91RS0002-01-2023-006155-26
Дело 2-3861/2023
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21.09.2023 г. город Симферополь
Киевский районный суд города Симферополя в составе:
председательствующего судьи – Сериковой В.А.,
при секретаре – Докаеве И.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым к Лахину Олегу Александровичу об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым обратилось в суд с требованием обязать Лахина О.А. в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу своими силами и за свой счет ликвидировать место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, расположенного на территории земельного участка расположенного по адресу: <адрес>
Заявленные требования мотивированы тем, что в адрес Министерства из ОМВД России по Симферопольскому району поступили материалы дела об административном правонарушении в отношении Лахина О.А. по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. B результате рассмотрения протокола об административном правонарушении установлено, что сотрудником ОМВД России по <адрес> в ходе проведения обследования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> установлено, что Лахин О.А. на личном автомобиле марки осуществлял несанкционированное складирование отходов и потребления декоративного камня на необорудованной площадке. По результатам проведенного административного расследования согласно постановлению о назначении административного наказания Лахин O.A. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ. Вместе с тем, сотрудником Министерства гражданину Лахину О.А. направлена претензия на побуждение совершить определенные действия, с требованием привести земельный участок, в состояние пригодное для использования, путем проведения мероприятий по вывозу отходов несанкционированного места складирования отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке. Ответ на указанную претензию в адрес Министерства не поступил. Непринятие гражданином Лахиным O.A. по устранению вышеуказанного нарушения требований природоохранного законодательства влечет к нарушению конституционных прав граждан на благоприятную окружающую природную среду.
Стороны в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 117, 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о данном судебном заседании.
Исследовав материалы дела, заслушав явившихся лиц, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствий с частью 1 статьи 11 Федерального закона от- 10.01.2002 № 7-Ф3 «Об охране окружающей среды», каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно основным понятиям, используемых в статье 1 Федерального закона об охране окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
В соответствии с требованиями статьи 3 Федерального закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
Размещение бытовых и производственных отходов в нарушения требований природоохранного законодательства, в том числе на территориях, не оборудованных для данных целей, может повлечь возникновение инфекционных заболеваний, размножение паразитных животных и насекомых, являющихся разносчиками опасных болезней, оказать негативное влияние на состояние окружающей природной среды и благополучие человека, привести к загрязнению земли или почвы. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды является основным принципом земельного законодательства, закрепленного статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации, и, согласно статьи 12, данного кодекса, направлен на предотвращение и ликвидацию загрязнения; истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, обеспечение рационального использования земель и т.д.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В свою очередь, согласно статье 51 Федерального закона об охране окружающей среды отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-Ф3 «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующим требованиям законодательства в области эпидемиологического благополучия санитарно- населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве экологии и природных ресурсов Республики Крым, утвержденному постановлением Совета министров Республики Крым от 24.06.2014 № 136, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым является исполнительным органом государственной власти Республики Крым, проводящим государственную политику и осуществляющим функции по нормативно-правому регулированию, контролю и надзору в сфере экологии и природопользования, отраслевое и межотраслевое управление в сфере экологии и природопользования, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом, которое находится в его ведении, а также координирующим в установленных случаях деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Республики Крым.
Из материалов дела об административном правонарушении в отношении Лахина О.А. следует, что ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства из ОМВД России по Симферопольскому району потупили материалы дела об административном правонарушении в отношении Лахина О.А. по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
В результате рассмотрения протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что в 17 часов 10 минут ДД.ММ.ГГГГ сотрудником ОМВД России по Симферопольскому району в ходе проведения обследования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> установлено, что Лахин О.А. на личном автомобиле марки <данные изъяты>, государственный номер № осуществлял несанкционированное складирование отходов и потребления декоративного камня на необорудованной площадке (географические координаты: №
По результатам проведенного административного расследования согласно постановлению о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №.1-20 Лахин О.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, и ему назначен штраф в размере 2100 рублей. Штраф Лахиным О.А. оплачен в полном объеме.
Вместе с тем, Министерством гражданину Лахину О.А. направлена ДД.ММ.ГГГГ претензия №.1-15 на побуждение совершить определенные действия, с требованием привести земельный участок, в состояние пригодное для использования, путем проведения мероприятий по вывозу отходов с несанкционированного места складирования отходов производства и потребления, расположенного на земельном участке.
Ответ на указанную претензию в адрес Министерства не поступил.
Министерство обратилось в суд с настоящим иском.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита нарушенных прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Согласно ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов 1 государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
При таких обстоятельствах, рассмотрев всесторонне, полно и объективно заявленные требования, выяснив действительные обстоятельства дела, проанализировав имеющиеся в материалах дела доказательств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Министерства.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым – удовлетворить.
Обязать Лахина Олега Александровича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу своими силами и за свой счет ликвидировать место несанкционированного размещения отходов производства и потребления, расположенного на территории земельного участка расположенного по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Крым через Киевский районный суд города Симферополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Серикова
Решение в окончательной форме изготовлено и подписано 28.09.2023 г.