Дело № 2-1605/2023
03RS0007-01-2023-000251-79
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2023 года
Советский районный суд г.Уфы Республики Башкортостан
в составе председательствующего судьи Гареевой Л.Ф.
при секретаре Валеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к ОАО «Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа г. Уфа» о признании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, оформленного в виде протокола ... от < дата > недействительным,
УСТАНОВИЛ
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору обратился в суд с иском к ОАО «Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа г. Уфа» о признании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, оформленного в виде протокола ... от < дата > недействительным, в обоснование иска указал, что в соответствии с Положением о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору, утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014г. ..., Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору (далее – Госкомитет) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сфере регионального государственного жилищного контроля (надзора).
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В соответствии с ч. 3 ст. 45 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме правомочно (имеет кворум), если в нем приняли участие собственники помещений в данном доме или их представители, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов, за исключением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, проводимого по вопросам, указанным в пунктах 4.5 и 4.6 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе или региональной информационной системе при условии обеспечения размещения в системе в автоматизированном режиме указанных документов лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, не позднее чем через десять дней после проведения такого собрания. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ приказом Минстроя России от < дата > .../пр утверждены Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах (далее – Требования .../пр).
В соответствии с ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ управляющая организация, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива в течение пяти дней с момента получения указанных в части 1 настоящей статьи подлинников решений и протокола общего собрания собственников помещений обязаны в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, направить подлинники указанных решений и протокола, в том числе с использованием системы, в орган государственного жилищного надзора для хранения в течение трех лет.
< дата > в адрес Госкомитета поступило обращение (вх. № ГК02ог-10257) от собственника ... – Бикбаевой Л.М. о проверке законности начисления платы за «содержание и техническое обслуживание ИТП» с сентября 2021 в платежных документах, выставляемых управляющей организацией ОАО «УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ» с приложением платежного документа за июнь 2022.
В адрес Госкомитета протокол общего собрания собственников помещений в ..., содержащий сведения о принятии решения по вопросу поставленному в обращении (вх. № ГК02ог-10257 от < дата >) на хранение в порядке ч. 1.1. ст. 46 ЖК РФ не поступал.
В ходе рассмотрения указанного обращения Госкомитетом в адрес ОАО «УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ» был направлен запрос (исх. ... от < дата >) о направлении в адрес Госкомитета информации (документов) об основаниях для начисления платы за «содержание и техническое обслуживание ИТП».
В ответ на запрос Госкомитета (исх. ... от < дата >) ОАО «УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ» письмом (исх. ... от < дата > / вх. № ГК02-16783 от < дата >) сообщило о том, что в августе 2021 через ящик приема обращений в ОАО «УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ» поступила копия протокола общего собрания собственников помещений в ... от < дата > без приложений, содержащий решение о начислении платы за содержание ИПУ. В адрес Госкомитета копия указанного протокола не направлялась, но была принята в работу.
Однако законных оснований для исполнения решений, содержащихся в копии протокола (без приложений), у ООО «УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ» не имелось по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 154 ЖКРФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Согласно данным государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства (далее – система) многоквартирный ... находится в перечне домов ОАО «УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ» реестра лицензий Республики Башкортостан с 2015.
В соответствии ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения (пункт 4).
Аналогичные положения содержаться в ч. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с п.п. «ж» п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491) в состав общего имущества включаются: иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
В соответствии с п. 6 Правил № 491 в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В соответствии с ч. 1.2 ст. 161 ЖК РФ постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 г. № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Минимальный перечень № 290). В соответствии с п. 17 Минимального перечня № 290 в него включены работы, выполняемые в целях надлежащего содержания индивидуальных тепловых пунктов и водоподкачек в многоквартирных домах.
Арбитражным судом Республики Башкортостан рассмотрено дело № А07-4408/2019 по исковому заявлению МУП «УИС» к ОАО «УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ» о взыскании компенсации затрат, связанных с техническим обслуживанием ИТП и ПНС ХВС, расположенных в жилых домах, находящихся в управлении ответчика, в числе которых находится многоквартирный ....
В ходе рассмотрения дела № А07-4408/2019 судами первой, апелляционной и кассационной инстанций установлены следующие обстоятельства.
