Именем Российской Федерации
10 июля 2024 года г.Тамбов
Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
судьи Авдеевой Н.Ю.,
при секретаре Куликовой М.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пазуханич Т.П. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по *** о включении периодов работы в страховой стаж, о перерасчете страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л:
Пазуханич Т.П. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Тамбовской области о включении периодов работы в страховой стаж, о перерасчете страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов, указав в обоснование исковых требований, что 05.03.2024г. она обратилась в ОСФР но Тамбовской области с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом oт 17.02.2023 № 17-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан, прожинающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области».
Решением ответчика от 20.03.2024 №42942/23 ей было отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости в связи с отсутствием сведении о постоянном проживании на территории Луганской Народной Республики о период с 11.05.2014г. но 29.09.2022г. также, в ее страховой стаж не были включены период получения пособия по безработице в Лутугинском центре занятости ЛНР с 13.02.2002г. по 09.11.2002 г., период работы в качестве ученика машиниста насосных установок с 09.06.2004г. по 23.03.2009г. (с 18.08.2004 - в качестве подсобной транспортной рабочей; с 28.12.2006 - в качестве сторожа комбината коммунальных предприятий) шахты Белореченской ЛНР, период работы в качестве сторожа в КА «Белореченкий жилфонд» (ЛНР) с 24.03.2009г. по 02.08.2010г., период работы в качестве сторожа в КА «Белореченский жилсервис» (ЛНР) с 02.08.2010г по 02.06.2015г. С решением ответчика не согласна, поскольку факт регистрации и постоянное ее проживание на территории Луганской Народной Республики в период с 11.05.2014г. по 29.09.2022г. и выезд в этот период за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию подтвержден справками №29 от 26.04.2024 и №90 от 26.04.2024, выданными Муниципальным унитарным предприятием «Белореченский жилсервис», согласно которым она действительно проживала но адресу: п.г.т. *** (ЛНР), а с 18.06.2008г. по 02.2015 г. согласно акту фактического проживания. Кроме того, фактическое проживание в данный период можно проследить по трудовой книжке, так как она работала в этот период на территории ЛНР. В 2019 г. она выехала на территорию РФ, получила паспорт гражданина РФ 01.11.2019г., а также зарегистрировалась по месту жительства с 05.11.2019г. по адресу: ***.
Уточняя исковые требования, просила суд обязать ответчика включить в ее страховой стаж указанные периоды, произвести перерасчет ее страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 февраля 2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» с 05.03.2023г., взыскать в ответчика судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб.
Истец Пазуханич Т.П. в судебное заседание не явилась, в письменном заявлении просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца Олейникова Ю.А. в судебном заседании исковые требования истца поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетом уточнений, пояснив, что согласно сведениям МВД РФ истец выехала в РФ 18.02.2015г., в связи с чем, период подлежащий включению в страховой стаж - с 02.08.2010г. по 17.02.2015 г.
Представитель ответчика Поляков Н.С. в судебном заседании с исковыми требованиями истца не согласился по основаниям, изложенным в решении пенсионного органа от 20.03.2024 №42942/23.
Суд, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Положениями ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400- ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.
Согласно пункту 2, 3 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж; индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно ч.2 ст.11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пунктов 1, 4 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются периоды прохождения военной службы и получения пособия по безработице.
Судом установлено, что истец Пазуханич Т.П. является получателем страховой пенсии по старости с 01.12.2019г.
05.03.2024г. истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете страховой пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 февраля 2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» с учетом включения в ее страховой стаж периодов: с 13.02.2002 по 09.11.2002 – период получения пособия по безработице (Лутугинский центр занятости), с 09.06.2004 по 23.03.2009 работы в качестве ученика машиниста насосных установок (с 18.08.2004г. – в качестве подсобной транспортной рабочей, с 28.12.2006 - в качестве сторожа комбината коммунальных предприятий) шахты Белореченской ЛНР, с 24.03.2009 по 02.08.2010 работы в качестве сторожа в КА «Белореченский жилфонд», с 02.08.2010 по 17.02.2015 - в качестве сторожа в КА «Белореченский жилсевис».
В качестве подтверждения факта постоянного проживания на территории РФ истцом был представлен паспорт гражданина Украины.
Решением ответчика было отказано в перерасчете страховой пенсии по нормам Федерального закона от 17 февраля 2023 №17-ФЗ в связи с отсутствием сведений о постоянном проживания истца на территории ЛНР в период с 11.05.2014г. по 29.09.2022г.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" установлено, что настоящий Федеральный закон устанавливает особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022 года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
Согласно положениям части 2 статьи 1 Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области" с 1 марта 2023 года на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014 года по 29 сентября 2022 года, на территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022 года, выехавшего в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ "Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области").
