Дело № 7-5/2022 Судья: Костенко Е.А.
Р Е Ш Е Н И Е
город Челябинск 19 января 2022 года
Судья Челябинского областного суда Жуков А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу защитника Копылова Анатолия Александровича - Захарова Виктора Ивановича на постановление <данные изъяты> Управления Росгвардии по Челябинской области ФИО1 № от 26 сентября 2021 года и решение судьи Чесменского районного суда Челябинской области от 17 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Копылова Анатолия Александровича,
у с т а н о в и л:
постановлением <данные изъяты> Управления Росгвардии по Челябинской области ФИО1 № от 26 сентября 2021 года Копылов А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Чесменского районного суда Челябинской области от 17 ноября 2021 года данное постановление должностного лица оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенным решением, защитник Копылова А.А. - Захаров В.И. обратился в Челябинский областной суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица и решение судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы указывает, что оружие неисправно и подлежит утилизации. С вопросом об установлении факта неисправности обращался к <данные изъяты> УФСВНГ России по Челябинской области, но ему было отказано. В настоящее время оружие находится в ОВД Чесменского района. Считает наказание незаконным.
Копылов А.А. и его защитник Захаров В.И., представители ОЛРР УФСВНГ России по Челябинской области в судебное заседание в Челябинский областной суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела суду не направили, в связи с чем считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся лиц, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства
В соответствии с частью 1 статьи 20.11 КоАП РФ нарушение гражданином установленных сроков регистрации приобретенного по лицензиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориального органа оружия, а равно установленных сроков продления (перерегистрации) разрешений (открытых лицензий) на его хранение и ношение или сроков постановки оружия на учет в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, или его территориальном органе при изменении гражданином постоянного места жительства - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей.
Оборот оружия, боеприпасов и патронов к нему на территории Российской Федерации урегулирован Федеральным законом от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» (далее - ФЗ №150-ФЗ «Об оружии»).
В силу положений статьи 22 ФЗ №150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия и патронов к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим в органах внутренних дел разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
Статьей 13 ФЗ №150-ФЗ «Об оружии» предусмотрено, что гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение сроком на пять лет, при регистрации охотничьего огнестрельного длинноствольного оружия, спортивного огнестрельного длинноствольного оружия, пневматического оружия или огнестрельного оружия ограниченного поражения - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 данного Закона.
Для получения лицензии на приобретение оружия гражданин Российской Федерации обязан представить в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган по месту жительства заявление, составленное по установленной форме, документ, удостоверяющий гражданство Российской Федерации, документы о прохождении соответствующей подготовки и периодической проверки знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием, медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием, а также медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химикотоксикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, и другие предусмотренные названным Законом документы.
При этом в соответствии с требованиями статьи 13 ФЗ №150-ФЗ «Об оружии» граждане Российской Федерации, являющиеся владельцами огнестрельного оружия ограниченного поражения, газовых пистолетов, револьверов, гражданского огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, обязаны не реже одного раза в пять лет проходить проверку знания правил безопасного обращения с оружием и наличия навыков безопасного обращения с оружием; не реже одного раза в пять лет представлять в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием и медицинское заключение об отсутствии в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, полученное после прохождения химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
В силу пункта 67 Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 12 апреля 1999 года №288 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №814», не позднее, чем за месяц до истечения срока действия выданных лицензий, а также разрешений на хранение, хранение и использование, хранение и ношение оружия их владельцы представляют в орган внутренних дел по месту учета оружия заявления и документы, необходимые для получения соответствующих лицензий и разрешений.
В силу пункта 54 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 года №814, хранение оружия и патронов разрешается юридическим и физическим лицам, получившим в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органах разрешения на хранение, или хранение и использование, или хранение и ношение оружия.
Как следует из материалов дела, 16 сентября 2021 года в 15 часов 00 минут Копылов А.А., являясь владельцем гражданского оружия марки ИЖ-56, калибра 12х70 мм, № 1958 года выпуска, разрешение серии № (срок действия до 16 сентября 2021 года), нарушил установленные сроки продления (переоформления) разрешения на хранение и ношение оружия, то есть в установленный срок за месяц до истечения срока действия разрешения не подал документы и заявление на продление разрешения в уполномоченные органы, чем нарушил требования ФЗ №150-ФЗ «Об оружии», Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №814.
16 сентября 2021 года должностным лицом в отношении Копылова А.А. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 КоАП РФ.
В связи с выявленными обстоятельствами должностным лицом в отношении Копылова А.А. было вынесено постановление об административном правонарушении, предусмотренном части 1 статьи 20.11 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы Копылова А.А., исследовав представленные в материалы дела доказательства, судья районного суда пришел к выводу о виновности Копылова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.11 КоАП РФ.
