Дело № 5 – 148/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
п. Сернур 31 мая 2021 года
Судья Сернурского районного суда Республики Марий Эл Попова Д.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении
юридического лица – муниципального казенного предприятия «Сернурские бани» городского поселения Сернур, зарегистрированного Инспекцией Федеральной налоговой службы по <адрес> 27 декабря 2004 года, регистрационный номер №, ИНН №, КПП №, юридический адрес: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, |
УСТАНОВИЛ:
Главным государственным инспектором отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского управления Ростехнадзора Булатовым Р.Р. 25 мая 2021 года в 14 часов 00 минут при проведении плановой выездной проверки МКП «Сернурские бани» городского поселения Сернур (далее – МКП «Сернурские бани») установлено, что МКП «Сернурские бани» осуществляет деятельность в области промышленной безопасности по эксплуатации опасного производственного объекта III класса опасности – «Сеть газопотребления МКП «Сернурские бани», регистрационный №, место нахождения: <адрес>. В составе названного опасного производственного объекта III класса опасности эксплуатируются следующие сооружения, технические и технологические устройства:
газопровод высокого давления Р=0,5 МПа, наружный надземный, ?57мм L=16,55 м, изготовлен и введен в эксплуатацию в 2015 году;
газопровод низкого давления Р=0,003 МПа, наружный надземный, ?76мм L=41,7 м, изготовлен и введен в эксплуатацию в 2015 году;
газораспределительный пункт шкафной ГРПШ-05-2У1 заводской номер 623, Pвх/вых= 0,5/0,002 Мпа, изготовлен и введен в эксплуатацию в 2013 году;
котлы водогрейные отопительные «Изнаир-100», заводские номера 1003, 1004, Р = 0,002 Мпа, изготовлены и введены в эксплуатацию в 2013 году;
устройство газогорелочное автоматическое АГУ «Контур-3»-70, Р = 0,002 Мпа, изготовлено и введено в эксплуатацию в 2003 году;
устройство газогорелочное автоматическое АГУ «Контур-4»-110, Р = 0,002 Мпа, изготовлено и введено в эксплуатацию в 2003 году;
устройство газогорелочное типа УГОП «Термолюкс», Р = 0,002 Мпа, изготовлено и введено в эксплуатацию в 2016-2017 году (со слов инженера-энергетика ФИО3).
На опасном производственном объекте «Сеть газопотребления МКП «Сернурские бани»:
в нарушение требований п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15 декабря 2020 года, п. 71, 72, 77 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 870, не проводится еженедельное и ежегодное техническое обслуживание системы автоматики безопасности САБК-М, указанное в п. 11.2 Руководства по эксплуатации и паспорте <данные изъяты>
в нарушение требований п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15 декабря 2020 года, п. 76 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 870, у систем автоматики безопасности САБК-8-110 истек средний срок службы до списания (7 лет), указанный в п. 13.4 Руководства по эксплуатации и паспорте <данные изъяты>;
в нарушение требований п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15 декабря 2020 года, п. 77 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 870, неисправна автоматика безопасности устройства газогорелочного автоматического АГУ «Контур-3»-70, а именно: отрезана и заглушена импульсная трубка датчика тяги; отсутствует контроль тяги; ручка клапана-отсекателя зафиксирована принудительно с помощью пластиковой стяжки; отключена система автоматики безопасности САБК-8-110;
в нарушение требований п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15 декабря 2020 года, подп. «б» п. 56, п. 77 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 870, не соблюдена паспортная конструкция устройства газогорелочного автоматического АГУ «Контур-3»-70, а именно подвод газа к коллектору горелки осуществляется напрямую – не через систему автоматики безопасности САБК, чем не обеспечивается безопасная эксплуатация устройства газогорелочного автоматического АГУ «Контур-3»-70;
в нарушение требований п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15 декабря 2020 года, п. 77 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 870, на устройстве газогорелочном автоматическом АГУ «Контур-3»-70 установлена система автоматики безопасности САБК-8-110, тогда как в соответствии с руководством по эксплуатации (паспортом) (<данные изъяты>) на АГУ «Контур-3»-70 должна быть установлена система автоматики безопасности САБК-8-50;
в нарушение требований п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15 декабря 2020 года, п. 71, 72 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 870, п. 25 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 317, не осуществляет техническое обслуживание устройств газогорелочных автоматических АГУ «Контур-3»-70, АГУ «Контур-4»-110 в соответствии с разделом 10 руководства по эксплуатации (паспортом) (<данные изъяты>);
в нарушение требований п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15 декабря 2020 года, во фронтальной части печи-каменки над устройством газогорелочным автоматическим АГУ «Контур-3»-70 происходит разрушение кирпичной кладки, что может повредить газогорелочное устройство, чем не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг и техническое обслуживание сети газопотребления, обеспечивающих содержание сети газопотребления в исправном и безопасном состоянии;
в нарушение требований п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п. 4, 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Ростехнадзора № 531 от 15 декабря 2020 года, п. 77 Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 870, на устройстве газогорелочном автоматическом АГУ «Контур-4»-110 отсутствует блок управления, предусмотренный в соответствии с руководством по эксплуатации (паспортом) (<данные изъяты>).
