Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-5823/2019 от 23.04.2019

Судья: Болочагин В.Ю. адм.дело №33а-5823/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 мая 2019 года                      

г.Самара

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе: председательствующего:     Шилова А.Е.,

судей:                     Клюева С.Б., Ефремовой Л.Н.,

при секретаре:                 Ивановой О.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г.Самары от 05.03.2019, которым постановлено:

«Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Коврова М.Ю. предписание Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара от 29.10.2018 г. №10-18-582/1 об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Клюева С.Б., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ковров М.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара №10-18-582/1 от 29.10.2018 об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды. В соответствии с данным предписанием Ковров М.Ю. обязан ликвидировать строительные отходы между участками - на <адрес> на грунтовой дороге. Указанное предписание административный истец считает незаконным, так как отсутствуют доказательства принадлежности истцу строительных отходов. Кроме этого в предписании указан срок исполнения 01.06.2018, что исключает возможность его исполнения.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на то, что предписание выдано правомерно, в целях исключения опасности для окружающей среды, вина Коврова М.Ю. в размещении отходов установлена в рамках дела об административном правонарушении, описка в сроке исполнения предписания исправлена в порядке ст. 29.12.1 КоАП РФ.

Лица, участвующие в деле в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне слушания надлежаще извещены, в связи с чем на основании ст.150, ст.307 КАС РФ дело рассмотрено в их отсутствие.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного постановления в соответствии с п. 1 ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия не находит оснований для его отмены.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

На основании ч. 1 ст. 2 Закона Самарской области от 06.04.2010 N 36-ГД "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере охраны окружающей среды" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по осуществлению регионального государственного экологического надзора на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории соответствующего муниципального образования и не подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в том числе в сфере обращения с отходами.

В целях обеспечения выполнения отдельных государственных полномочий органы местного самоуправления наделяются правом утверждать перечни должностных лиц, осуществляющих региональный государственный экологический надзор. Указанные должностные лица имеют право, в том числе выдавать юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения вреда растениям, животным, окружающей среде, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований (часть 2 статьи 2 Закона Самарской области).

В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара от 19.04.2011 N 273 "Об утверждении Положения об осуществлении отдельных государственных полномочий в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа Самара" отдельные государственные полномочия в сфере охраны окружающей среды на территории городского округа Самара от имени муниципального образования осуществляются Администрацией городского округа Самара в лице отраслевого (функционального) органа - Департамента городского хозяйства и экологии Администрации городского округа Самара.

Судом установлено и следует из материалов дела, что по заданию руководителя Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара от 16.07.2018 в связи с представлением об устранении нарушений федерального законодательства от 11.09.2018 №15-2018 Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры главным специалистом отдела экологического надзора управления охраны окружающей среды Департамента Дунаевой Е.В. проведено контрольное мероприятие по факту сброса отходов производства и потребления на <адрес>

Из акта по результатам проведения мероприятия по контролю №09-18-582/1 от 18.09.2018 следует, что в ходе осмотра территории <адрес> установлено наличие строительных отходов между дачными участками на грунтовой дороге, а также на земельных участках за дорогой. Отходы представляют собой бой строительного кирпича, лом асфальтовых и асфальтобетонных покрытий, бортовых камней, щебень, расположены кучами 3-4 м в диаметре и 1,5 м в высоту.

29.10.2018 вышеназванным должностным лицом в отношении Коврова М.Ю. вынесено предписание №10-18-582/1 об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, которым предписано провести действия по ликвидации отходов, указанных в акте №09-18-582/1 от 18.09.2018.

Срок исполнения предписания установлен до 01.06.2018.

Из материалов дела также следует, что постановлением судьи Ленинского районного суда г. Самары от 10.12.2018 по делу об административном правонарушении №5-303/2018, оставленным без изменения решением судьи Самарского областного суда от 17.01.2019, Ковров М.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей. В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении признано установленным, что Ковров М.Ю., владелец дачного участка , осуществил отсыпку проезда и складирование отходов производства и потребления на <адрес>, непосредственно на почву между дачными участками , на дорогу, а также на земельные участки вне границ полосы отвода дороги, а именно, на растительный покров вдоль ограждений участков.

Разрешая спор, руководствуясь приведенными выше нормативными правовыми актами, регулирующими спорные правоотношения, и положениями ч. 3 ст. 64 КАС РФ, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, процедура принятия решения соблюдена, предписание выдано в отношении надлежащего лица, осуществившего складирование отходов, что установлено преюдициальным судебным актом.

Удовлетворяя заявленные требования и признавая предписание незаконным, суд исходил из того, что оно является неисполнимым, поскольку установленный срок исполнения – до 1.06.2018 – истёк до вынесения предписания.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют материалам дела и основаны на правильном применении действующего законодательства.

В силу положений пунктов 2, 8, 9 статьи 18 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при применении к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям мер государственного принуждения, направленных на устранение выявленных нарушений обязательных требований, должностные лица органов государственного контроля (надзора) обязаны соблюдать права и законные интересы проверенного лица, не допускать их необоснованного ограничения и обосновывать свои действия.

Невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), является основанием для привлечения граждан и юридических лиц к административной ответственности (ст. 19.5 КоАП РФ).

Следовательно, предписание органа, осуществляющего государственный надзор, должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо (индивидуального предпринимателя, гражданина) может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона. При этом в предписании должны быть указаны законные и обоснованные меры для их устранения, данные меры должны быть реальными и исполнимыми.

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Поскольку в силу допущенной технической ошибки в части указания срока исполнения оспариваемое предписание требованиям исполнимости не отвечает, выводы суда о незаконности предписания являются правильными.

Доводы апелляционной жалобы об исправлении опечатки (описки) в предписании определением 18.01.2019 не ставят под сомнение правильность выводов суда по существу рассмотренного заявления, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, с которой судебная коллегия согласна. Отклоняя данные доводы, суд обоснованно исходил из того, что определение об исправлении описки от 18.01.2019 вынесено со ссылкой на ст.29.12.1 КоАП РФ в рамках дела об административном правонарушении в отношении Коврова М.Ю. по ст.8.2 КоАП РФ, т.е. является процессуальным документом по делу об административном правонарушении, тогда как предписание от 29.10.2018 №10-18-582/1 таким актом не является и изменения в него не могут вноситься установленным ст.29.12.1 КоАП РФ способом.

Доводы апелляционной жалобы выводы суда не опровергают, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной ответчиком в суде первой инстанции, являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда.

Все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения и предусмотренных статьей 310 КАС РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Самары от 05.03.2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара - без удовлетворения.

Определение судебной коллегии вступает в законную силу в день принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий

Судьи

33а-5823/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ковров М.Ю.
Ответчики
Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
23.04.2019Передача дела судье
14.05.2019Судебное заседание
22.05.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее