Дело № 2-412/2023
УИД: 61RS0046-01-2022-000538-66
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 октября 2023 года ст. Обливская Ростовской области
Обливский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Устиновой С.Г. единолично,
с участием представителя истца помощника прокурора Обливского района Гунькина Д.А.,
при ведении протокола помощником судьи Токиной А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Обливского района к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Леоновская средняя общеобразовательная школа», отделу образования администрации Обливского района об обязании устранить нарушения законодательства об антитеррористической защищенности объекта образования,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Обливского района обратился в суд с названным иском в интересах неопределенного круга лиц, в котором требует обязать Александровскую НОШ – филиала МБОУ «Леоновской СОШ» и отдел образования администрации Обливского района произвести оснащение здания Александровской НОШ системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
В обоснование иска прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении антитеррористической безопасности несовершеннолетних в образовательных организациях Обливского района, в ходе которой установлено, что Александровская НОШ – филиал «Леоновской СОШ» не оснащена системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112». Оснащение объектов (территорий) образовательных организаций системами передачи тревожных сообщений и поддержание их в исправном состоянии является обязательным мероприятием, выполнение которого необходимо для пресечения преступлений террористической направленности, и является мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе несовершеннолетних, находящихся на объектах образования. 14.08.2023 года руководителю отдела образования по факту выявленных нарушении внесено представление, которое рассмотрено, согласно ответу, в бюджете района отсутствуют денежные средства на данные цели, что явилось основанием для обращения с иском в суд.
Представитель истца помощник прокурора Гунькин Д.А. в судебном заседании исковые требования поддержал на основании изложенных в нем доводов, уточнив, что в просительной части иска допущена техническая ошибка (опечатка), поскольку требования прокурора предъявлены к юридическому лицу – МБОУ «Леоновская СОШ», на которое указано в шапке искового заявления, а не к его филиалу.
Представители ответчиков МБОУ «Леоновская СОШ» и отдела образования администрации Обливского района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом, заведующей отделом образования Малаховой Н.А. в адрес суда направлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. В отсутствие представителей ответчиков суд рассмотрел дело в силу положений ст. 167 ГПК РФ.
По существу заявленных требований заведующая отделом образования администрации Обливского района Малахова Н.А., а также директор МБОУ «Леоновской СОШ» Алсаева С.А. подали заявления, в которых указали на признание исковых требований прокурора Обливского района.
Заслушав представителя истца, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд считает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
При этом в ст. 38 Конституции Российской Федерации особо отмечено, что детство находится под защитой государства, что согласуется с положением п. 3 ст. 3 Конвенции о правах ребенка, об обеспечении государством – участником конвенции (Российская Федерация - участник Конвенции) того, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
В силу пункта 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В целях обеспечения безопасности в учреждениях для детей и в силу ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в зданиях образовательных учреждений должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в них должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Общеобразовательные учреждения – школы являются объектами с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, то есть являются одними из важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения. В этой связи отмеченная выше норма об обязательности установки систем, направленных на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения, может быть применена в силу п. 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 года № 272 в рамках предоставленных ему п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» полномочий по установлению обязательных для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий).
На основании п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Пунктом 21 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, предусмотрено, что антитеррористическая защищенность мест массового пребывания людей обеспечивается, в том числе путем оборудования мест массового пребывания людей необходимыми инженерно-техническими средствами.
В соответствии с п. 22 Требований к антитеррористической защищенности в зависимости от установленной категории в отношении места массового пребывания людей реализуется комплекс мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности, предусмотренный настоящими требованиями, который может быть изменен в зависимости от складывающейся общественно-политической, социальной и оперативной обстановки по решению руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 5 Закона о противодействии терроризму юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Утвержденная Президентом Российской Федерации 05.10.2009 года Концепция противодействия терроризму в РФ предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму (пункт 7). В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (пункт 29). Расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов (пункт 42).
В соответствии с п.п. «а, б, в» п. 17 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 (далее - Требования), антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных: на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта; на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях).
В силу п.п. «г» п. 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются, среди прочих, мероприятия по оснащению объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» и поддержание их в исправном состоянии. При этом п.п. «г» п. 12 Требований к объектам (территориям) четвертой категории опасности относит: объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 501 до 800 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 10 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек; объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет менее 100 человек в независимости от численности населения населенного пункта.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что МБОУ «Леоновская СОШ» осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования; филиалом МБОУ «Леоновской СОШ» является Александровская начальная общеобразовательная школа.
Исходя из паспорта безопасности, Александровская начальная общеобразовательная школа отнесена к четвертой категории опасности; здание школы расположено по адресу: Ростовская область, Обливский район, х. Александровский, ул. Школьная, д. № 4 и на праве оперативного управления принадлежит муниципальному бюджетному учреждению «Леоновской средней общеобразовательной школе».
В ходе проведенной прокуратурой Обливского района проверки исполнения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности установлено, что Александровская начальная общеобразовательная школа системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112» не оснащена.
Выявленные нарушения стали основанием для внесения 14.08.2023 года в адрес заведующей отделом образования администрации Обливского района Малаховой Н.А. представления об устранении нарушений требований законодательства об антитеррористической безопасности, требования которого не исполнены.
В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В силу положений ст. 173 ГПК РФ признание иска ответчиком заносится в протокол судебного заседания и подписывается ответчиком. В случае, если признание иска выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу.
Суд разъясняет ответчику последствия признания иска.
В случае поступления в суд письменного заявления о признании иска с указанием на то, что лица, обратившиеся с такими заявлениями, знают о последствиях совершения данных процессуальных действий, обязанность, предусмотренная частью второй статьи 173 ГПК РФ, будет считаться исполненной судом даже при отсутствии сторон в судебном заседании, в котором будет решаться вопрос об удовлетворении соответствующего ходатайства (пункт 17 Справки о практике применения судами Федерального закона от 27.07.2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» за период с 2013 по 2014 год», утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 01.04.2015 года).
Суд пришел к выводу о том, что признание иска произведено ответчиками добровольно, осознанно, без какого-либо принуждения, не противоречит требованиям закона и не нарушает охраняемые законом интересы третьих лиц, в связи с чем подлежит принятию судом.
Руководствуясь ст. 12, 39, 56, 173, 194-199, 207-209 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Обливского района удовлетворить.
Обязать МБОУ «Леоновскую СОШ», отдел образования администрации Обливского района до 01.07.2024 года произвести оснащение здания Александровской начальной общеобразовательной школы – филиала МБОУ «Леоновской СОШ», расположенного по адресу: ул. Школьная, д. 4, х. Александровский Обливского района Ростовской области, системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112».
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Обливский районный суд Ростовской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья
Решение в окончательной форме принято 17 октября 2023 года.