Однако с таким выводом согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 28.9 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, перечисленных в статье 24.5 КоАП РФ, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, выносят постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении с соблюдением требований, предусмотренных статьей 29.10 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие) является основанием для прекращения производства по делу.
Как усматривается из материалов дела, Копылов А.А. привлечен к административной ответственности за нарушение требования ФЗ №150-ФЗ «Об оружии», Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года № 814 в связи с тем, что в установленный срок за месяц до истечения срока действия разрешения не подал документы и заявление на продление разрешения на хранение и ношение оружия в уполномоченные органы.
Однако, действующими нормами ФЗ № 150-ФЗ «Об оружии», Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 года №814, неукоснительная обязанность гражданина продлять лицензию на хранение и ношение оружия не установлена.
В силу статьи 22 ФЗ №150-ФЗ «Об оружии» хранение гражданского и служебного оружия, приобретаемого на основании лицензии и подлежащего регистрации в органах внутренних дел, разрешается юридическим лицам и гражданам только при наличии разрешения на его хранение. Лицензия, выдаваемая органом внутренних дел, одновременно является и разрешением на хранение и ношение оружия (статья 13 ФЗ №150-ФЗ «Об оружии»). Продление срока действия лицензии должно производиться со дня, следующего за днем окончания срока ее действия с целью исключения бесконтрольного владения и распоряжения оружием, защиты от противоправного оборота оружия, который потенциально угрожает общественной безопасности, жизни и здоровью людей.
По смыслу пункта 67 Инструкции, по истечении срока действия разрешения при несоблюдении предусмотренных Законом об оружии условий его продления хранение оружия является незаконным, так как отсутствует подтверждение соблюдения владельцем оружия необходимых безопасных условий его хранения и использования.
Как усматривается из материалов дела, 16 сентября 2021 года <данные изъяты> ОМВД России по Чесменскому району Челябинской области Копыловым А.А. подано заявление о принятии на хранение, принадлежащего ему гражданского оружия марки ИЖ-56, калибра 12х70 мм, серии № 1958 года выпуска (л.д.16). Согласно протоколу изъятия оружия от 16 сентября 2021 года <данные изъяты> УФСВНГ России по Челябинской области ФИО1 у Копылова А.А произведено изъятие гражданского оружия марки ИЖ-56, калибра 12х70 мм, серии № 1958 года выпуска на основании заявления Копылова А.А. о временном хранении оружия (л.д.4).
Таким образом, Копылов А.А. не имел возможности распоряжаться оружием, тем самым не допускал противоправного оборота оружия, не нарушал общественной безопасности, не угрожал жизни и здоровью людей.
Продление лицензии предполагает, что гражданин, который имеет намерение продлить действие лицензии, должен до истечения месячного срока обратиться в орган внутренних дел с соответствующим заявлением.
Копылов А.А. в данном случае не выражал намерений продлевать действие лицензии, срок которой закончился 16 сентября 2021 года, наоборот сдал оружие на хранение для решения дальнейших вопросов.
Кроме того, согласно пункту 1 статьи 26 ФЗ «Об оружии» разрешение на хранение и ношение аннулируются в случае добровольного отказа от такого разрешения, при этом на основании пункта 4 статьи 27 данного закона оружие находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до его отчуждения в порядке, установленном гражданским законодательством.
Указанный факт имеет существенное значение для рассмотрения данного дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и свидетельствует об отсутствии в действиях Копылова А.А. состава вменяемого административного правонарушения.
При изложенных выше обстоятельствах, должностное лицо пришло к ошибочному выводу о виновности Копылова А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.11 КоАП РФ, в связи с чем, постановление не может быть признано законным и обоснованным, потому подлежит отмене.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении в отношении Копылова А.А. рассмотрено с нарушением требований статей 24.1, 26.1 указанного Кодекса о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Копылов А.А. не совершал, в связи с чем необоснованно привлечен к административной ответственности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, решение.
При таком положении постановление <данные изъяты> Управления Росгвардии по Челябинской области ФИО1 № от 26 сентября 2021 года и решение судьи Чесменского районного суда Челябинской области от 17 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Копылова А.А., не могут быть признаны законными и подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Копылова А.А. подлежит прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья областного суда
Р Е Ш И Л:
жалобу защитника Копылова Анатолия Александровича - Захарова Виктора Ивановича – удовлетворить.
Постановление <данные изъяты> Управления Росгвардии по Челябинской области ФИО1 № от 26 сентября 2021 года и решение судьи Чесменского районного суда Челябинской области от 17 ноября 2021 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Копылова Анатолия Александровича, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в его действиях состава вменяемого административного правонарушения.
Судья: А.А. Жуков