Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1733/2014 ~ М-1703/2014 от 21.10.2014

Дело № 2-1733/2014 Мотивированный текст изготовлен 02.12.2014г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Мончегорск 27 ноября 2014 года

Мончегорский городской суд Мурманской области в составе

председательствующего судьи Тихоновой Ж.В.,

при секретаре Дикаевой Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора .... гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части №...., Федеральному казенному учреждению «....», о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочих мест,

установил:

Военный прокурор .... гарнизона, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к войсковой части №...., Федеральному казенному учреждению «....», о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочих мест. Требования мотивирует тем, что в ходе прокурорской проверки исполнения законодательства о труде и об охране труда должностными лицами войсковой части №...., дислоцирующейся в поселке <адрес>, было выявлено нарушение обеспечения безопасных условий труда работников войсковой части, выразившееся в не проведении специальной оценки условий труда рабочих мест, отсутствии сертификата соответствия работ по охране труда (сертификация безопасности), отсутствии договора с организацией, уполномоченной на проведение специальной оценки условий труда. В результате указанных нарушений, гражданский персонал льготной категории войсковой части №.... получает заработную плату без компенсационных выплат за вредные (особо вредные) условия труда.

Ссылаясь на ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 22, 209, 210, 212, 216, 219 Трудового кодекса Российской Федерации, ст.ст. 40, 41, 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральный закон от 28.12.2013г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», военный прокурор просил суд:

- обязать Федеральное казенное учреждение «....» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест войсковой части №...., подлежащих оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации;

- обязать войсковую часть №.... в течение .... месяцев со дня заключения договора (государственного контракта) со специализированной организацией обеспечить реализацию полномочий, предоставленных частью 1 статей 4, 8 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда»; для организации и проведения специальной оценки условий труда образовать комиссию по проведению специальной оценки условий труда (статья 9 Закона); по результатам проведения специальной оценки условий труда установить классы (подклассы) условий груда на рабочих местах; в порядке статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации заключить дополнительные соглашения с работниками по условиям, определяющим в необходимых случаях характер работы (подвижной, разъездной, в пути, другой характер работы);

- обязать войсковую часть №.... в течение .... месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в порядке реализации положений статьи 7 Федерального закона № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О специальной оценке условий труда», до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда представить соответствующей комиссии на утверждение перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест; обеспечить применение результатов проведенной специальной оценки условий труда.

В судебном заседании военный прокурор .... гарнизона Катков А.С. на исковых требованиях заявленных к Федеральному казенному учреждению «....» настаивал по основаниям изложенным в иске. На требованиях, предъявленных к войсковой части №.... не настаивал.

Представитель ответчика войсковой части №.... Витюк Д.М. (по доверенности) не возражает против принятия судом отказа от части исковых требований, предъявленных к войсковой части №.....

Суд в соответствии со ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, принимает отказ от иска в части требований предъявленных к войсковой части №.....

Представитель ответчика Федерального казенного учреждения «....» (далее - ФКУ «....», ответчик) в судебном заседании участия не принимал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в представленном письменном отзыве на иск указал, что в соответствии с письмом начальника Управления эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций ...., заявка командира войсковой части № №.... включена в перечень (сводные сведения) о потребности воинских частей ...., состоящих на финансовом обеспечении в территориальных финансовых органах округа, без права открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства, в услугах сторонних специализированных организаций по проведению на договорной основе специальной оценки условий труда в <дд.мм.гггг> году, на .... рабочих мест, в связи с чем, оснований полагать, что названная оценка не будет проведена, нет.

Представитель третьего лица .... в суд не явился, представил отзыв, из которого следует, что .... осуществляет планирование и получение бюджетных ассигнований у вышестоящего распорядителя бюджетных средств для осуществления расходов, утвержденных войсковой частью №.... сметой. Расходы на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест утвержденной сметой не предусмотрены. В соответствии с решением командующего войсками .... от <дд.мм.гггг> обязанности по планированию, истребованию, осуществлению контроля за целевым использованием денежных средств, выделяемых для проведения специальной оценки условий труда в воинских формированиях округа, а также подготовке необходимой документации для заключения договоров (контрактов), связанных с охраной труда возложены на .... (эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций) Западного военного округа и контрактную службу ФКУ «....». Просил рассмотреть дело без участия представителя ....

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 3 статьи 37 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Согласно статье 2 Трудового кодекса Российской Федерации одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признается обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены.

По правилам статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право, в частности, на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором; полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

В силу статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель, в частности, обязан обеспечить соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте; организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты; проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда

Статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что каждый работник имеет право, в том числе, на: рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных организаций об условиях и охране труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, а также о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; гарантии и компенсации, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на работах с вредными и (или) опасными условиями труда

С 01 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», предметом регулирования которого являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

По правилам статьи 3 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.

Статьей 4 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что работодатель обязан: обеспечить проведение специальной оценки условий труда, реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

В силу статьи 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Соблюдение трудового законодательства является обязательным для всех работодателей на территории Российской Федерации, независимо от формы собственности.

В судебном заседании установлено, что военной прокуратурой .... гарнизона была проведена проверка исполнения законодательства о труде и об охране труда должностными лицами войсковой части №...., дислоцирующейся в поселке <адрес>, в ходе которой установлено, что в нарушение требований вышеприведённого трудового законодательства в войсковой части не проведена специальная оценка условий труда рабочих мест, подлежащих оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Данные обстоятельства не оспаривались и не опровергнуты представителем войсковой части №.....