В подвалах многоквартирных домов, управляемых ОАО «УЖХ Советского района городского округа город Уфа Республика Башкортостан», установлены индивидуальные тепловые пункты (далее – ИТП), которые первоначально не были предусмотрены проектной документацией, но явились результатом реализации программы модернизации системы теплоснабжения в городе Уфе, в ходе которой проведена работа по установке ИТП в жилых домах муниципального фонда в 2012 году. Данная муниципальная программа, 7 утверждена решением Совета городского округа города Уфа Республики Башкортостан от < дата > ....
В 2012 году ИТП приняты Администрацией городского округа город Уфа на основании постановления от < дата > ... в муниципальную собственность и переданы в хозяйственное ведение МУП «УИС». Поскольку ИТП не являются недвижимым имуществом, государственная регистрация права не осуществлялась.
Кроме того, судом установлено и материалами дела подтверждено, что Прокуратурой Республики Башкортостан организована внеплановая проверка по факту законности действий (бездействий) Администрации городского округа города Уфа в части сохранения на своем балансе ИТП. В ходе проверки Прокуратурой Республики Башкортостан установлено, что ИТП в многоквартирных домах установлены в целях энергоснабжения, повышения энергетической эффективности и сокращения потерь энергетических ресурсов у потребителей. Данные ИТП приобретены за счет заемных средств Европейского Банка реконструкции и развития и средств бюджета городского округа города Уфа.
По результатам проверки прокуратурой города Уфы Республики Башкортостан вынесен протест от < дата > об отмене постановления Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ... от < дата >, поскольку в силу пункта 3 постановления Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от < дата > ... «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров о правах собственников помещений на общее имущество здания», право общей долевой собственности на общее имущество принадлежит собственникам помещений в здании в силу закона вне зависимости от его регистрации.
Независимо от наличия решения собственников об отказе во включении индивидуального теплового пункта в состав общего имущества, а также нахождения этого имущества на балансе иного лица, индивидуальный тепловой пункт в силу пункта 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме входит в состав общего имущества многоквартирного дома. Аналогичная позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от < дата > ....
По результатам рассмотрения указанного протеста Администрацией городского округа город Уфа Республики Башкортостан постановлением от < дата > ... отменено постановление Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан ... от < дата > «О приеме в муниципальную собственность городского округа город Уфа Республики Башкортостан оборудования индивидуальных тепловых пунктов, установленных в зданиях муниципального жилого фонда».
Таким образом, муниципальное образование спорные ИТП в муниципальную собственность не включало, своими действиями подтвердило отсутствие правопритязаний на спорное имущество, самостоятельно отменив ранее состоявшееся принятие спорных ИТП в муниципальную собственность.
Руководствуясь п. 3. ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, п. 1 ст. 290 ГК РФ, п.п. «ж» пункта 2 Правил № 491, суды апелляционной кассационной инстанций по делу № А07-4408/2019 сделали вывод о том, что ИТП устанавливается в интересах жильцов дома в процессе модернизации системы отопления многоквартирного дома, является неотъемлемой частью такой системы и предназначен для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, вследствие чего в отсутствие правопритязаний муниципального образования на указанное имущество относится к общедомовому имуществу многоквартирного дома и принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений этого дома. При этом расходы по содержанию ИТП включаются в состав платы на содержание общедомового имущества многоквартирного дома.
В соответствии с п. 3 ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания.
Компетенция общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме определена ч. 2 ст. 44 ЖК РФ. В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания могут быть отнесены другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Исходя из положений ЖК РФ, принятие общим собранием собственников помещений в доме решений об изменении, предусмотренной ст. 154 ЖК РФ структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, путем внесения в платежный документ отдельной платы за «содержание и техническое обслуживание ИТП», которая в силу закона, а также правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Уральского округа по делу № А07-4408/2019 входит в плату за содержание общедомового имущества многоквартирного дома, не относится к компетенции общего собрания.
Кроме того, ответчик, являясь управляющей организацией, в соответствии с ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ обязан вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, который содержит сведения, позволяющие идентифицировать собственников помещений в данном многоквартирном доме (фамилия, имя, отчество (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме.
Ответчик, являясь управляющей организацией в ... не проверил содержащиеся в копии протокола общего собрания от < дата > сведения об инициаторе (председателе), секретаре и лице, избранном в состав счетной комиссии, а именно не удостоверил, являются ли указанные в копии протокола лица собственниками помещений в многоквартирном доме.
Так, согласно вводной части протокола общего собрания от < дата > инициатором общего собрания является собственник ... – Хакимова А.С., секретарем общего собрания является собственник помещения ... -Юсупова В.Р., а членом счетной комиссии – собственник помещения ... Киреева В.
Однако, согласно данных из ЕГРН, ... включает в себя 6 комнат, каждая из которых является самостоятельным объектом недвижимости и поставлена отдельно на кадастровый учет.
Так, согласно данным из ЕГРН, на период проведения общего собрания, указанный в протоколе (с < дата > по < дата >):
- собственником комнаты ... в ... являлась Гареева Г. К. < дата > г.р.;
- собственниками комнаты ... в ... являлись - Сахаутдинов И. М. < дата > г.р., (3/4 доли в праве), Сахаутдинова А. И., < дата > г.р (1/4 доли в праве);
- собственниками комнаты ... в ... являлись - Кунафина А. Р., 22.01.1983г.р. (1/4 доли в праве), Меджитов Артём А. 23.10.2012г.р (1/4 доли в праве), Кунафин А. Р., < дата > г.р. (1/4 доли в праве), Кунафина А. А., < дата > г.р. (1/4 доли в праве);
- собственником комнаты ... в ... являлись Магазова Р. А., < дата > г.р.
- собственниками комнаты ... в ... являлись Кадырова А. А., < дата > г.р., Кадыров Р. М., < дата > г.р. (совместная собственность);
- собственником комнаты ... в ... являлась Бикмухаметова С. Б., < дата > г.р.
- собственником ... являлись Кондратьев О. А., < дата > г.р. (1/10 доли в праве), Салихова С. А., < дата > г.р. (1/10 доли в праве), Аллаяров Ф. К. < дата > г.р. (19/100 доли в праве), Шайдуллина А. В., < дата > (15/100 доли в праве), Давыдова Н. А. < дата > (54/200 доли в праве).
Сведения о собственниках ... ЕГРН на период проведения общего собрания, указанный в протоколе (с < дата > по < дата >) отсутствуют.
Таким образом, указанные в копии протокола общего собрания от < дата > сведения об инициаторе (председателе), секретаре общего собрания лицах, члене счетной комиссии (Хакимовой А.С., Юсуповой В.Р., Киреевой В.), как собственниках помещений ..., 2, 3 являются недостоверными, в связи с тем, что сведения об указанных лиц отсутствуют в ЕГРН. Идентифицировать личность указанных лицах, с целью их привлечения для участия в деле, не представляется возможным в связи с отсутствием в копии протокола общего собрания от < дата > данных об их именах, отчествах и реквизитах документов, идентифицирующих их личности.
Кроме того, ОАО «УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ» обязано было удостовериться в правомочности общего собрания, определяемой ч. 3 ст. 45 ЖК РФ. Так из содержания вводной части протокола общего собрания от < дата > следует, что в нем приняли участие 18 собственников помещений, обладающие 1673 кв.м., что составляет 51 % голосов от общего числа голосов собственников помещений в доме (3281 кв.м.). Однако в связи с тем, что к протоколу общего собрания не приложены письменные решения собственников помещений в доме, которые в соответствии с ч. 4, 4.1 ст. 48, а также п.п. «ж» п. 20 Требований .../пр являются обязательными приложениями к протоколу, невозможно проверить правомочность общего собрания.
ОАО «УЖХ Советского района ГО г. Уфа РБ» являясь управляющей организацией в ..., в силу положений ч. 3, 3.1. ст. 45 ЖК РФ, обязано было удостовериться в достоверности сведений о лицах, указанных в копии протокола общего собрания, а также в правомочности общего собрания, прежде чем принимать к исполнению, содержащиеся в нем решения.
В соответствии с п. 3 ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно принято при отсутствии необходимого кворума.
В соответствии с ч. 1 ст. 181.3 ГК РФ решение собрания недействительно по основаниям, установленным настоящим Кодексом или иными законами, в силу признания его таковым судом (оспоримое решение) или независимо от такого признания (ничтожное решение).
