Магарамкентский районный суд РД
№ дела 12-58/23
судья Исмаилов И.Н.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
РЕШЕНИЕ
от 21 ноября 2023 года, по делу №, г. Махачкала
Судья Верховного Суда Республики Дагестан ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Каспий Транс» ФИО3 на решение судьи Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении ООО «Каспий Транс»,
установила:
постановлением заместителя начальника Дагестанской таможни ФИО2 от <дата> № юридическое лицо ООО «Каспий Транс» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
Решением судьи Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от <дата> названное постановление должностного лица от <дата> оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения.
По жалобе защитника ООО «Каспий Транс» ФИО3 решением судьи Верховного Суда Республики Дагестан от <дата> названное решение судьи Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от <дата> отменено, с направлением дела на новое рассмотрение в тот же суд.
При новом рассмотрении решением судьи Магарамкентского районного суда Республики Дагестан от <дата> названное постановление должностного лица от <дата> оставлено без изменения, а жалоба – без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд РД, защитник ООО «Каспий Транс» ФИО3 ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу постановлений, приводя доводы об их незаконности. В частности, указывается о незаконности привлечения к административной ответственности.
Дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие законного представителя и защитника ООО «Каспий Транс», извещенных о месте и времени судебного заседания апелляционной инстанции.
Представитель Дагестанской таможни ФИО4 поддержала возражения.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, суд, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья, вышестоящее должностное лицо не связаны с доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела об административном правонарушении по ст. 30.6 КоАП РФ, прихожу к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административных правонарушениях являются всестороннее, полное объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Положения данной статьи относительно соблюдения принципа законности при разрешении настоящего дела не соблюдены, поскольку судьей районного суда не приняты во внимание следующее.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный КоАП РФ, подразумевает обязательное создание условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ).
В силу частей 1, 2 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. Извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" в целях соблюдения установленных статьей 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату).
По смыслу указанных норм, создание условий, необходимых для реализации права на защиту при рассмотрении дела об административном правонарушении, предполагает обязанность суда известить лиц участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела и предоставить им возможность участвовать в судебном заседании.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении судья выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины неявки участников производства по делу и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Таким образом, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, должно быть надлежащим образом извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.
Однако указанные требования действующего административного законодательства судом первой инстанции при рассмотрении дела оставлены без внимания.
Как следует из материалов дела, судебное заседание о времени и месте рассмотрения поданной защитником ООО «Каспий Транс» ФИО3 жалобы было назначено на <дата> (л.д. 211).
Определением судьи районного суда от <дата> судебное заседание от <дата> отложено на <дата> (л.д. 217).
Лицам, участвующим в деле, направлено судебное извещение от <дата> о месте и времени судебного заседания на <дата> (л.д. 218).
Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 36878071209548, судебное извещение о месте и времени судебного заседания на <дата> в адрес законного представителя ООО «Каспий Транс» возвращено в адрес отправителя с отметкой об истечении срока хранения <дата>, то есть после проведенного судебного заседания (л.д.221). Защитник ФИО3 получил судебное извещение в день рассмотрения дела судом – <дата> ( л.д. 220).
Такое извещение лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о судебном заседании надлежащим признать нельзя.
Между тем, приведенные выше данные судья районного суда полагал доказательством надлежащего извещения ООО «Каспий Транс» о месте и времени судебного заседания от <дата>
Иных доказательств надлежащего извещения ООО «Каспий Транс» о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении судьёй районного суда, материалы дела не содержат.
По ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок извещения ООО «Каспий Транс» о месте и времени судебного заседания был нарушен, что повлекло нарушение его права на защиту при рассмотрении судом дела об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах, в силу п. 4 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ решение судьи от <дата> подлежит отмене, а дело возвращению в тот же районный суд на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела суду надлежит устранить допущенное нарушение закона, исследовать обстоятельства по делу в полном объеме, принять по делу законное и обоснованное решение.
В связи с отменой решения судьи по безусловным основаниям, доводы настоящей жалобы о незаконности привлечения к административной ответственности, подлежат рассмотрению и правовой оценке при новом рассмотрении судом первой инстанции, в том числе с учетом положений Федерального закона от <дата> № 161-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Также следует дать правовую оценку наличия решения и.о. начальника Дагестанской таможни от <дата> по делу №, согласно которому по протесту Махачкалинского транспортного прокурора от <дата> обжалуемое постановлением заместителя начальника Дагестанской таможни ФИО2 от <дата> № изменено в части назначенного ООО «Каспий Транс» административного наказания в виде административного штрафа на административное наказание в виде предупреждения.
Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, судья
решила:
жалобу защитника ООО «Каспий Транс» ФИО3 удовлетворить частично.
Решение судьи Магарамкентского районного суда РД от <дата> отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.12.21.1 КоАП РФ, в отношении ООО «Каспий Транс», направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан ФИО5