Пунктом 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от <дд.мм.гггг>№.... «О представителях Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» установлено, что представителями Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющими полномочия работодателя в отношении работников воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствии со статьей 20 Трудового кодекса Российской Федерации являются командиры (руководители) воинских частей (организаций) (за исключением командиров (руководителей) воинских частей (организаций), входящих в состав соединений и им равных) - в отношении работников подчиненных воинских частей (организаций).

По информации командира войсковой части №...., согласно директивы Министра обороны Российской Федерации от <дд.мм.гггг>. №...., <дд.мм.гггг>. сформирована войсковая часть №..... С момента формирования войсковой части аттестация рабочих мест не проводилось. Также в соответствии с ФЗ от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» до настоящего времени не проведена специальная оценка условий труда. В войсковой части подлежит оценке условий труда - .... рабочих мест.

Материалами дела подтверждено, что командир войсковой части №.... неоднократно направлял заявки на проведение оценки условий труда рабочих мест в войсковой части (телеграммы №.... <дд.мм.гггг>., №.... от <дд.мм.гггг>., письмо №.... от <дд.мм.гггг>.), однако до настоящего времени оценка рабочих мест по условиям труда не проведена, договор с организацией, уполномоченной на проведение специальной оценки условий труда, не заключен.

По сообщению ФКУ «....» данное .... создано для осуществления финансового обеспечения объединений, соединений, воинских частей и учреждений, дислоцирующихся на территории ...., в том числе и не имеющих лицевых счетов. Войсковая часть №.... состоит на финансовом обеспечении в ..... .... осуществляет планирование и получение бюджетных ассигнований у вышестоящего распорядителя бюджетных средств для осуществления расходов, определенных утвержденной войсковой части №.... сметой. Расходы на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест утвержденной сметой не предусмотрены.

Указаниями начальника Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации - первого заместителя Министра обороны Российской Федерации от <дд.мм.гггг> №...., заместителя Министра обороны Российской Федерации от <дд.мм.гггг>№.... от <дд.мм.гггг>№...., от <дд.мм.гггг>№...., от <дд.мм.гггг> №.... размещение заказов и заключение контрактов территориальным финансовым органам для нужд иных воинских частей, учреждений и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, состоящих на их финансовом обеспечении, запрещено. Размещение заказов для нужд воинских частей, учреждений и организаций Минобороны России возможно только в централизованном порядке либо через ФКУ «....».

В соответствии с решением командующего войсками .... от <дд.мм.гггг>, обязанности по планированию, истребованию, осуществлению контроля за целевым использованием денежных средств, выделяемых для проведения специальной оценки условий труда в воинских формированиях округа, а также подготовке необходимой документации для заключения договоров (контрактов), связанных с охраной труда возложены на .... и контрактную службу ФКУ «....».

Из Положения о ФКУ «....» следует, что его учредителем является Министерство обороны Российской Федерации, ФКУ «....» является юридическим лицом, осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденной в установленном порядке главным распорядителем бюджетных средств.

Пунктом 29 Положения предусмотрено, что ФКУ «....» имеет право заключать в соответствии с законодательством Российской Федерации от своего имени договоры (контракты) с юридическими и физическими лицами в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, утвержденных бюджетной сметой с учетом их целевого назначения; размещать заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном в Министерстве обороны Российской Федерации.

Таким образом, материалами дела подтверждено, что обязанность по заключению договора (государственного контракта) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест войсковой части №.... должна быть возложена на ФКУ «....».

По сообщению ФКУ «....», заявка командира войсковой части № №.... включена в перечень (сводные сведения) о потребности воинских частей .... состоящих на финансовом обеспечении в территориальных финансовых органах округа, без права открытия лицевых счетов в органах Федерального казначейства, в услугах сторонних специализированных организаций по проведению на договорной основе специальной оценки условий труда в <дд.мм.гггг> году, на .... рабочих мест.

По мнению суда, данное обстоятельство не свидетельствует об устранении ответчиком нарушений Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

В силу положений статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, анализируя изложенное, принимая во внимание вышеприведенные нормы права, установленные обстоятельства, тот факт, что до настоящего времени ответчиком не проведена оценка условий труда рабочих мест войсковой части №...., исходя из необходимости соблюдения прав работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, суд считает, что имеются основания для удовлетворения требований прокурора и полагает возможным возложить на ФКУ «....» обязанность в течение шести месяцев с даты вступления решения суда в законную силу заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест войсковой части №...., подлежащих оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковое заявление военного прокурора .... гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к войсковой части №...., Федеральному казенному учреждению «....», о понуждении к проведению специальной оценки условий труда рабочих мест – удовлетворить.

Обязать Федеральное казенное учреждение «....» в течение .... месяцев со дня вступления решения в законную силу заключить договор (государственный контракт) со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда рабочих мест войсковой части №...., подлежащих оценке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Мурманский областной суд через Мончегорский городской суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста.

    Судья                     Ж.В. Тихонова

2-1733/2014 ~ М-1703/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Кандалакшского гарнизона
Ответчики
Федеральное казенное учреждение " Объединенное стратегическое командование Западного военного округа"
Войсковая часть 75385
Другие
ФКУ " Управление финансового обеспечения Министрерства обороны РФ в МО
Суд
Мончегорский городской суд Мурманской области
Судья
Тихонова Жанна Васильевна
Дело на сайте суда
mon--mrm.sudrf.ru
21.10.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.10.2014Передача материалов судье
24.10.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.10.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.10.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.11.2014Предварительное судебное заседание
27.11.2014Судебное заседание
02.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.12.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее