УИД 86RS0№-91
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ханты-Мансийский районный суд <адрес> - Югры в составе председательствующего судьи Калиниченко Н.А.,
при секретаре ФИО23,
с участием представителей истца ФИО27 действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО24, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиков ФИО13, действующего в своих интересах и как законного представителя несовершеннолетних детей ФИО16а., ФИО15, ФИО17, ФИО12, ФИО5, представителя третьего лица ФИО25,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов к ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО1, ФИО2, ФИО33, ФИО7, ФИО3, ФИО5 о возложении обязанности предоставить доступ к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, взыскании судебных расходов, третьи лица <адрес>», <адрес>»,
УСТАНОВИЛ:
Истец Югорский фонд капитального ремонта многоквартирных домов обратился в суд с исковым заявлением к ответчикам ФИО8, ФИО9, ФИО4, ФИО18, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО1, ФИО2, ФИО31, о предоставлении доступа к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома – инженерным сетям, расположенным в жилом помещении, мотивировав свои требования тем, что ответчики являются собственниками квартир в многоквартирном жилом доме по адресу: <адрес>.
Указанный дом включен в окружную программы капитального ремонта. Согласно окружной программе, капитальному ремонту в ДД.ММ.ГГГГ годах подлежат следующие конструктивные элементы, относящиеся к общему имуществу многоквартирного дома – водоотведение.
Истец является региональным оператором, формирование фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома на счете регионального оператора, что сторонами в судебном заседании не оспаривается.
В соответствии с окружной программой, в интересах собственников жилых помещений в <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ истцом и <адрес>» заключен договор подряда № на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту, в том числе дома по адресу: <адрес>. – капитальный ремонт систем водоотведения.
Инженерные сети системы водоотведения, подлежащие капитальному ремонту, расположены в стояках, находящихся в жилых помещениях дома.
Собственники жилых помещений неоднократно уведомлялись о проведении работ по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома в целях необходимого доступа в жилое помещение к инженерным сетям, которые остались без ответа.
Ответчики препятствуют выполнению подрядчиком работ по проведению капитального ремонта системы водоотведения в многоквартирном доме.
В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле по ходатайству истца в качестве соответчиков привлечены ФИО5, ФИО6, ФИО7.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, производство по гражданскому делу в части исковых требований Югорского фонда капитального ремонт многоквартирных домов о возложении обязанности предоставить доступ к общему имуществу собственников помещений многоквартирного дома, взыскании судебных расходов к ФИО18 прекращено.
В связи с изложенным, истец просит обязать собственников жилых помещений многоквартирного <адрес> в <адрес>, предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома, расположенного внутри жилых помещений – инженерной системе водоотведения с целью своевременного и качественного проведения капитального ремонта <адрес>» в рамках окружной программы, а именно ФИО8 и ФИО9 в <адрес>, ФИО7 в <адрес>, ФИО26 в <адрес>, ФИО5 в <адрес>, ФИО3 в <адрес>, ФИО11 в <адрес>, ФИО12 в <адрес>, ФИО13, ФИО16 и ФИО17 в лице законного представителя несовершеннолетних ФИО13, ФИО14, ФИО15 в <адрес>, ФИО1 в <адрес>, ФИО2 в <адрес>, ФИО29 в <адрес>.
Взыскать с истцов в пользу ответчика расходы по оплате государственной пошлины в <данные изъяты>.
В судебном заседании представители истца ФИО27, ФИО24 исковые требования поддержали, дав пояснения согласно доводов искового заявления.
Ответчики ФИО12, ФИО5, ФИО13 действующий в своих интересах и как законный представитель несовершеннолетних детей ФИО16, ФИО15, ФИО17, в судебном заседании исковые требования не признали, полагают их необоснованными, возражают против доступа в их квартиры, поскольку проведение ремонта системы водоотведения предусматривает демонтаж – вскрытие половой плитки, стен в их квартирах, при этом истец приводит их квартиры в первоначальное состояние намерения не имеет, так как изначально данные средства отсутствуют в сметах работ, о чем их уведомили представители подрядчика. Кроме того ответчики пояснили, что протокол общего собрания поддельный, так как листок с их подписями не поименован и может быть приобщен от иного документа. ФИО12 так же указала, что она не утверждала проектную документацию от имени жильцов дома и написала в ней о несогласии с работами.
Представитель третьего лица <адрес>» ФИО28 в судебном заседании не смог что-либо пояснить, так как только был принят на работу и не знает в чем суть спора в данном доме, а так же не может пояснить какие работы входят в смету, а какие - нет.