В соответствии с ч. 1 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: допущено существенное нарушение порядка принятия решения о проведении, порядка подготовки и проведения заседания общего собрания или заочного голосования участников общества, а также порядка принятия решений общего собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания (пункт 1); допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2) (пункт 4).
В соответствии с п. 20 приказа №44/пр обязательными приложениями к протоколу общего собрания являются следующие документы:
а) реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников;
б) копия текста сообщения о проведении общего собрания;
в) документы (копии документов), подтверждающие направление, вручение сообщения о проведении общего собрания собственникам помещений в многоквартирном доме либо его размещение в помещении данного дома, определенном решением общего собрания и доступном для всех собственников помещений в данном доме, или в системе в соответствии с частью 4 статьи 45, частью 2 и 3 статьи 47.1 Жилищного кодекса Российской Федерации;
г) списки присутствующих и приглашенных лиц;
д) документы (их копии), удостоверяющие полномочия представителей присутствующих и приглашенных лиц;
е) документы, рассмотренные общим собранием в соответствии с повесткой дня общего собрания;
ж) письменные решения (бюллетени) собственников помещений и их представителей, принявших участие в проведенном общем собрании, которые должны содержать сведения, позволяющие идентифицировать лиц, заполнивших их (для физических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "а" пункта 13 настоящих Требований, для юридических лиц - сведения, предусмотренные подпунктом "б" пункта 13 настоящих Требований), дату их заполнения, а также сведения о волеизъявлении собственников помещений и их представителей.
Однако в нарушение указанных норм, обязательные приложения к протоколу общего собрания от < дата > не приложены (то есть отсутствуют), что подтверждено ответчиком в своем письме (исх. ... от < дата >).
Более того подлинник самого протокола общего собрания от < дата > к ответчику в порядке ч. 1 ст. 46 ЖК РФ не поступал.
Учитывая, что содержащиеся в протоколе общего собрания от < дата > сведения об инициаторе (председателе), секретаре общего собрания и члене счетной комиссии, как собственниках помещений в доме, являются недостоверными, данное обстоятельство указывает на нарушение порядка созыва, проведения и оформления результатов общего собрания, установленного ЖК РФ. Отсутствие подлинника протокола общего собрания, а также обязательных к нему приложений, указывает на существенное нарушение правил составления протокола.
Исполнение ответчиком содержащихся в протоколе общего собрания решений, в том числе решения о начисления платы за «содержание и техническое обслуживание ИТП», нарушает права собственников и нанимателей помещений многоквартирного ... в виде несения расходов, не предусмотренных структурой платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ст. 154 ЖК РФ).
Исходя из судебной практики рассмотрения дел об оспаривании решений общих собраний собственников помещений многоквартирных домов, в отдельных ситуациях возможно предъявление иска к управляющей организации, когда очевидно недобросовестное поведение этой управляющей организации или неизвестных лиц в ее пользу: управляющая организация использует этот протокол для выставления платежей, но из его содержания невозможно определить инициаторов собрания, а подлинник протокола, отсутствует и не представлен в суд (апелляционные определения Московского областного суда по делам №..., 33... апелляционные определения Свердловского областного суда от < дата > по делу ..., < дата > по делу ..., апелляционное определение Пермского краевого суда от < дата > по делу ...).
В соответствии с ч. 1 ст. 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения, принятого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Исходя из положений указанных норм, обращение Госкомитета в суд с требованиями о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений многоквартирного ... Республики Башкортостан, оформленных протоколом от < дата > ..., осуществляется в защиту нарушенных оспариваемыми решениями прав собственников и нанимателей помещений многоквартирного ....
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требованияГосударственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к ОАО «Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа г. Уфа» о признании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, оформленного в виде протокола ... от < дата > недействительным, - удовлетворить.
Признать решениеобщего собрания собственников помещений многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу ..., проведенного в форме очно-заочного голосования с < дата > по < дата >, оформленного в виде протокола внеочередного общего собрания собственников МКД от < дата >, - недействительным.
Взыскать с ОАО «Управление жилищного хозяйства Советского района городского округа г. Уфа» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 руб.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.
Судья Л.Ф. Гареева