Дело 2-2054/2023
УИД 65RS0001-01-2022-011966-61
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 августа 2023 года город Южно-Сахалинск
Южно-Сахалинский городской суд Сахалинской области в составе:
председательствующего судьи Ли Э.В.,
при секретаре судебного заседания Панковой М.А.,
с участием истца ФИО,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО к Садовому некоммерческому товариществу «Тимирязевское» о признании недействительными решений внеочередного собрания членов товарищества, оформленных протоколом от 25 августа 2022 года,
у с т а н о в и л:
05 декабря 2022 года истец ФИО обратилась в суд с данным исковым заявлением к ответчику Садоводческому некоммерческому товариществу «Тимирязевское» (далее – СНТ «Тимирязевское», товарищество), указав следующие обстоятельства. Истец является членом товарищества, владеет земельным участком №. 26 сентября 2022 года стало известно о проведении 20 августа 2022 года собрания группой неизвестных лиц, именуемых себя общим собранием СНТ «Тимирязевское», на котором принято решение об избрании ФИО председателем товарищества. Данное решение истец считает незаконным, поскольку фактически собрание членов товарищества не проводилось, о его проведении садоводы не извещались, не осуществлялись регистрация участников товарищества, выборы председательствующего и секретаря собрания, не озвучена повестка собрания, вопросы, указанные в уведомлении о собрании, не обсуждались, голосование не проводилось. Более того, ФИО членом товарищества не является. В связи с чем, ФИО просит суд признать недействительными все решения внеочередного очного собрания членов СНТ «Тимирязевское», оформленные протоколом от 20 августа 2022 года.
Протокольным определением суда от 24 июля 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных исковых требований, на стороне ответчика привлечена ФИО.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивала по изложенным в нем основаниям, уточнила, что просит признать недействительными решения общего собрания СНТ «Тимирязевское», оформленные протоколом от 25 августа 2022 года, указав, что в данном протоколе имеется ссылка на очное голосование 20 августа 2022 года, о чем ФИО при рассмотрении другого гражданского дела ссылалась в обоснование наличие у нее полномочий председателя, тогда как данный документ впервые увидела в настоящем судебном заседании.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом по всем известным суду адресам.
Направленная третьему лицу корреспонденция возвращена по истечении срока хранения ввиду неявки адресата по извещениям.
В силу п. 1 ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) уведомления, извещения или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что третье лицо в установленном порядке была извещена о месте и времени рассмотрения дела с учетом положений ст. 165.1 ГК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 63, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой ГК РФ». Об уважительных причинах не явки третье лицо не сообщила, об отложении рассмотрения дела не просила.
Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит возможным, приступить к рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу части 2 ст. 1 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ), настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 ст. 16 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.
Согласно пунктам 1, 2 части 1, части 2 ст. 17 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ к исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся: изменение устава товарищества; избрание органов товарищества (председателя товарищества, членов правления товарищества), ревизионной комиссии (ревизора), досрочное прекращение их полномочий. Решения по данным вопросам принимаются квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.
На основании частей 13-14 вышеуказанной статьи уведомление о проведении общего собрания членов товарищества не менее чем за две недели до дня его проведения: направляется по адресам, указанным в реестре членов товарищества (при наличии электронного адреса уведомление направляется только в форме электронного сообщения); размещается на сайте товарищества в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (при его наличии); размещается на информационном щите, расположенном в границах территории садоводства или огородничества. Сообщение о проведении общего собрания членов товарищества может быть также размещено в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
В уведомлении о проведении общего собрания членов товарищества должны быть указаны перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на общем собрании членов товарищества, дата, время и место проведения общего собрания членов товарищества, а также способ ознакомления с проектами документов и иными материалами, планируемыми к рассмотрению на общем собрании членов товарищества. Включение в указанный перечень дополнительных вопросов непосредственно при проведении такого собрания не допускается (ч. 15 ст. 17 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ).
Положениями ч. 25 этой же статьи предусмотрено, что решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества. Протокол общего собрания членов товарищества подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества. В случае принятия общим собранием членов товарищества решения путем очно-заочного голосования к такому решению также прилагаются решения в письменной форме лиц, указанных в пункте 2 части 24 настоящей статьи. В случае участия в общем собрании членов товарищества лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, результаты голосования таких лиц по вопросам повестки общего собрания членов товарищества оформляются по правилам, предусмотренным настоящей частью для оформления результатов голосования членов товарищества.
В соответствии с ч.1 ст. 181.2 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в заседании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
Проведение заседания участников гражданско-правового сообщества и результаты голосования на заседании, а также результаты заочного голосования подтверждаются протоколом. Протокол составляется в письменной форме, в том числе с помощью электронных либо иных технических средств (абзац второй пункта 1 статьи 160), и подписывается в случае проведения заседания председательствующим на заседании и секретарем заседания, а в случае принятия решения в результате заочного голосования - лицами, проводившими подсчет голосов или зафиксировавшими результат подсчета голосов (ч.3 ст. 181.2 ГК РФ).
Частью 4 ст. 181.2 ГК РФ установлено, что в протоколе должны быть указаны:
1) дата и время проведения заседания, место проведения заседания и (или) способ дистанционного участия членов гражданского-правового сообщества в заседании, а в случаях заочного голосования - дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества, и способ отправки этих документов;
2) сведения о лицах, принявших участие в заседании, и (или) о лицах, направивших документы, содержащие сведения о голосовании;
3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов, если подсчет голосов был поручен определенным лицам;
5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол;
6) сведения о ходе проведения заседания или о ходе голосования, если участник гражданско-правового сообщества требует их внести в протокол;
7) сведения о лицах, подписавших протокол.
Согласно п. 1 статьи 181.1 Гражданского кодекса РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
В соответствии с п. 1 статьи 181.3 Гражданского кодекса РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
На основании положений статьи 181.4 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания.
Согласно п. 2 статьи 181.5 Гражданского кодекса РФ собрания является ничтожным в случае, если оно: принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ член товарищества вправе обжаловать решения органов товарищества, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.
В Определении от 29 ноября 2016 г. № Верховный Суд Российской Федерации сделал вывод, что решение общего собрания членов садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений является недействительным в случае отсутствия кворума для принятия решения на общем собрании членов общества, а также в случае нарушения процедуры созыва и проведения общего собрания.
Общее собрание членов товарищества правомочно, если на указанном собрании присутствует более чем пятьдесят процентов членов товарищества или их представителей (часть 19 статьи 17 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ).
В силу п. 2 ст. 181.1 Гражданского кодекса РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
В соответствии с положениями ст. 181.4 Гражданского кодекса Российской Федерации, решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
Из представленной УФНС России по Сахалинской области копии протокола от 25 августа 2022 года следует, что 25 августа 2022 года составлен протокол общего внеочередного собрания членов СНТ «Тимирязевское», согласно которому приняты следующие решения:
- избраны в правление сроком на пять лет ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО, ФИО и ФИО;
- председателем правления выбрана ФИО;
- избраны членами ревизионной комиссии ФИО, ФИО и ФИО;
- подтверждены ранее принятые решения общих собраний и договоров, касающиеся увеличения мощности СНТ «Тимирязевское».
На момент проведения собрания членами товариществами являлись 198 человек, приняли участие в голосовании – 111 членов, из которых 73 члена проголосовали заочно в период с 25 июля 2022 года по 15 августа 2022 года и 38 членов – очно 20 августа 2022 года, общее количество бюллетеней 150 штук, кворум имеется.
В соответствии со ст. 123 Конституции Российской Федерации, ст. 56 Гражданского процессуального кодекса гражданское судопроизводство осуществляется на основе равенства и состязательности сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Ответчиком каких-либо возражений относительно заявленных требований суду не представлено.
При разрешении заявленных требований, судом учитывается, что ни ответчиком, ни третьим лицом не представлено суду документов, неоднократно истребованных от ответчика, как в ходе подготовки дела к судебному заседанию, так и при рассмотрении по существу, тогда как в силу положений частью 1 статьи 56 ГПК РФ и по смыслу приведенных правовых норм с учетом заявленных истцом требований, бремя доказывания соблюдения порядка созыва, подготовки и проведения собрания, наличия необходимого кворума, а также соблюдения иных требований по проведению общего собрания, возлагается непосредственно на ответчика СНТ «Тимирязевское».
В нарушение ч. 2 ст. 56 ГПК РФ, когда каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом, ни листы регистрации участников собрания, ни бюллетени для голосования, ни протокол собрания членов СНТ «Тимирязевское» от 25 августа 2022 года, ни реестр членов товарищества, в оригиналах либо заверенных в установленном порядке ответчиком суду представлены не были, отсутствуют и иные документы, отражающие подготовку и проведение оспариваемого истцом общего собрания членов товарищества.
Указанное свидетельствует о том, что ответчиком легитимность общего собрания гражданско-правового сообщества не подтверждена, а принятые на нем решения являются недействительными в силу их ничтожности.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ответчик в ходе рассмотрения дела не представил доказательств соблюдения порядка созыва и проведения внеочередного общего собрания членов СНТ «Тимирязевское» от 25 августа 2022 года, не подтвердил наличие кворума и волеизъявления членов СНТ на принятие рассмотренных собранием решений, а оспариваемый истцом протокол не соответствует требованиям, предъявляемым к нему положениями ч. 25 ст. 17, ч. 5 ст. 21 Федерального закона от 29 июля 2017 года № 217-ФЗ и ч. 4 ст. 181.2 ГК РФ, в связи с чем, суд находит требования ФИО о признании незаконными решений внеочередного общего собрания членов СНТ «Тимирязевское», оформленных протоколом от 25 августа 2022 года, подлежащим удовлетворению.
При подаче заявления истцом оплачена государственная пошлина в размере 300 рублей, что подтверждается чеком-ордером от 25 ноября 2022 года.
В порядке статьи 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию понесенные ею расходы по уплате государственной пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
исковые требования ФИО к Садовому некоммерческому товариществу «Тимирязевское» о признании недействительными решений внеочередного собрания членов товарищества, оформленных протоколом от 25 августа 2022 года – удовлетворить.
Признать недействительными решения внеочередного собрания членов садоводческого некоммерческого товарищества «Тимирязевское», оформленные протоколом от 25 августа 2022 года.
Взыскать с садоводческого некоммерческого товарищества «Тимирязевское» (№) в пользу ФИО (<данные изъяты>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
По вступлении решения в законную силу отменить обеспечительные меры, принятые определением Южно-Сахалинского городского суда от 07 декабря 2022 года, в виде запрета налоговому органу – УФНС России по Сахалинской области совершать регистрационные действия в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Тимирязевское» (№), а именно: запрета регистрировать ФИО, как лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени садоводческого некоммерческого товарищества «Тимирязевское».
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Сахалинский областной суд через Южно-Сахалинский городской суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий судья Э.В. Ли
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья Э.В. Ли