Ответчики ФИО8, ФИО9, ФИО7, ФИО26, ФИО6, ФИО11, ФИО14, ФИО1, ФИО2, ФИО29, представитель третьего лица Муниципального предприятия «Жилищно-коммунальное управление», будучи извещенными о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, сведений об уважительности причин неявки, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Заслушав пояснения участников судебного заседания, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Ответчики ФИО8, ФИО9, ФИО7 ФИО26, ФИО5, ФИО6, ФИО11, ФИО12 ФИО13, ФИО16 и ФИО17, ФИО14, ФИО15, ФИО1, ФИО2, ФИО29 являются собственниками и нанимателями жилых помещений в многоквартирном жилом доме по адресу <адрес>, что подтверждается письменными материалами дела, сторонами не оспаривается.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> закреплены в Законе <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> который регламентирует порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, а также порядок подготовки и утверждения в <адрес> - Югре программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> Югры, и требований к ней.
В соответствии с окружной программой, в интересах собственников помещений многоквартирного дома, ДД.ММ.ГГГГ между <адрес>» заключен договор подряда №/СП на выполнение работ по капительному ремонту общего имущества, согласно которому заказчик поручает, а подрядчик принимает на себя обязательство в соответствии с проектной документацией (приложение № к договору) выполнить работы по капительному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе, по <адрес>, сдать выполненные работы заказчику в порядки и сроки, установленные договором, а также выполнить иные, неразрывно связанные с капитальным ремонтом объектов работы.
Из графика выполнения работ на объектах следует, что капитальный ремонт системы водоотведения многоквартирного <адрес> в <адрес> должен быть произведен не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
<адрес>» разработана проектная документация «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>».
Проектом предусматривается замена всех магистральных трубопроводов и стояков системы канализации кроме поквартирных разводок. При демонтаже и прокладке сети канализации предусматривается разборка дощатых полов и восстановление с учетом материала от разборки. Проект не содержит работ по вскрытию кафельных и иных видов полов, стен, как и работ по восстановлению состояния полов и стен после ремонта систем водоотведения.
В Акте приемки выполненных работ по подготовке проектной документации капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме от ДД.ММ.ГГГГ представитель жильцов многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, указала на отказ от данных видов работ, то есть фактически проектная документация капитального ремонта не принята представителем жильцов многоквартирного дома.
В соответствии со статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из характера возникших между сторонами правоотношений истцу следовало доказать следующие обстоятельства: проведение в <адрес> капитального ремонта на законных основаниях, объём проводимых в рамках капитального ремонта работ, а также препятствия со стороны ответчиков в доступе для произведения ремонтных работ.
В силу статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.
Согласно пункта 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу части 4 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 161 Жилищного Кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В соответствии с частью 3 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации не менее чем за шесть месяцев (если иной срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации) до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с региональной программой капитального ремонта, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо региональный оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 15.1 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> - Югры» лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо Югорский оператор (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете Югорского оператора) представляет таким собственникам предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и об объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, а также иные предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта, в срок не менее трех месяцев до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с окружной программой капитального ремонта.
Предложение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме представляется собственникам помещений в многоквартирном доме путем размещения на официальном сайте лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, либо Югорского оператора (в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме формируют фонд капитального ремонта на счете Югорского оператора) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и направляется в адрес органа местного самоуправления, а также в форме документа на бумажном носителе путем его размещения на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Такие предложения могут размещаться в платежном документе, на основании которого вносится плата за капитальный ремонт.
Датой получения предложения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме является дата его размещения на официальном сайте либо на информационных стендах (стойках), расположенных в помещении многоквартирного дома, доступном для всех собственников помещений в данном доме.
Собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 настоящей статьи (часть 4 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Стороной истца представлено предложение о проведении капитального ремонта на имя ФИО12, проживающей по адресу: <адрес>, датированное ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, доказательств направления указанного предложения остальным ответчикам, материалы дела не содержат.
ФИО12 не является лицом, уполномоченным собственниками многоквартирного дома на представление интересов собственников помещений во взаимоотношениях с региональным оператором по вопросам проведения капитального ремонта.
Также истцом не представлены сведения о размещении предложения на официальном сайте.
Таким образом, обстоятельства, свидетельствующие о направлении собственникам дома предложения о проведения капитального ремонта, не установлено, в связи с чем последние были лишены возможности реализации прав на определение и утверждение перечня работ, сметы расходов в порядке статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Проектная документация капитального ремонта общего имущества в многоквартирном, расположенном по адресу: <адрес>, не принята представителем жильцов многоквартирного дома, соответственно, виды работ, необходимых для производства ремонта и обеспечения доступа к общему имуществу дома в каждой квартире, при отсутствии доказательств проведения жильцами дома перепланировок и переоборудования, ждо настоящего времени не согласованы и не утверждены.
Протоколом общего собрания собственников квартир, расположенных в <адрес> в <адрес>, принято решение о замене работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном <адрес>, заменить виды работ и вместо ремонта канализации провести ремонт фундамента.
