Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-659/2024 (2-4209/2023;) ~ М-3703/2023 от 26.12.2023

Дело № 2-659/2024

89RS0004-01-2023-005230-29

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Новый Уренгой                                                          5 февраля 2024 года

Новоуренгойский городской суд Ямало–Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Черепанова А.В.,

при секретаре Абишевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новый Уренгой в интересах Российской Федерации к Антоновой Т.А., Антоновой Т.А. о прекращении права собственности на оружие и его последующую утилизацию,

установил:

Прокурор г. Новый Уренгой обратился в суд в интересах Российской Федерации к Антоновой Т.А., Антоновой Т.А. о прекращении права собственности на оружие и его последующую утилизацию.

В обоснование указано, что прокуратурой г. Новый Уренгой проведена проверка исполнения требований законодательства об обороте огнестрельного оружия. В ходе проверки установлено, что дд.мм.гггг умер ФИО15, являвшийся владельцем гражданского оружия. Согласно сведениям Федеральной нотариальной палаты после смерти Антонова А.В. заведено наследственное дело. Согласно ответу нотариуса Шотаевой Р.С. следует, что наследниками в равных долях являются ответчики, дд.мм.гггг выданы свидетельства о праве на наследство по закону на имущество состоящее в том числе из гражданского оружия. Оружие было изъято дд.мм.гггг и помещено на ответственное хранение в комнату хранения оружия ОМВД России по г. Новому Уренгою, где хранится по настоящее время. Ответчики в течении года с момента принятия наследства не приняли мер к отчуждению оружия или оформлению его в собственность. В связи с чем просит прекратить право собственности Антоновой Т.А., Антоновой А.А. на огнестрельное охотничье ружье с нарезанным стволом <данные изъяты>, 2002 года выпуска; огнестрельное охотничье гладкоствольное оружие <данные изъяты> и разрешить истцу утилизировать вышеуказанное оружие.

В судебном заседании помощник прокурора Бежин В.В. на удовлетворении иска настаивал.

Ответчики Антонова Т.А., Антонова А.А. о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, о рассмотрении дела без их участия не просили.

На основании ст. 233 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело без участия ответчиков в порядке заочного производства.

Представитель третьего лица Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЯНАО Медведев А.С. исковые требования прокурора поддержал.

Третье лицо Отделение лицензионно-разрешительной работы (по городу Новому Уренгою, Тазовскому и Красноселькупскому районам Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЯНАО) о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителя не направили.

Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

В то же время, статьей 55 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В этих целях государством ограничен оборот оружия в Российской Федерации в соответствии с положениями Федерального закона от 13 декабря 1996 года № 150-ФЗ «Об оружии» (далее - Федеральный закон «Об оружии»), согласно которому право граждан на приобретение оружия, его хранение и ношение ограничено соблюдением ряда условий, в том числе обязательным наличием лицензии на приобретение конкретного вида оружия, разрешения на хранение и ношение оружия, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия.

Согласно п. 2 ст. 129 ГК РФ виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), должны быть прямо указаны в законе.

Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.

Оружие относится к имуществу, ограниченному в обороте, оборот служебного и гражданского оружия регулируется специальными нормативными актами - Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ (далее - Закон « Об оружии ») и Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (далее - Правила).

Согласно положениям части 1 статьи 28 Федерального закона «Об оружии» контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

К таким объектам в частности относится и оружие, владение которым предполагает выполнение определенных требований, предусмотренных Федеральным законом «Об оружии», Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 16 ст. 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии РФ» к полномочиям войск национальной гвардии относится контроль за оборотом гражданского, наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, о также соблюдением гражданами и организациями законодательства РФ».

В силу п. 59 указанных Правил, принадлежащие гражданам РФ оружие и патроны должны храниться по месту их проживания с соблюдением условий, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах, ящиках из высокопрочных материалов либо в деревянных ящиках, обитых железом. Органы внутренних дел по месту жительства владельцев имеют право проверять условия хранения зарегистрированного ими оружия.

Хранение оружия и патронов гражданами РФ в местах временного пребывания должно осуществляться с соблюдением условий, исключающих доступ к оружию посторонних лиц.

В силу ч. 1 ст. 1180 ГК РФ принадлежавшие наследодателю оружие, сильнодействующие и ядовитые вещества, наркотические и психотропные средства и другие ограниченно оборотоспособные вещи (абзац второй пункта 2 статьи 129) входят в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входят такие вещи, не требуется специального разрешения.

Как следует из ч. 2 ст. 1180 ГК РФ, меры по охране входящих в состав наследства ограниченно оборотоспособных вещей до получения наследником специального разрешения на эти вещи осуществляются с соблюдением порядка, установленного законом для соответствующего имущества. При отказе наследнику в выдаче указанного разрешения его право собственности на такое имущество подлежит прекращению в соответствии со статьей 238 настоящего Кодекса, а суммы, вырученные от реализации имущества, передаются наследнику за вычетом расходов на его реализацию.

Судом установлено и из материалов дела усматривается, что ФИО16 являлся владельцем огнестрельного охотничьего ружья с нарезанным стволом <данные изъяты>, 2002 года выпуска; огнестрельного охотничьего гладкоствольного оружия <данные изъяты>.

дд.мм.гггг ФИО11 умер.

дд.мм.гггг огнестрельное охотничье ружье с нарезанным стволом <данные изъяты>, 2002 года выпуска; огнестрельное охотничье гладкоствольное оружие <данные изъяты> было изъято с мета проживания ФИО17 и передано на хранение в ОМВД Росии по г. Новому Уренгою, что подтверждается протоколами изъятия оружия и боевых припасов от 25 сентября 2019 года, рапортом УУП ОП по мкр. Коротчаево ОМВД России по г. Новому Уренгою капитаном полиции ФИО12 квитанциями на принятия оружия и боеприпасов.

После смерти ФИО13. наследниками к его имуществу по закону является его супруга Антонова Т.А., дочь Антонова А,А. о чем им дд.мм.гггг выданы свидетельства о праве на наследство по закону на имущество, состоящее из карабина <данные изъяты>, 2002 года выпуска; <данные изъяты>; карабина <данные изъяты>, что следует из информационного письма нотариуса ФИО14

Из акта осмотра оружия от дд.мм.гггг усматривается, что специалистом ОТО ОМВД Росии по <адрес> было осмотрено оружие <данные изъяты>, 2002 года выпуска; <данные изъяты> и установлено, что расхождений не выявлено, царапины и потертости конструктивных элементов, недостатки не выявлены.

Исходя из положений ст. 9 Федерального закона от 13.12.1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии», продление срока действия разрешения осуществляется органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации.

Оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе либо органах внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему (ст. 27 Закона об оружии).

В соответствии с ч. 1 ст. 28 вышеуказанного закона контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также уполномоченные органы государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к гражданскому и служебному оружию, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Таким образом, оборот огнестрельного оружия на территории Российской Федерации ограничен, данное оружие может принадлежать собственнику лишь при наличии лицензии на его приобретение, разрешения на хранение либо хранение и ношение.

Право собственности на оружие ответчиками в установленном законом порядке не оформлено, разрешение на хранение и ношение оружия не получено. Отчуждение данного имущества в установленный срок, как этого требует ч. 1 ст. 238 ГК РФ, не произведено. С учетом приведенных выше норм закона и обстоятельств дела суд считает заявленные требования о прекращении права собственности на огнестрельное оружие законными и обоснованными.

Статьи 235, 238 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают прекращение права собственности на имущество, которое в силу закона не может принадлежать собственнику, принудительное его изъятие и в случае несвоевременного отчуждения имущества его принудительную продажу с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом затрат на отчуждение имущества.

Порядок изъятия и уничтожения оружия и патронов к нему регламентирован постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (ред. от 31.12.2020) "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации" (вместе с "Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", "Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему").

В силу п. 82 указанных Правил, изъятое или конфискованное оружие и патроны к нему, а также копии (реплики) оружия подлежат историко-культурной и искусствоведческой экспертизе, организуемой Министерством культуры Российской Федерации, к осуществлению которой могут привлекаться специалисты других федеральных органов исполнительной власти, а также юридических лиц, имеющих лицензии на производство, коллекционирование или экспонирование оружия.

По результатам экспертизы оружие и патроны направляются на реализацию или уничтожение. Оружие, признанное по результатам экспертизы имеющим культурную ценность либо в отношении которого необходимо создание особых условий хранения, подлежит передаче на хранение в специально уполномоченные органы и организации, определенные Министерством культуры Российской Федерации.

Согласно пункту 83 Правил, изъятые оружие и патроны, технически непригодные для эксплуатации, самодельные или переделанные, а также запрещенные к обороту на территории Российской Федерации, уничтожаются воинскими частями войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в порядке, установленном Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации.

В соответствии с требованиями действующих Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, принимая во внимание отсутствие доказательств того, что гражданское огнестрельное оружие - охотничье ружье с нарезанным стволом <данные изъяты>, 2002 года выпуска; огнестрельное охотничье гладкоствольное оружие <данные изъяты> относятся к предметам исторической и культурной ценности, что могло бы препятствовать его уничтожению, суд приходит к выводу о том, что данное оружие полежит передаче территориальному органу Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - Управлению Росгвардии по Ямало-Ненецкому автономному округу для дальнейшей утилизации.

На основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчиков Антоновой Т.А., Антоновой А.А. в доход бюджета муниципального образования <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей – по 150 рублей с каждого.

Руководствуясь ст.ст.194-199, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Прекратить право собственности наследников Антонова А.Б., дд.мм.гггг года рождения, умершего дд.мм.ггггАнтоновой Т.А. (<данные изъяты>), Антоновой Т.А. (<данные изъяты>) на огнестрельное охотничье ружье с нарезанным стволом <данные изъяты>, 2002 года выпуска; огнестрельное охотничье гладкоствольное оружие <данные изъяты>.

Передать огнестрельное охотничье ружье с нарезанным стволом <данные изъяты>, 2002 года выпуска; огнестрельное охотничье гладкоствольное оружие <данные изъяты> в территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации - Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Ямало-Ненецкому автономному округу для последующей утилизации.

Взыскать с Антоновой Т.А., Антоновой Т.А. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 300 рублей – по 150 рублей с каждого.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда; иными лицами - в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья                                                 А.В. Черепанов

    Мотивированное решение изготовлено дд.мм.гггг.

2-659/2024 (2-4209/2023;) ~ М-3703/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о.прокурора города Новый Уренгой в интересах РФ
Ответчики
Антонова Татьяна Анатольевна
Антонова Анна Александровна
Другие
Отделение лицензионно-разрешительной работы Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЯНАО
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по ЯНАО
Суд
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Черепанов Антон Викторович
Дело на странице суда
novourengoysky--ynao.sudrf.ru
26.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.12.2023Передача материалов судье
29.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.02.2024Судебное заседание
12.02.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.03.2024Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
11.03.2024Копия заочного решения возвратилась невручённой
14.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.03.2024Дело оформлено
04.04.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее