судья ФИО1 дело № №
№ №
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 25 ноября 2022 года
Судья Астраханского областного суда Обносова М.В., при секретаре Искандарян А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя муниципального унитарного предприятия города Астрахани «Коммунэнерго» ФИО2 на решение судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ по делу по жалобе муниципального унитарного предприятия города Астрахани «Коммунэнерго» на постановление главного государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса, подъемными сооружениями и котлонадзору по Астраханской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора № № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении муниципального унитарного предприятия города Астрахани «Коммунэнерго» к административной ответственности по части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса, подъемными сооружениями и котлонадзору по Астраханской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № № муниципальное унитарное предприятие города Астрахани «Коммунэнерго» (далее по тексту МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ постановление административного органа от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, жалоба МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» - без удовлетворения.
В жалобе представитель МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» ФИО2 просила постановление должностного лица и решение судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ отменить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представители административного органа, ООО «Газпром межрегионгаз Астрахань» при надлежащем извещении в судебное заседание не явились, прихожу к выводу о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав защитников МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» ФИО4 ФИО2, поддержавших доводы жалобы, исследовав материалы дела, приходжу к следующему выводу.
В соответствии с частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неосуществление потребителем газа действий по полному или частичному ограничению отбора газа в случаях, предусмотренных законодательством о газоснабжении, либо воспрепятствование осуществлению поставщиком и (или) газораспределительной организацией мероприятий по полному или частичному ограничению подачи (поставки) газа при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок от двух до трех лет; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Судьей первой инстанции установлено, что между МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» и ООО «Газпром Межрегионгаз Астрахань» заключены договоры поставки газа от ДД.ММ.ГГГГ № № и от ДД.ММ.ГГГГ № №, согласно которым ООО «Газпром Межрегионгаз Астрахань» обязалось осуществлять поставку природного газа, а МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» принимать и оплачивать его своевременно и в полном объеме. Исполнение обязательств по оплате поставляемого газа надлежащим образом МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» исполнены не были.
Из-за ненадлежащего выполнения договорных обязанностей по оплате потребленного газа у МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» образовалась задолженность за период с мая 2021 года по апрель 2022 года в размере <данные изъяты> рублей.
Уведомления ООО «Газпром Межрегионгаз Астрахань» об имеющейся задолженности и ограничении поставки газа МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» проигнорированы. В нарушение норм Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № и договоров поставки газа, МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» не предприняло надлежащих мер по самостоятельному прекращению отбора природного газа, а также не погасило образовавшуюся задолженность.
В связи с этим ООО «Газпром Межрегионгаз Астрахань» просило привлечь МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» к ответственности по части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ДД.ММ.ГГГГ административным органом - Нижне-Волжским управлением Ростехнадзора в отношении МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» составлен протокол об административном правонарушении по части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с указанием на нарушение юридическим лицом подпункта «е» пункта 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №
Как следует из оспариваемого постановления главного государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса, подъемными сооружениями и котлонадзору по Астраханской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ № № МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Трусовского районного суда г. Астрахани ДД.ММ.ГГГГ постановление должностного лица оставлено без изменения.
Признавая муниципальное управление виновным в совершении вмененного административного правонарушения, должностное лицо пришло к выводу о том, что МУП г. Астрахани «Коммунэнерго», имея задолженность по оплате потребленного газа перед поставщиком, не выполнило мероприятий предусмотренных подпункта «е» пунктом 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №
Однако согласиться с данными выводами нельзя, ввиду следующего.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Согласно требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат выяснению обстоятельства по делу об административном правонарушении.
Согласно пункту 2 статьи 546 Гражданского кодекса Российской Федерации прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом - юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.
К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства (пункт 2 статьи 548 ГК РФ).
В силу абзаца шестого статьи 25 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № «О газоснабжении в Российской Федерации» при несоблюдении потребителями газа условий договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 34 Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № (далее - Правила № №), Поставщик имеет право уменьшить или полностью прекратить поставку газа покупателям (но не ниже брони газопотребления) в случае неоднократного нарушения сроков оплаты за поставленный газ и (или) за его транспортировку, за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Решение о прекращении поставки газа действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для принятия такого решения.
Как предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа» основанием для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев (подпункт «е» пункта 2); основанием для частичного ограничения подачи (поставки) и отбора газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 2 раз в течение 12 месяцев (подпункт «г» пункта 3).
Согласно пункту 8 Правил № № поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа. В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.
В силу пункта 7 Правил № № полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.
Потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.
В силу пункта 2 Приложения к Правилам организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов, - в отношении этих объектов, относятся к категории потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям.
Из материала дела следует, что между ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" (поставщик) и истцом МУП г. Астрахань "Коммунэнерго" (покупатель) заключены договоры поставки газа N № от ДД.ММ.ГГГГ г. и № от ДД.ММ.ГГГГ согласно которым ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" приняло на себя обязательства осуществлять поставку МУП г.Астрахань "Коммунэнерго" газа, а МУП г. Астрахань "Коммунэнерго" - принимать и оплачивать газ, прием-передача газа оформляется сторонами путем подписания актов приема-передачи газа за отчетный период.
Согласно пункту 2.1.3 договоров определены объекты потребления газа покупателя: котельные, расположенные на территории городского округа г. Астрахань, расчеты за поставляемый газ, транспортировку газа и снабженческо-сбытовые услуги производятся покупателем ежемесячно, не позднее 18-го числа месяца, следующего за отчетным.
Как установлено судом, у МУП г. Астрахань "Коммунэнерго" перед ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" образовался долг по оплате потребленного газа.
ДД.ММ.ГГГГ. ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" направило в адрес МУП г. Астрахань "Коммунэнерго" уведомление N исх-№ о необходимости привести объемы газа, потребляемые истцом, в соответствии с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ ООО "Газпром межрегионгаз Астрахань" направило в адрес МУП г. Астрахань "Коммунэнерго" повторное уведомление N исх-№ об ограничении подачи (поставки) газа на спорные котельные до уровня объема, равного <данные изъяты> тыс. куб. м на июнь 2022 г., начиная с 8-00 час. ДД.ММ.ГГГГ г.
Как предусмотрено пунктом 3.3. заключенных сторонами договоров, поставщик имеет право ограничить и /или полностью прекратить поставку газа покупателю в соответствии с п. 34 Правил поставки газа (по факту неисполнения либо ненадлежащего исполнения покупателем денежных обязательств перед поставщиком более трех раз в течение 12 месяцев, предусмотренных договорами). Решение об ограничении или прекращении поставки газа принимается поставщиком в одностороннем порядке в соответствии с действующим законодательством и действует до устранения обстоятельств, явившихся основанием для его принятия. Поставщик направляет покупателю письменное уведомление об изменении режима газоснабжения.
В судебном заседании установлено, что МУП г. Астрахань "Коммунэнерго" является исполнителем коммунальных услуг г. Астрахани, осуществляющее эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и теплоснабжения населенных пунктов, в связи с чем согласно пункту 2 Приложения к Правилам N1245, МУП г. Астрахань "Коммунэнерго" относится к потребителям, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям как организация.
Также в суде установлено, что к сетям МУП г. Астрахань "Коммунэнерго" подключены абоненты, не имеющие задолженности.
Согласно пункту 10 Правил N №, ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 Правил N №, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов, осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11 - 13 Правил.
Согласно указанным пунктам потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.
Исполнение указанной обязанности, может осуществляться потребителем путем:
а) полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности;
в) предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте "б" настоящего пункта.
В случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте "в" пункта 12 Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).
В судебном заседании защитник привлекаемого к административной ответственности лица указало на то, что в силу технологических причин МУП г.Астрахани «Коммунэнерго» не могло выполнить требование об ограничении потребления газа, поскольку техническая возможность отключения у него отсутствовала, а прекращение (ограничение) поставки газа всем потребителям привело бы к нарушению прав добросовестных абонентов.
Таким образом, отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать ограничению или прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов. Действия газоснабжающей организации по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.
Согласно пункту 121 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N №, ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил (возникновения или угрозы возникновения аварийной ситуации в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения, по которым осуществляются ресурсоснабжение, возникновение стихийных бедствий и (или) чрезвычайных ситуаций, а также при необходимости их локализации и устранения последствий; получение исполнителем предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль и надзор за соответствием внутридомовых инженерных систем и внутриквартирного оборудования установленным требованиям; проведение планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем).
С учетом изложенного, при рассмотрении вопроса о привлечении к административной ответственности по части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностные лица и суды не вправе ограничиваться формальным подтверждением того, что организация-потребитель не обращалась в ресурсоснабжающие организации для заключения соглашений о необходимых для обеспечения абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы, объемах этих ресурсов, учитывая, что взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права таких абонентов, и должны выяснять, какие меры могли быть предприняты либо предпринимались ресурсоснабжающей организацией для заключения необходимых соглашений с организацией-потребителем в целях защиты интересов соответствующих потребителей независимо от того, имелась ли у таких ресурсоснабжающих организаций информация о таких потребителях.
Поскольку МУП г. Астрахань "Коммунэнерго" является исполнителем коммунальных услуг, использует газ в целях оказания таких услуг населению, а также для социально значимых объектов, руководствуясь положениями статьи 40 Конституции Российской Федерации, с учетом положений пункта 96 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N №, подпункта "в" пункта 119 Правил N №, исходя из того, что исполнитель коммунальной услуги не вправе ограничить или приостановить предоставление услуги по отоплению (или горячему водоснабжению) и вышеуказанное необходимо учитывать при реализации процедуры полного или частичного ограничения подачи газа поставщиком газа в отношении потребителя, являющегося одновременно теплоснабжающей организацией, с учетом вышеизложенного в совокупности, прихожу к выводу, что в действиях МУП г.Астрахань "Коммунэнерго" отсутствует состав административного правонарушения.
В силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является одним из обстоятельств, при которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При таких обстоятельствах постановление главного государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса, подъемными сооружениями и котлонадзору по Астраханской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора отдела по общепромышленному надзору и надзору за объектами нефтегазового комплекса, подъемными сооружениями и котлонадзору по Астраханской области Нижне-Волжского управления Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ и решение судьи Трусовского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Производство по делу об административном правонарушении по части 7 статьи 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении МУП г. Астрахани «Коммунэнерго» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья М.В. Обносова