Дело № 2-33/2024 (№ 2-408/2023)
УИД 57RS0002-01-2023-000423-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
7 февраля 2024 года пгт. Верховье
Верховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Баранова А.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Семиохиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Курской ЕВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Курская Е.В. обратилась в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование заявленных требований указала, что с 1977 года по ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>. Указанный населенный пункт относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом до ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась в Городищенской средней образовательной школе <адрес> и проживала вместе с родителями по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Однако решением пенсионного органа в назначении пенсии ей отказано, поскольку периоды проживания (работы) на загрязненной территории с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 2 года 23 дня, что не дает ей право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона
№.
Не согласившись с отказом пенсионного органа в досрочном назначении пенсии, Курская Е.В. просила суд установить факт ее проживания в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признать за ней право на назначение пенсии с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 1 год, обязав ответчика назначить пенсию и производить ее выплату с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать в ее пользу с ответчика расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В судебном заседании истец Курская Е.В. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (далее – ОСФР по Орловской области) Фомина Е.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания уведомлена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, а также возражения на исковое заявление, в которых просит отказать в удовлетворении исковых требований Курской Е.В. по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу, а именно ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих проживание Курской Е.В. на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.
В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд посчитал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Исходя из положений ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом; государственные пенсии устанавливаются законом.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.В Перечне населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-Р действовавшем до 01.02.1998 предусмотрен населенный пункт – <адрес>.
В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993
№ 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, ДД.ММ.ГГГГ Курская Е.В. обратилась в ОСФР по Орловской области с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ОСФР по Орловской области в установлении Курской Е.В. пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отказано в связи с отсутствием права, поскольку периоды проживания (работы) на загрязненной территории вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составили 2 года 23 дня, что не дает ей право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона №.
Обращаясь в суд с настоящим иском и поддерживания требования в судебном заседании, Курская Е.В. ссылалась на то, что с 1977 года по ДД.ММ.ГГГГ постоянно проживала в <адрес>, а в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ училась в школе.
Судом установлено и из материалов дела следует, что согласно повторному свидетельству о рождении I-ТД № от ДД.ММ.ГГГГ К (до брака А) ЕВ родилась ДД.ММ.ГГГГ в д. <адрес>, в графе «отец» указан АВД, а в графе «мать» - АРВ (л.д. 15).
Из свидетельства о заключении брака серии I-ТД № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ АЕВ заключила брак с КСА, после заключения которого ей присвоена фамилия «К» (л.д. 16).
В аттестате о среднем образовании АД № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что АЕВ, родившаяся д. <адрес>
1969 году, в 1986 году окончила полный курс Городищенской средней школы <адрес> (л.д. 17).
Согласно справке директора МБОУ Городищенская СОШ <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ за Городищенской школой была закреплена в том числе территория <адрес> (л.д. 18).
В соответствии со справкой директора МБОУ Городищенская СОШ <адрес> АЕВ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обучалась в указанной школе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период обучения проживала в <адрес>
(л.д. 19).
Из диплома № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что АЕВ ДД.ММ.ГГГГ поступила в Орловское среднее кооперативное профтехучилище и ДД.ММ.ГГГГ окончила полный курс технического училища по профессии пекарь-кондитер
(л.д. 20).
Допрошенные в судебном заседании свидетели ПЛЮ и
ПВЮ, зарегистрированные и проживающие в <адрес>, также подтвердили факт постоянного проживания истца в <адрес> с 1977 года по
август 1988 года и пояснили, что с ДД.ММ.ГГГГ по июнь 1986 года
К (А) Е.В. училась в Городищенской школе <адрес>, а с сентября 1986 года стала учиться в училище, все это время она проживала совместно со своими матерью и сестрой в <адрес>.
Вышеприведенные показания свидетелей, предупрежденных об уголовной ответственности за дачу ложных показаний, оцененные в совокупности с иными доказательствами по делу, суд полагает достоверными и допустимыми, в связи с чем принимает их во внимание как не противоречащие обстоятельствам дела и иным собранным по делу доказательствам.
Оснований не доверять показаниям данных свидетелей у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований и возражений. По смыслу закона каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, в том числе и показания свидетелей.
Таким образом, совокупность перечисленных доказательств свидетельствует о том, что истец Курская Е.В. имеет право на назначение пенсии с уменьшением возраста выхода на пенсию на 1 год в соответствии со
ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поскольку с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года постоянно проживала в
<адрес>, относившемся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что истец в указанный период проживала на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях»
№ 400-ФЗ от 28.12.2013 страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
С учетом признания за Курской Е.В., 23.04.1969 года рождения, права на назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», принимая во внимание, что в пенсионный орган истец обратилась 16.11.2023, то обязанность по выплате пенсии в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» у ответчика возникает с 16.11.2023, поскольку страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на нее.
С учетом положений ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Курской ЕВ к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС удовлетворить.
Признать за Курской ЕВ право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 1 (один) год.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Курской ЕВ с ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области в пользу Курской ЕВ расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Верховский районный суд Орловской области в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Мотивированный текст решения изготовлен 7 февраля 2024 года.
Судья А.С. Баранов