Решение
Именем Российской Федерации
п. Сокольское 6 июня 2024 года
Сокольский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Сморчкова А.Ф., при секретаре судебного заседания Кошелевой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-88/2024 по иску прокурора Сокольского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.о. Сокольский Нижегородской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия,
установил:
в производстве суда находится данный иск прокурора, который мотивирован следующим образом.
Прокуратурой Сокольского района проведена проверка исполнения законодательства в сфере благоустройства, обеспечения безопасности дорожного движения на территории г.о. Сокольский Нижегородской области в ходе которой установлено, что 05.03.2024 автомобильная дорога по ул. Октябрьская, р.п. Сокольское Нижегородской области имеет уплотнение снежного покрова, а сверху его имеется наледь на протяжении всего участка автомобильной дороги.
Несмотря на это, в нарушение требований законодательства ответчиком на автомобильной дороге по этой улице не осуществлена дорожная деятельность по сплошной обработке проезжей части с твердым покрытием противогололедными материалами.
Данная автомобильная дорога относится к числу автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Сокольский Нижегородской области (постановление администрации городского округа Сокольский Нижегородской области от 22.07.2020 № 372 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Сокольский Нижегородской области»).
Согласно Приложению к схеме очистки дорог, тротуаров, автобусных остановок на территории р.п. Сокольское городского округа Сокольский Нижегородской области в 2024 году, утвержденному распоряжением администрации городского округа Сокольский Нижегородской области от 17.01.2024 № 11, данная дорога отнесена к муниципальным дорогам 2 очереди с асфальто-бетонным покрытием.
Полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения на территории городского округа Сокольский Нижегородской области, организации благоустройства территории городского округа Сокольский Нижегородской области возложены на администрацию городского округа Сокольский Нижегородской области.
Согласно сведениям о прогнозе погоды, размещенным в свободном доступе в сети «Интернет» 05 марта 2024 года на территории р.п. Сокольское Нижегородской области осадки в виде снега не выпадали.
Сложившаяся ситуация с ненадлежащим содержанием указанной автомобильной дороги ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц, в том числе, вследствие вероятности возникновения дорожно-транспортных происшествий - нарушению конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья.
Прокурор просит признать бездействие администрации городского округа Сокольский Нижегородской области незаконным и обязать в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить дорожную деятельность по сплошной обработке проезжей части с твердым покрытием противогололедными материалами.
В судебное заседание представители сторон, третьего лица не явились, извещены о времени и месте судебного заседания, каждый просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представитель ответчика направил в суд заявление об устранении выявленных нарушений и возражения, согласно которым работы по обработке улицы противогололедными материалами проведены, поэтому просит прокурору в иске отказать (л.д.57-58).
Изучив доводы искового заявления, заявления об устранении выявленных нарушений, исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья. Одним из основных принципов обеспечения дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, что закреплено в статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Федеральный закон №196-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст. 2 Федерального закона №196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно ст. ст. 17, 18 Федерального закона № 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В силу ст. 12 Федерального закона №196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п.п.5, 25 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.
Аналогичные положения содержатся также в п.п.5,24 ч.1 ст.5 Устава городского округа Сокольский Нижегородской области.
Согласно ч.1 ст.28 Устава городского округа Сокольский Нижегородской области администрация городского округа наделяется данным Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Нижегородской области.
Администрация городского округа обладает всей полнотой полномочий по решению вопросов местного значения, не отнесенных законодательством Российской Федерации и данным Уставом к компетенции других органов и должностных лиц местного самоуправления городского округа, в том числе полномочиями в области муниципального контроля.
Из содержания п. 5 ст. 10 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 №144-З «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области» (далее – Закон № 144-З) следует, что в зимний период уборочных работ дорожки и площадки парков, скверов, бульваров, дворовые территории, проезды, контейнерные площадки, подъездные пути к ним, дороги, улицы, магистрали, остановки пассажирского транспорта, имеющие усовершенствованное покрытие (асфальт, бетон, тротуарная плитка), должны быть очищены от снега и наледи до твердого покрытия, в случае гололеда - обработаны противогололедным материалом.
В силу п.8 ст. 10 Закона № 144-З к мероприятиям уборки улиц, дорог и магистралей в зимний период относятся:
1) обработка проезжей части дорог противогололедными материалами, на которые имеются санитарно-эпидемиологические заключения;
2) сгребание и подметание снега;
3) формирование снежного вала для последующего вывоза;
4) выполнение разрывов в снежных валах у остановок пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, выездов с внутриквартальных территорий, из дворов, на пешеходных переходах, в иных местах;
5) удаление (вывоз) снега;
6) зачистка дорожных лотков после удаления (вывоза) снега с проезжей части;
7) скалывание льда и уборка снежно-ледяных образований.
В соответствии со ст.8 Правил благоустройства городского округа Сокольский Нижегородской области в зимний период должны проводиться:
1) уборка снега в соответствии с требованиями данной статьи;
2) формирование снежных валов на заранее подготовленной территории.
Территории для временного хранения снега определяются администрацией городского округа с учетом требований данных Правил благоустройства ;
3) при возникновении скользкости или образовании гололеда - обработка пешеходных дорожек противогололедными материалами;
4) скалывание наледи по мере образования;
5) вывоз снега с территорий, не позволяющих организовать хранение в течение допустимых сроков накопившегося объема снега без значительного (более одной четвертой части) зауживания проезжей части или тротуаров;
6) в период таяния снега - рыхление снега и организация отвода талых вод;
7) ежедневный сбор мусора со всей территории;
8) уборка мусора из урн по мере накопления.
В зимний период уборочных работ дорожки и площадки парков, скверов, бульваров, тротуары, дворовые территории, проезды и остановки пассажирского транспорта должны быть очищены от снега, в случае гололеда - обработаны противогололедным материалом.
К мероприятиям уборки улиц, дорог и магистралей в зимний период относятся:
1) обработка проезжей части дорог противогололедными материалами;
2) сгребание и подметание снега;
3) формирование снежного вала для последующего вывоза;
4) выполнение разрывов в снежных валах у остановок пассажирского транспорта, подъездов к административным и общественным зданиям, из дворов, на пешеходных переходах, в иных местах;
5) вывоз снега;
6) зачистка дорожных лотков после удаления (вывоза) снега с проезжей части;
7) скалывание льда и уборка снежно-ледяных образований.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. В связи с чем, прокурор обращается в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
Согласно исследованных в судебном заседании доказательств, 5 марта 2024 года помощником прокурора Сокольского района Нижегородской области Кувшиновой А.А. была проведена проверка исполнения законодательства в сфере благоустройства, обеспечения безопасности дорожного движения автомобильной дороги на ул. Октябрьская, р.п. Сокольское Нижегородской области, которая в соответствии с постановлением администрации городского округа Сокольский Нижегородской области № 372 от 22.07.2020 «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа Сокольский Нижегородской области» отнесена к числу автомобильных дорог общего пользования местного значения.
В соответствии с Приложением к схеме очистки дорог, тротуаров, автобусных остановок на территории р.п. Сокольское городского округа Сокольский Нижегородской области № 29 от 19.01.2022 данная дорога отнесена к муниципальным дорогам 2 очереди с асфальто-бетонным покрытием.
В соответствии с Регламентом содержания автомобильных дорог общего пользования р.п. Сокольское городского округа Сокольский Нижегородской области являющегося Приложением №1 к техническому заданию по выполнению работ по содержанию дорог, тротуаров, автобусных остановок, мостов. Пожарных гидрантов и пожарных водоемов на территории городского округа Сокольский Нижегородской области на 2022 год, утвержденного распоряжением администрации городского округа Сокольский Нижегородской области № 29 от 19.01.2022 время работ по снегоочистке улицы после завершения снегопада не должно превышать 6 часов.
Согласно сведениям о погоде, размещенным в свободном доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в день проверки осадки в виде снега на территории р.п. Сокольское не выпадали, однако дорога имеет уплотнение снежного покрова и наледь.
Данные обстоятельства подтверждаются письменными доказательствами, исследованными в судебном заседании (л.д. 11-51).
18 марта 2024 года прокурор предъявил данный иск.
28 марта 2024 года в суд от ответчика администрации городского округа Сокольский Нижегородской области поступили вышеприведенные письменные возражения.
Других возражений, доказательств иному суду не представлено.
При данных обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований и их удовлетворению, так как в судебном заседании было установлено, что законом и нормативно-правовыми актами на администрацию городского округа Сокольский Нижегородской области возложены полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении дорог местного значения на территории городского округа Сокольский Нижегородской области, организации благоустройства территории городского округа Сокольский Нижегородской области. Данные полномочия могут быть осуществлены только администрацией городского округа Сокольский Нижегородской области, однако они не были осуществлены на конкретном объекте округа, что ведет к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе, вследствие вероятности возникновения дорожно-транспортных происшествий - нарушению конституционных прав граждан на охрану жизни и здоровья. Данное бездействие ответчика является незаконным. На дату предъявления иска данные обстоятельства существовали.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено - в течение 10 дней со дня вступления решения в законную силу.
Не влияют на выводы суда сведения, представленные ответчиком об устранении выявленных нарушений во время судебного разбирательства, так как на момент предъявления иска нарушения они существовали, но данные сведения являются основанием для указания суда о том, что решение суда в этой части не подлежит исполнению.
При разрешении вопроса о распределении судебных расходов, суд руководствуется положениями ст. 98 ГПК РФ, однако не распределяет их за счет проигравшего ответчика, так как в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ ответчик, как орган местного самоуправления от них освобожден.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198, 206 ГПК РФ,
решил:
исковые требования прокурора Сокольского района Нижегородской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.о. Сокольский Нижегородской области о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия, удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Сокольский Нижегородской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить дорожную деятельность на автомобильной дороге по ул. Октябрьская, р.п. Сокольское Нижегородской области по сплошной обработке проезжей части с твердым покрытием противогололедными материалами.
Решение суда в части обязать администрацию городского округа Сокольский Нижегородской области в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу осуществить дорожную деятельность на автомобильной дороге по ул. Октябрьская, р.п. Сокольское Нижегородской области по сплошной обработке проезжей части с твердым покрытием противогололедными материалами, не подлежит исполнению.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сокольский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение составлено 13 июня 2024 года