муниципального округа Чувашской Республики провести обследование технического состояния нежилых зданий, расположенных по адресам: Ядринский районный художественно-краеведческий музей (1911 года постройки): 429060, Чувашская Республика, Ядринский муниципальный округ, г. Ядрин, ул. Карла Маркса, д. 2; Дом-музей народного артиста СССР Н. Д. Мордвинова (1880 года постройки): 429060, Чувашская Республика, Ядринский муниципальный округ, г. Ядрин, ул. Карла Маркса, д. 71; Верхнеачакский музей натурального хозяйства чувашского крестьянина XIX века (1984 года постройки): 429079, Чувашская Республика, Ядринский муниципальный округ, д. Верхние Ачаки, ул. Ленина, д. 38в, с использованием современных средств технической диагностики специализированной организацией в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме, то есть с 28 августа 2023 г. через Ядринский районный суд Чувашской Республики-Чувашии.
Председательствующий: Л.М. Изоркина