Изготовлено 03.08.2022года
Дело № 2-1055/2022
УИД: №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 июля 2022 г. |
город Ярославль |
Ленинский районный суд города Ярославля в составе:
председательствующего судьи Панюшкиной А.В.,
с участием прокурора Муравьевой А.М.,
при секретаре Романовой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля к Касаткиной Светлане Валерьевне об изъятии недвижимого имущества путем предоставления возмещения и по встречному иску Касаткиной Светланы Валерьевны к мэрии города Ярославля, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о предоставлении жилого помещения,
у с т а н о в и л :
Спорным недвижимым имуществом является: <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, а также <данные изъяты> доли в праве собственности на земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>.
Собственником указанного недвижимого имущества является Касаткина С.В. на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля обратился в суд с иском к Касаткиной С.В. об изъятии спорного недвижимого имущества путем предоставления возмещения, указав, что на основании заключения городской межведомственной комиссии №№ от ДД.ММ.ГГГГ спорный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. ДД.ММ.ГГГГ принято постановление о сносе дома и его расселении. ДД.ММ.ГГГГ ответчику было вручено требование о сносе многоквартирного дома. Снос указанного дома не был осуществлен, ДД.ММ.ГГГГ было принято постановление об изъятии спорных земельного участка и жилого помещения для муниципальных нужд. Поскольку ответчик приобрел спорное имущество после признания его аварийным и подлежащим сносу, выплата возмещения в общей сумме составляет 364 574, 28 руб. Просит изъять у ответчика спорное недвижимое имущество - <данные изъяты> доли в праве собственности на жилое помещение, <данные изъяты> доли в праве собственности на земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, с выплатой возмещения в размере 364 574, 28 руб., прекратив право собственности ответчика на спорное имущество, признав за истцом право собственности на спорное недвижимое имущество.
Ответчик Касаткина С.В., в свою очередь, обратилась в суд со встречным иском к мэрии города Ярославля, Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля о возложении обязанности предоставить ей на праве собственности благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м., в пределах города Ярославля.
Представитель истца Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля и третьего лица мэрии г. Ярославля, одновременно являющийся представителем ответчиков по встречному иску, по доверенности Смирнов В.А. в судебном заседании первоначальные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, встречные требования не признал.
Ответчик Касаткина С.В., одновременно являющаяся истцом по встречному иску, в судебном заседании первоначальные требования не признала, встречные уточненные требования поддержала.
Выслушав стороны, заключение прокурора об отказе в удовлетворении иска и частичном удовлетворении встречного иска, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что в первоначальные требования удовлетворению не подлежат, встречные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В силу частей 1, 3 статьи 35 Конституции РФ право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 235 ГК РФ предусмотрено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основания, предусмотренных законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка (статья 239 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным со строительством, реконструкцией объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов.
На основании пункта 2 статьи 279 ГК РФ в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В соответствии со статьей 281 ГК РФ за земельный участок, изымаемый для государственных или муниципальных нужд, его правообладателю предоставляется возмещение.
При определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.
В случае, если одновременно с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таком земельном участке и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Касаткина С.В. является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на спорное жилое помещение по адресу: <адрес> на основании договора дарения от ДД.ММ.ГГГГ (на <данные изъяты> долю) и договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, заключенных с Р. Стоимость приобретаемой доли в спорном жилом помещении составила в общей сумме 364 574, 28 руб. Другого недвижимого имущества в собственности Касаткиной С.В. не имеет.
В соответствии с положениями статей 36, 37 ЖК РФ ответчик Касаткина С.В. является собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный под указанным выше многоквартирным жилым домом.
Заключением межведомственной комиссии №№ от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением мэрии города Ярославля №№ от ДД.ММ.ГГГГ постановлено о расселении и сносе указанного выше многоквартирного жилого дома.
ДД.ММ.ГГГГ мэрией города Ярославля принято постановление №№ "Об изъятии для муниципальный нужд города Ярославля земельного участка по адресу: <адрес>, и жилых помещений".
Указанное решение органа местного самоуправления ответчиком не оспаривается.
ДД.ММ.ГГГГ собственнику направлено требование о сносе дома и согласие на изъятие земельного участка, до настоящего времени соглашение не подписано.
Комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля обратился в суд с иском об изъятии у Касаткиной С.В. спорного недвижимого имущества путем предоставления возмещения по цене 364 574, 28 руб., за которую имущество было приобретено ответчиком, поскольку на момент приобретения жилье было аварийным.
Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с ч.1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ).
Кроме того, в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного суда РФ 29 апреля 2014 года указано, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Согласно разъяснениям подпункта "и" пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения в соответствии с частью 8 статьи 32 ЖК РФ допускается только по соглашению сторон.
Касаткина С.В. выбрала способ обеспечения жилищных прав собственника путем предоставления ей другого равноценного жилого помещения взамен помещения, признанного аварийным и непригодным для проживания.
Из Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47, следует, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Включение аварийного дома в региональную адресную программу является самостоятельным основанием для предоставления иного жилого помещения собственнику жилого помещения при переселении из аварийного жилищного фонда на праве собственности. При этом доплата какой-либо разницы в стоимости изымаемого и предоставляемого жилья законом не предусмотрена, в связи с чем, требование представителя мэрии г. Ярославля о том, что взамен изымаемого жилого помещения должно быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену является несостоятельным.
Предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует условия проживания, которые не должны быть ухудшены в связи с прежними.
Включение жилого дома в региональную программу предусматривает предоставление финансовой поддержки бюджетам субъектов РФ или в установленном случае местным бюджетам в соответствии с законом № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Объем финансирования региональной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 года согласно Постановлению Правительства ЯО № 224-п определяется исходя из общей площади жилых помещений в аварийных многоквартирных домах, подлежащих расселению в рамках Программы, вне зависимости от принадлежности жилых помещений к частному жилищному фонду либо к муниципальному жилищному фонду, и предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых гражданам в соответствии с Программой, которая устанавливается с учетом средней рыночной стоимости строительства многоквартирных домов для Ярославской области. Таким образом, объем финансирования Программы не зависит от рыночной стоимости жилых помещений в многоквартирном доме, подлежащем сносу.
Кроме того, согласно указанной Программе в случае приобретения муниципальными образованиями области жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилищного фонда по цене, превышающей цену приобретения жилых помещений, рассчитанную с учетом предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, финансирование расходов на оплату стоимости такого превышения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ и (или) местных бюджетов.
Поскольку у Касаткиной С.В. возникло право на предоставление другого жилого помещения, исходя из описанной выше жизненной ситуации, данное право до настоящего времени не реализовано, то данное право подлежит судебной защите.
Касаткина С.В. является собственником долей в праве собственности на жилое помещение в многоквартирном жилом доме <адрес>, признанного в установленном законом порядке непригодным для проживания и включенного в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а потому имеет право на предоставление ей другого жилого помещения, которое должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
При решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения суд учитывает, что предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, поэтому мэрия города Ярославля обязана предоставить Касаткиной С.В. на праве собственности жилое помещение по общей площади не менее 26 кв.м., чем занимаемое ею жилое помещение на праве собственности.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что имеются основания для предоставления Касаткиной С.В. в собственность благоустроенного жилого помещения в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 года № 224-П, отвечающее санитарным и техническим требованиям, характеризующегося общей площадью и в пределах города Ярославля.
После предоставления указанного выше жилого помещения, право собственности Касаткиной С.В. на изымаемое недвижимое имущество подлежит прекращению, и за городом Ярославлем должно быть признанно право муниципальной собственности на указанное спорное имущество.
Суд приходит к выводам, что исковые требования органа местного самоуправления не обоснованы, встречные исковые требования подлежат удовлетворению в части требований к мэрии г. Ярославля.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля отказать.
Встречные исковые требования Касаткиной Светланы Валерьевны удовлетворить частично.
Обязать мэрию города Ярославля предоставить Касаткиной Светлане Валерьевне на праве собственности благоустроенное жилое помещение в рамках Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда Ярославской области на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Ярославской области от 29.03.2019 года № 224-П, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 26 кв.м., в пределах города Ярославля.
После предоставления в собственность указанного выше жилого помещения прекратить право собственности Касаткиной Светланы Валерьевны на <данные изъяты> долей в праве собственности на квартиру № № и <данные изъяты> долей в праве собственности на земельный участок, общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером №, расположенные по адресу: <адрес>, признать право собственности города Ярославля на указанное недвижимое имущество.
В удовлетворении встречных требований Касаткиной С.В. к Комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля отказать.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) через Ленинский районный суд города Ярославля.
Судья А.В.Панюшкина