Письмом Югорского фонда капитального ремонта многоквартирных домов № от ДД.ММ.ГГГГ отказано во внесении изменений в окружную программу капитального ремонта, по данному многоквартирному дому.
Истцом заявлено требование о возложении на ответчиков обязанности предоставить доступ к общему имуществу – инженерным сетям водоснабжения со ссылкой на проектную документацию.
Проектом предусматривается замена всех магистральных трубопроводов и стояков системы канализации кроме поквартирных разводок.
Многоквартирный жилой <адрес> представляет собой двухэтажное здание в деревянном исполнении, без технических помещений (подвалов), трубопровод проходит под полом первого этажа дома, а также в потолочных перекрытиях между первым и вторым этажами, в межквартирных стенах.
С учетом положений статей 13, 30, 36, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации №, собственники и пользователи жилых помещений обязаны обеспечить доступ в жилые помещения для проведения ремонтных работ.
При этом действующим законодательством на собственников и пользователей жилых помещений не возложена обязанность проведения демонтажных работ с целью обеспечения доступа к общему имуществу, в связи с чем, требования истца противоречит положениям закона и подлежат отклонению.
В ходе рассмотрения дела, стороной истца представлен локальный сметный расчет по производству работ по ремонту системы водоотведения в многоквартирном доме по адресу <адрес>.
Указанный расчет предусматривает демонтаж половых покрытий при производстве ремонтных работ в <адрес>, при этом при составлении указанного расчета непосредственное обследование квартир ответчиков не проводилось, материалы дела не содержат информации, какие именно работы и в каких жилых помещениях должны быть произведены для демонтажа полов, какое покрытие находится на полу у ответчиков, какие расходы должны быть понесены для приведения пола в квартирах ответчиков в первоначальное состояние.
В стоимость работ по капитальному ремонту системы водоотведения многоквартирного жилого <адрес> не входят работы по реальному восстановлению перекрытий и покрытий пола в помещениях собственников.
Судом неоднократно предоставлялось сторонам время для проведения представителем истца, третьего лица осмотра помещений и достижения согласия по вопросам вскрытия полов, стен и их дальнейшего восстановления в первоначальное состояние. При рассмотрении дела представители истцом, третьих лиц не проведи осмотр квартир, не внесли изменения в проектную документацию.
В соответствии со статьей 15 Закона <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-оз «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес> – Югры» перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, сформированного исходя из минимального размера взноса, установленного в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 6 настоящего Закона, а также за счет средств государственной поддержки капитального ремонта, включает ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения.
Согласно пункта 3 статьи 16 указанного Закона расчет размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме производится в порядке, установленном <адрес>.
Постановлением Правительства <адрес> - Югры от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О порядке расчета размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> - Югры» утвержден Порядок расчета размера предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на территории <адрес> – Югры.
В соответствии с пунктом 7 указанных Правил, размер предельной стоимости комплексного капитального ремонта и каждого из видов работ рассчитывается с учетом состава работ, указанных в таблице 2.
Согласно пункта 1 таблицы 2 состав работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем холодного водоснабжения и водоотведения включает в себя, в том числе, восстановление перекрытий и покрытий пола в помещениях собственников, расположенных на 1 этаже, при замене трубопроводов в многоквартирных домах без подвалов.
Действующее правовое регулирование отношений в области организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах имеет целью их поддержание в состоянии, соответствующем санитарным и техническим требованиям, и тем самым - предотвращение вреда как жизни, здоровью и имуществу собственников помещений и других граждан, проживающих в этих домах, то есть направлено на защиту значимых ценностей, что соответствует закрепленному в статье 7 Конституции Российской Федерации предназначению социального государства и согласуется с предписаниями ее статей 17 (часть 3) и 40 (часть 2).
Таким образом, устранение повреждений и неисправностей общего имущества в ходе капитального ремонта посредством повреждения имущества собственников без последующего восстановления противоречит смыслу и целям капитального ремонта, нарушает права собственников и пользователей жилых помещений.
При таких обстоятельствах, законных оснований для возложения на ответчиков обязанности предоставить доступ к общему имуществу многоквартирного дома не имеется.
На основании указанного, суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению по вышеизложенным мотивам и основаниям.
В силу положений статей 88, 93, 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для возврата или зачета государственной пошлины, возмещения стороне истца судебных расходов за счет другой стороны нет, так как возмещение судебных расходов возможно только стороне, в пользу которой состоялось решение. При отказе в иске издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с истца, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований <адрес> к ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО1, ФИО2ФИО34 ФИО7, ФИО3, ФИО5 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора в суд <адрес>-Югры через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда Н.А.Калиниченко
Мотивированное решение суда составлено и подписано составом суда ДД.ММ.ГГГГ.