При существующих нарушениях требований промышленной безопасности при эксплуатации технических устройств: устройств газогорелочных автоматических АГУ «Контур-3»-70, АГУ «Контур-4»-110, применяемых на опасном производственном объекте III класса опасности – «Сеть газопотребления МКП «Сернурские бани», регистрационный №, имеется вероятность возникновения неконтролируемых выбросов природного газа за пределы технологической системы сети газопотребления с возникновением взрывоопасной газовоздушной смеси, повреждений и обрушений конструкций здания котельной и бани, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, окружающей природной среде и может привести к техногенной аварии и несчастным случаям.
Главный государственный инспектор отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора по Республике Марий Эл Приволжского управления Ростехнадзора Булатов Р.Р. в судебном заседании доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержал.
Законный представитель МКП «Сернурские бани» Шабалин В.К. в судебном заседании с нарушением согласился, вину в совершении административного правонарушения признал, пояснил, что в настоящее время большая часть допущенных нарушений устранена.
Выслушав пояснения должностного лица, законного представителя юридического лица, исследовав представленные с протоколом об административном правонарушении материалы, судья приходит к выводу о наличии в действиях МКП «Сернурские бани» состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 9.1 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года
№ 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – Федеральный закон от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ) опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.
К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности. Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ).
В силу п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в том числе обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность.
В соответствии с п. 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № 531 от 15 декабря 2020 года, эксплуатация, включая ремонт и техническое перевооружение, консервация и ликвидация сетей газораспределения и газопотребления должны осуществляться в соответствии с требованиями Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 870, и Правил. Организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», должны выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии (п. 6).
Согласно положениям Технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2010 года № 870,
при строительстве, реконструкции, монтаже и капитальном ремонте должно быть обеспечено соблюдение требований эксплуатационной документации изготовителей газоиспользующего оборудования, технических и технологических устройств, труб, материалов и соединительных деталей (подп. «б» п. 56);
при эксплуатации технологических устройств эксплуатирующая организация должна обеспечить мониторинг и устранение утечек природного газа, проверку срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущие ремонты и наладку (п. 71);
проверка срабатывания предохранительных и сбросных клапанов, техническое обслуживание, текущий ремонт и наладка технологических устройств должны проводиться в соответствии с инструкциями изготовителей9п. 72);
продолжительность эксплуатации газопроводов, технических и технологических устройств устанавливается при проектировании исходя из условия обеспечения безопасности объектов технического регулирования при прогнозируемых изменениях их характеристик и гарантий изготовителя технических и технологических устройств. Для установления возможности эксплуатации газопроводов, зданий и сооружений и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления после сроков, указанных в проектной документации, должно проводиться их техническое диагностирование. Предельные сроки дальнейшей эксплуатации объектов технического регулирования настоящего технического регламента должны устанавливаться по результатам технического диагностирования (п. 76);
не допускается эксплуатация сети газопотребления при неисправности газоиспользующего оборудования или с отключенными технологическими защитами, блокировками, сигнализацией и контрольно-измерительными приборами, предусмотренными проектом (п. 77).
В силу п. 25 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 года № 317, по окончании строительно-монтажных работ на построенном, реконструированном или модернизируемом газоиспользующем оборудовании и оборудовании, переводимом на газ с других видов топлива, проводятся обязательные пусконаладочные и режимно-наладочные работы.
Факт совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, подтверждается:
протоколом об административном правонарушении № от 26 мая 2021 года, в котором изложены обстоятельства правонарушения;
протоколом о временном запрете деятельности № от 26 мая 2021 года, которым с 15 часов 10 минут 26 мая 2021 года приостановлена деятельность на эксплуатации технических устройств – устройств газогорелочных автоматических АГУ «Контур-3»-70, АГУ «Контур-4»-110, применяемых на опасном производственном объекте III класса опасности – «Сеть газопотребления МКП «Сернурские бани», регистрационный номер №, расположенного по адресу: <адрес>
распоряжениями о проведении плановой выездной проверки юридического лица № от 31 марта 2021 года, № № от 30 апреля 2021 года;
актом проверки МКП «Сернурские бани» № от 25 мая 2021 года;
предписанием № от 25 мая 2021 года;
свидетельством о регистрации № опасного производственного объекта;
картой учета опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов;
руководством (паспортом) по эксплуатации устройств газогорелочных автоматических АГУ «Контур-3»-70, АГУ «Контур-4»-110 2.199.00.000 РЭ, 2.200.00.000 РЭ, 2.201.00.000 РЭ;
руководством по эксплуатации и паспортом №;
выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МКП «Сернурские бани» и другими материалами дела.
Судья находит имеющиеся в деле документы достоверными и допустимыми доказательствами.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих наличие обстоятельств, помешавших исполнению МКП «Сернурские бани» требований законодательства в области промышленной безопасности, не представлено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности всесторонне, полно, объективно, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья квалифицирует действия юридического лица МКП «Сернурские бани» по
ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (ст. 24.5 КоАП РФ), свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения (ст. 2.9 КоАП РФ), судьей не установлено.
При назначении наказания судья учитывает обстоятельства дела, характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественные отношения в сфере промышленности, имущественное и финансовое положение юридического лица, смягчающее административную ответственность обстоятельство, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, на основании ч. 2 ст. 4.2 КоАП РФ, судьей признается полное признание законным представителем вины юридического лица в совершенном правонарушении.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица, судьей не установлено.
С учетом изложенного, учитывая характер деятельности юридического лица, принимая во внимание то, что нарушение законодательства в сфере промышленности имеет повышенную общественную опасность, поскольку создает непосредственную угрозу жизни и здоровью населения, окружающей природной среде, сложившаяся в предприятии ситуация может привести к возникновению неконтролируемых выбросов природного газа за пределы технологической системы сети газопотребления с возникновением взрывоопасной газовоздушной смеси, повреждений и обрушений конструкций здания котельной и бани, возникновению техногенной аварии и несчастных случаев, а также то обстоятельство, что на момент рассмотрения дела об административном правонарушении доказательств устранения требований законодательства в полном объеме суду не представлено, судья считает необходимым назначить МКП «Сернурские бани» наказание в виде административного приостановления деятельности по эксплуатации устройств газогорелочных автоматических АГУ «Контур-3»-70, АГУ «Контур-4»-110, применяемых на опасном производственном объекте III класса опасности – «Сеть газопотребления МКП «Сернурские бани», регистрационный номер №, полагая, что менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели и задач административного наказания, связанных с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами.
В силу ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать юридическое лицо – муниципальное казенное предприятие «Сернурские бани» городского поселения Сернур виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности муниципального казенного предприятия «Сернурские бани» городского поселения Сернур по эксплуатации устройств газогорелочных автоматических АГУ «Контур-3»-70, АГУ «Контур-4»-110, применяемых на опасном производственном объекте III класса опасности – «Сеть газопотребления МКП «Сернурские бани», регистрационный номер №, расположенного по адресу: <адрес>, на срок 15 (пятнадцать) суток.
Срок приостановления деятельности с учетом срока временного запрета деятельности исчислять с 26 мая 2021 года.
Данное постановление направить для немедленного исполнения в Сернурское районное отделение судебных приставов УФССП по Республике Марий Эл.
Разъяснить муниципальному казенному предприятию «Сернурские бани» городского поселения Сернур положения ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ, в соответствии с которой судья, назначивший административное наказание в виде административного приостановления деятельности, на основании ходатайства юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Д.Г. Попова