66RS0007-01-2021-009677-70
гражданское дело № 2-1137/2022 (2-7317/2021)
решение в окончательной форме изготовлено 03 марта 2022 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 24 февраля 2022 года
Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Масловой О.В. при секретаре Шестовских А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рублева ФИО12 к ТОИОГВ Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности поставить на учет, выделении денежных средств, приобретении жилого помещения,
установил:
истец обратился с указанными требованиями, просил возложить обязанность на территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25 (далее также ТОИОГВ СО – УСП МСП СО № 25) обязанность поставить истца на учет как нуждающегося в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения как лица, оставшегося без попечения родителей; на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (далее также МСиРИ СО) – выделить за счет областного бюджета денежные средства государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» (далее также ГКУ СО «ФЖС») для приобретения жилого помещения истцу; на ГКУ СО «ФЖС» – приобрести после получения бюджетных средств от МСиРИ СО жилое помещение на территории г. Екатеринбурга не менее учетной нормы предоставления и передать его истцу Рублеву С.В. в пользование по договору найма специализированного жилого помещения.
Истец Рублев С.В. в судебное заседание не явился, представителя не направил, извещен о дне слушания дела.
Представитель ответчика МСиРИ СО Рогова О.С., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, представила письменный отзыв.
Ответчики ТОИОГВ СО – УСП МСП СО № 25, ГКУ СО «ФЖС» представителей в судебное заседание не направили, извещены о дне слушания дела, направили письменные возражения, в которых в удовлетворении исковых требований просили отказать. ГКУ СО «ФЖС» дело просило рассмотреть в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информация о времени и месте рассмотрения дела была заблаговременно размещена
на Интернет-сайте Чкаловского районного суда г. Екатеринбурга.
Судом с учетом мнения сторон, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), определено рассмотреть дело при установленной явке участников процесса.
Суд, заслушав мнение явившихся в судебное заседание участников процесса, исследовав и оценив материалы дела, находит исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что родителями Рублева С.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются ФИО5 и ФИО6 (л.д.17).
ФИО5 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 18).
ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 19).
ФИО2 находился в ГОУ СО «Березовская школа-интернат», за ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> (л.л. 34 оборот).
Рублеву С.В. о праве состоять на учете в целях предоставления жилого помещения специализированного жилого фонда стало известно не позднее 2013 года, что следует из письма Уполномоченного по правам человека в Свердловской области, представленного в материалы дела непосредственно самим истцом (л.д. 12).
Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 указанного Закона).
Обязанность по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 названной нормы, возложена на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 2 Закона Свердловской области от 20.02.2006 № 3-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования» дети-сироты и дети, достигшие возраста 14 лет, и лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежат учету для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.
С 01.01.2008 Указом Губернатора Свердловской области от 05.12.2007 №1250-УГ на территориальные отраслевые исполнительные органы государственной власти Свердловской области - Управления социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения Свердловской области были возложены полномочия по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству на территории Свердловской области.
Как следует из разъяснений, содержащихся в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.11.2013, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому судам надлежит выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Аналогичные разъяснения содержатся в п. 3 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2020, в соответствии с которыми при разрешении судами споров, связанных с возложением обязанности на уполномоченный орган включить в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, которые имели право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями по договору социального найма, однако в установленном порядке не были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до достижения ими возраста 23 лет, необходимо установить причины, по которым указанные лица не были поставлены на такой учет.
К уважительным причинам несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, исходя из обязанностей опекунов и попечителей по защите личных и имущественных прав и интересов этих лиц, могут быть отнесены как ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав указанных детей в тот период, когда они были несовершеннолетними, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых они обучались и (или) воспитывались, так и иные обстоятельства, объективно препятствующие детям-сиротам обратиться с заявлением о принятии их на соответствующий жилищный учет.
Доказательств обращения истца в ТОИОГВ СО – УСП МСП СО № 25 с какими-либо заявлениями о включении в список материалы дела не содержат.
Истец достиг совершеннолетия 24.12.2011.
При этом органы опеки и попечительства по достижении Рублевым С.В. совершеннолетия утратили возможность осуществления какого-либо контроля за его имуществом.
За Рублевым С.В. и его сестрой было сохранено жилое помещение, пригодное для проживания, правовых оснований у органов опеки и попечительства для включения его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, подлежащих обеспечением жилым помещением из специализированного жилищного фонда, не имелось, поскольку на каждого приходилось более учетной нормы жилого помещения, предусмотренной действующим законодательством для данного региона.
Кроме того, о наличии права состоять на учете истцу известно с 2013 года, однако в суд он обратился только 21.12.2021.
Истцом не представлено уважительных причин пропуска срока для обращения за защитой своих прав на получение дополнительных мер социальной поддержки, предоставление которых носит заявительный характер, возможно лишь при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что истец без уважительных причин длительное время не обращался с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем оснований для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не имеется.
Поскольку истцу отказано во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, не имеется оснований для удовлетворения производных от него требований о возложении обязанности выделить денежные средства и приобрести жилое помещение.
Кроме того, данные требования не подлежат удовлетворению и по существу.
В соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Таким образом, судебной защите подлежат только нарушенные или оспариваемые права.
Порядок приобретения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определен постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет».
Из указанных правовых норм следует, что жилые помещения детям-сиротам должны быть приобретены за счет средств, предусмотренных на указанные цели законом о бюджете субъекта на соответствующий финансовый год, объем которых рассчитан на основании закона.
Каких-либо норм, отменяющих или изменяющих механизм финансирования субъектами Российской Федерации и осуществления субъектом государственных полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам специализированного найма, либо возлагающий дополнительную обязанность на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, действующее законодательство не содержит, от ответчиков МСиРИ СО и ГКУ СО «ФЖС» не поступал отказ от выделения денежных средств, приобретения жилого помещения, что исключает правовые основания для удовлетворения заявленных требований к указанным ответчикам, обращение в суд с указанными требованиями является преждевременным.
В удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, судебные расходы относятся на истца по правилам ст. 98 ГПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Рублева ФИО13 к ТОИОГВ Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 25, Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о возложении обязанности поставить на учет, выделении денежных средств, приобретении жилого помещения оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чкаловский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья О.В.Маслова