В силу ст. 5 Федерального закона от 17 февраля 2023 года N 17-ФЗ периоды работы, иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, периоды работы, включаемые в стаж (выслугу лет), дающий указанным гражданам право на дополнительное социальное обеспечение, имевшие место на территории Украины по 29 сентября 2022 года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014 года по 31 декабря 2022 года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022 года, а в организациях, которые до 1 января 2026 года не привели свои учредительные документы в соответствие с законодательством Российской Федерации и не обратились с заявлением о внесении сведений о них в единый государственный реестр юридических лиц, до 1 января 2026 года, приравниваются соответственно к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ, к периодам работы, включаемым в стаж (выслугу лет), дающий право на дополнительное социальное обеспечение. Периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, подтверждаются документами, выданными (выдаваемыми) работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, в том числе содержащимися в выплатном деле.
В силу ч.1 ст.4 ФЗ №17-ФЗ гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, которые являлись получателями пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, при исчислении размера страховой пенсии может быть учтен среднемесячный заработок за 2000-2001годы либо среднемесячный заработок за любые периоды работы и (или) иной деятельности до 1 января 2002года, из которого исчислена пенсия в соответствии с законодательством, действовавшим на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики, на основании документов выплатного дела.
Сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении, пересмотре пенсий гражданам, указанным в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, определяется:
1) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территориях Донецкой области Украины и Луганской области Украины в период с 1 января 2002года по 10 мая 2014года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014года по 31 декабря 2022года, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 40 183 рублей;
2) за периоды работы по трудовому договору, имевшие место на территории Украины в период с 1 января 2002года по 29 сентября 2022года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 30 сентября по 31 декабря 2022года, исходя из предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленной с 1 января 2022года, индивидуальной части тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемого на финансирование страховой пенсии, в размере 16 процентов и среднемесячного заработка в размере 37 315 рублей.
В информацию Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 апреля 2022г. «О пенсионном обеспечении на территории Российской Федерации лиц, вынужденно покинувших территории ДНР, ЛНР и Украины» указано, что пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Украины, в том числе проживавших на территории ДНР и ЛНР, до признания указанных Республик в качестве суверенных и независимых государств осуществлялось в соответствии с законодательством Российской Федерации в случае их постоянного проживания на территории Российской Федерации с применением положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, подписанного в городе Москве 13 марта 1992г. (далее - Соглашение СНГ), которое как международный договор Российской Федерации является составной частью ее правовой системы согласно положениям части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации.
Начиная с 21 февраля 2022года Соглашение СНГ в отношении граждан, проживающих (проживавших) и имеющих стаж работы на территории ДНР и ЛНР, не может применяться, поскольку названные Республики как субъекты международного права не являются подписантами Соглашения СНГ.
Вместе с тем, принимая во внимание высокую социальную значимость данной проблемы, в целях недопущения снижения уровня пенсионного обеспечения указанной категории граждан при решении рассматриваемого вопроса в отсутствие договорной базы в области пенсионного обеспечения с ДНР и ЛНР представляется необходимым руководствоваться положениями Федерального закона N400-ФЗ.
Так, согласно части 8 статьи 13 Федерального закона N400-ФЗ для определения права на страховую пенсию по старости применяется законодательство, то есть федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, ведомственные акты федеральных органов исполнительной власти, международные договоры и соглашения, являющиеся источниками права Российской Федерации и составляющие ее правовую систему, действовавшее в период осуществления трудовой деятельности, с применением правил подсчета соответствующего стажа.
С учетом этого, для определения права на страховую пенсию по законодательству Российской Федерации учитываются периоды работы на территории Украинской ССР, Украины и признанных 21 февраля 2022года в качестве суверенных и независимых государств ДНР и ЛНР.
Учитывая изложенное, в отношении граждан Российской Федерации, прибывших с территории ДНР и ЛНР, в стаж работы для определения права на страховую пенсию учитываются периоды, приобретенные на территории Украинской ССР (то есть до 1 января 1991года), Украины (то есть после 1 января 1991года), в том числе ДНР, ЛНР, по 20 февраля 2022года (с учётом вступивших в силу 21 февраля 2022года Указов Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022года N71 "О признании Донецкой Народной Республики" и №72 "О признании Луганской Народной Республики"), а для конвертации пенсионных прав - до 1 января 2002года, независимо от факта уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР.
В соответствии с п.19 ст.31 Федерального конституционного закона от 4 октября 2022 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Луганской Народной Республики» граждан Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, зарегистрированные на день вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона по месту жительства на территории Луганской Народной Республики и одновременно на территории иного субъекта Российской Федерации, в течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона должны подать в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган заявление о выборе места жительства.
В случае, если гражданин Российской Федерации в течение года со дня вступления в силу указанного Федерального конституционного закона нс подал заявление о выборе места жительства, он считается зарегистрированным по месту жительства по адресу, дата регистрации по которому является более поздней.
Настоящий Федеральный конституционный закон вступил в силу со дня вступления в силу Договора между Российской Федерацией и Луганской Народной Республикой о принятии Российскую Федерацию Луганской Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта, то есть с 04.10.2022 г.
Постоянное проживание гражданина РФ на территории ДНР или ЛНР в период с 11.05.2014 по 29.09.2022, выехавшего в этот период за пределы указанных территорий РФ, подтверждается отметкой в паспорте гражданина РФ о регистрации по месту жительства на соответствующей территории.
Из справок №29 от 26.04.2024 и №90 от 26.04.2024, выданных Муниципальным унитарным предприятием «Белореченский жилсервис», истец Пазуханич Т.П. проживала по адресу: п.г.т. Белореченский, улица Пионеров, д.3 кв.6 (ЛНР), а с 18.06.2008г. по 02.2015 г. согласно акту фактического проживания.
Как следует из справки УМВД России по Тамбовской области №37/9878 от 10.06.2024г. Пазуханич Т.П., имея паспорт гражданки Украины, въехала на территорию РФ 07.07.2019г., а также имела другие факты въездов на территорию РФ в период с 18.02.2015г. по 07.07.2019г. В 2019г. приобрела гражданство РФ, получив паспорт гражданки РФ 01.11.2019г.
Согласно данного паспорта истец зарегистрирована по месту жительства с 05.11.2019г. по адресу: ***.
Таким образом, установлено, что в спорные периоды времени до 07.07.2019г. истец проживала и осуществляла свою трудовую деятельность на территории *** Украины, а с 11.05.2014 - на территории Луганской Народной Республики, откуда в июле 2019г. выехала в Российскую Федерацию.
Спорные периоды работы истца, период нахождения в центр занятости подтверждаются записями в трудовой книжке, а также имеющимися в материалах дела справкой филиала «Шахта «Белореченская» Государственного унитарного предприятия Луганской Народной Республики «Центруголь» о стаже и переименовании предприятия за период работы в ГОАО шахта «Белореченская» ДП ГКХК «Луганскуголшь» с 09.06.2004 по 23.03.2009, справкой Коммунального предприятия «Белореченский жилсервис» о стаже и заработной плате за периоды работы с 24.03.2009 по 02.08.2010 в КП «Белореченский жилфонд», с 02.08.2010 по 02.06.2015 в КП «Белореченский жилсервис», справкой территориального Отделения Фонда социального страхование на случай безработицы Луганской Народной Республики в г.Лутугино о периоде выплаты пособия по безработице с 13.02.2002 по 09.11.2002.
Каких-либо доказательств свидетельствующих, что записи в трудовой книжке истца за спорные период являются недостоверными, а также об отсутствии трудовых отношений истца в спорный период с организацией, указанной у нее в трудовой книжке в качестве места работы, у суда не имеется.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 12 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в страховой стаж засчитываются периоды получения пособия по безработице.
На основании изложенного, а также ст.ст.11-12 Закона РФ «О страховых пенсиях» следует включить вышеназванный период в страховой стаж истца.
Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства с учетом их относимости, допустимости и достоверности в соответствии с правилами ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в судебном заседании подтвержден факт проживания истца Пазуханич Т.П. на территории Луганской Народной Республики в период с 11.05.2014 по 27.09.2015.
Требования истца о перерасчете пенсии с 05.03.2023 также подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
01.03.2023 вступил в силу Федеральный закон от 17.02.2023 года №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области».
Федеральным законом от 17.02.2023 года №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» установлены особенности реализации права на пенсионное и дополнительное социальное обеспечение граждан Российской Федерации, постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области по состоянию на день принятия в Российскую Федерацию указанных республик и областей и образования в составе Российской Федерации новых субъектов (30 сентября 2022года) или постоянно проживавших на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014года по 29 сентября 2022года, на территориях Запорожской области и Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022года и выехавших в эти периоды за пределы данных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, и особенности организации индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области (часть 1 статья 1).
В соответствии с ч.1 ст.2 Федерального закона от 17.02.2023 года №17-ФЗ граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023года по 29 февраля 2024года такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с 1 марта 2023года, но не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.
Согласно с ч.3 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2023 года №17-ФЗ постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории Донецкой Народной Республики или Луганской Народной Республики в период с 11 мая 2014года по 29 сентября 2022года, на территории Запорожской области или Херсонской области в период с 24 февраля по 29 сентября 2022года, выехавшего в эти периоды за пределы указанных территорий в Российскую Федерацию, в том числе через территории третьих государств, подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации о регистрации по месту жительства на соответствующей территории, свидетельством о регистрации по месту жительства (для несовершеннолетних граждан), выданным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (его территориальным органом), либо иным документом, выданным этим федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), при наличии в его распоряжении соответствующих документов (сведений).
В силу ч.5 ст. 2 вышеназванного Федерального закона, при установлении, пересмотре и выплате пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, учитывается льготный статус граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, подтверждаемый правоустанавливающими документами, в том числе документами об установлении инвалидности, выданными на территории Украины до 30 сентября 2022года, на территориях Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 11 мая 2014года по 28 февраля 2023года, на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022года по 28 февраля 2023года.
В силу ч.1 ст. 4 Федерального закона от 17.02.2023 года №17-ФЗ размеры пенсий, установленных гражданам, указанным вчасти 1 статьи 1настоящего Федерального закона, в соответствии с законодательством Российской Федерации до днявступления в силунастоящего Федерального закона, подлежат перерасчету в соответствии с положениями настоящего Федерального закона на основании заявлений пенсионеров о перерасчете размера пенсии, документов, представленных с заявлением, сведений, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение.
Положениями ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 17.02.2023 N17-ФЗ установлено, что граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться за установлением, пересмотром в соответствии с законодательством Российской Федерации пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии. При обращении за установлением, пересмотром пенсий и (или) иных выплат, устанавливаемых к пенсии, в период с 1 марта 2023 года по 29 февраля 2024 года такие пенсии и (или) выплаты устанавливаются, пересматриваются с 1 марта 2023 года, при обращении в период с 1 марта 2024 года по 31 декабря 2024 года - на двенадцать месяцев раньше того дня, когда последовало обращение за установлением, пересмотром пенсии и (или) иной выплаты, устанавливаемой к пенсии, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию и (или) выплату, за исключением назначения, перерасчета размера дополнительного социального обеспечения.
С учетом включения спорных периодов в страховой стаж истца, а также установления факта постоянного проживания на территории Донецкой Народной Республики в период с 11.05.2014 до 27.09.2015 –въезд в Российскую Федерацию для постоянного места жительства, обращения истца с заявлением о перерасчете страховой пенсии 05.03.2024г. суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований истца о перерасчете страховой пенсии по старости на основании Федерального закона от 17 февраля 2023 №17-ФЗ «Об особенностях пенсионного и дополнительного социального обеспечения граждан, проживающих на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области» с 05.03.2023г.
В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В силу положений п.п.12, 13 Постановления Пленума ВС РФ от 21.01.2016 года N1 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела" расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах. При этом под разумными расходами следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Установлено, что за оказание представительских услуг истец оплатила соответствии с условиями договора на оказание юридических услуг от 13.05.2024г. представителю по доверенности Олейниковой Ю.А. в общей сумме 20 000 руб., в том числе за изучение документов и запрос необходимых документов – участие в судебных заседаниях 12000 рублей.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 21 января 2016 года №1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Мотивированных возражений относительно заявленной истцом к взысканию суммы стороной ответчика не представлено.
С учетом обстоятельств дела, в том числе, принимая во внимание, объем работы, произведенной представителем истца на досудебной стадии (составление искового заявления), а равно количество судебных заседаний, в которых принимал участие представитель истца, объем исковых требований, сложность дела, суд считает требования истца в этой части подлежащими удовлетворению и полагает необходимым определить размер расходов, понесенных истцом на оплату услуг представителя в заявленной сумме - 20000 руб., которая подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░1026801161298) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ *** ***) ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░ 13.02.2002 ░░ 09.11.2002 – ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░);
- ░ 09.06.2004 ░░ 23.03.2009 – ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ (░ 18.08.2004░. – ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░ 28.12.2006 - ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░) ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░;
- ░ 24.03.2009 ░░ 02.08.2010 - ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░»;
- ░ 02.08.2010 ░░ 17.02.2015 - ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░».
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ *** ***) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ 05.03.2023 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ *** №17-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, *** ░ ***».
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░ *** (░░░░1026801161298) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., *** ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ *** ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20 000 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 17.07.2024░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░