№ 2-105/2021
26RS0031-01-2020-002836-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Зеленокумск 23 марта 2021 года
Советский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Белоусовой Е.В.
при секретаре Дакука А.И.
с участием истца Алферовой Е.В.
представителя ответчика УТСЗН АСГО Хижняк О.С., доверенность от 30.03.2020
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Алферовой Е. к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа <адрес> об оспаривании решения об отказе в назначении и выплате пособия на ребенка в возрасте от трех до семи лет,
установил:
Алферова Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа Ставропольского края ( далее по тексту, -УТСЗН администрации СГО СК), в котором просит признать решение УТСЗН об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты не соответствующим обстоятельствам дела, не основанным на законах.
Впоследствии истец дополнила исковые требования и просит обязать ответчика назначить и выплатить пособие на двоих детей в возрасте с трех до семи лет включительно за 2020 год, подачу заявления на назначение ежемесячной выплаты в очередном календарном году определить на ДД.ММ.ГГГГ.
Свои требования Алферова Е.В. обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением на получение ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до сем лет, но был получен отказ, в связи с превышением среднедушевого дохода семьи величины прожиточного минимума на душу населения в <адрес>, в соответствии с ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 134-ФЗ " О прожиточном минимуме в Российской Федерации", за 2-й квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты, в соответствии с п.п.4 п.20 Порядка и условий назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3-х до 7-ми лет включительно в <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> выяснилось, в расчете среднедушевого дохода были учтены доходы, сведения о которых были получены по справке 3-НДФЛ за 2019 год, где указано, что доход от продажи составил <данные изъяты>. Эти доходы ею были получены в срок до ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается договором купли-продажи недвижимости. В соответствии с п.13 "Порядка, размер среднедушевого дохода семьи заявителя для назначения ежемесячной выплаты исчисляется исходя из суммы доходов всех членов семьи заявителя за последние 12 календарных, предшествующих календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На момент подачи заявления она находилась в отпуске по уходу за ребенком до 3-х лет, муж состоял на учете в службе занятости населения в статусе безработного. Без учета дохода от продажи недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, доход семьи в расчетный период, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был ниже величины прожиточного минимума за 2-й квартал 2019 года. Поскольку Соцзащита учитывает только данные из справки 3-НДФЛ и не запрашивает данные о проведенных сделках из Росреестра, то граждане продавшие свое имущество в расчетный период и не задекларировавшие свои доходы в соответствии с налоговым законодательством, могут претендовать на получение пособий, в случае не превышения установленной суммы по другим доходам, что противоречит Приложению № к Порядку.
В судебном заседании истец Алферова Е.В. исковые требования, а также уточненные исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении, поддержала и просила суд их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика УТСЗН ФИО1 О.С. по доверенности в судебном заседании исковые требования Алферовой Е.В. не признала, просила в удовлетворении требований отказать по тем основаниям, что Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № " О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" установлена ежемесячная выплата, которая выплачивается во всех субъектах Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 31.03.2020 № 384 утверждены основные требования к порядку и условиям предоставления ежемесячной выплаты. На территории Ставропольского края данная мера установлена Законом от 09.04.2020 № 49-кз и постановлением Правительства Ставропольского края от 22.04.2020 № 197-п. В соответствии со ст.2 Закона №49-кз ежемесячная выплата назначается и выплачивается одному из родителей, имеющему гражданство Российской Федерации, проживающему совместно с ребенком, на территории Ставропольского края, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Ставропольском крае. Размер ежемесячной выплаты в 2020 году составлял <данные изъяты> рублей. В соответствии с п.13 Порядка и условий, размер среднедушевого дохода семьи заявителя для назначения ежемесячной выплаты исчисляется исходя из суммы доходов всех членом семьи за последние 12 календарных месяцев ( в том числе в случае представления сведений о доходах семьи заявителя за период не менее 12 календарных месяцев) предшествующих 6-ти календарным месяцам перед месяцем подачи заявления, путем деления 1/12 суммы доходов всех членов семьи заявителя за расчетный период на число членов семьи заявителя. В доход семьи при исчислении размера среднедушевого дохода семьи включаются доходы от трудовой деятельности, от продажи имущества, а также пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты. Доходы каждого члена семьи заявителя учитываются до вычета налогов в соответствии с законодательством РФ. Не учитываются в 2020 году доходы от трудовой деятельности заявителя, членов семьи признанного на день подачи заявления безработным, а также суммы ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого и второго ребенка, произведенные за прошлые периоды, единовременная материальная помощь, выплачиваемая в связи со стихийным бедствием. ДД.ММ.ГГГГ Алферовой Е.В. было подано заявление для предоставления государственной услуги в виде ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3-х до 7-ми лет. Управлением соцзащиты были сделаны запросы о доходах заявителя и членов ее семьи в соответствии с п.16 Порядка. Согласно полученным ответам из ФНС, а именно сведений 3-НДФЛ за отчетный налоговый период -2019 представлена была именно в форме указания отчета общего дохода полностью за год без разбивки по месяцам и данная форма не устанавливается УТСЗН, в связи с чем не может являться ошибкой специалистов. В заявлении Алферова Е.В. ссылается на то, что подтверждением получения денежных средств от продажи недвижимости имущества в срок до ДД.ММ.ГГГГ является договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, однако из договора усматривается, что денежные средства могли поступить на счета продавцов и именно ДД.ММ.ГГГГ, так как по условиям договора эта дата являлась контрольной для взаиморасчетов, в связи с чем не может являться прямым доказательством получения дохода до ДД.ММ.ГГГГ. Алферова Е.В., кроме договора купли-продажи не прилагает документов, подтверждающих факт зачисления денежных средств на ее счета до ДД.ММ.ГГГГ. Доход, полученный истцом от продажи имущества, хотя и был перечислен фактически на счет истца в феврале 2019 года, не является ежемесячной выплатой, которая прекратилась с ДД.ММ.ГГГГ, а является доходом семьи полученным именно в 2019 году. Истцом не представлены доказательства, что полученные денежные средства от продажи недвижимого имущества были ею использованы до ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ не являлись её доходом. Кроме того истцом представлена выписка о состоянии вклада только за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что лишает возможности достоверно установить факт поступлений или отсутствия поступлений на указанный счет после ДД.ММ.ГГГГ. Счет истца является сберегательным и предполагает получение истцом процентов по вкладу, информация о получении которых также не представлена. Требование истца об определении даты подачи ею заявления о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в очередном календарном году ДД.ММ.ГГГГ, при любом принятии судом решения - отказе в иске, либо частичном удовлетворении, удовлетворении иска, для истца не влечет никаких правовых ограничений для последующего обращения в УТСЗН за назначением указанной меры социальной поддержки в любой удобный для нее период. Считает решение УТСЗ об отказе Алферовой Е.В. в выплате ежемесячной денежной выплаты на ребенка от трех до семи лет, законным и принятым в соответствии с действующим законодательством, просит отказать Алферовой Е.В. в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Заслушав доводы истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что согласно свидетельству о заключении брака серии I-ДН №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, АП.А. и У.Е. заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, после заключения брака жене присвоена фамилия ФИО16.
ФИО6 свидетельству о рождении серии 111-АН №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, А.В., родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителями являются: отец Алферов В.Г., мать Алферова Е.В.
Согласно свидетельству о рождении серии 1V-АН №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, А.М., родилась ДД.ММ.ГГГГ, её родителями являются: отец Алферов В.Г., мать Алферова Е.В.
Свидетельствами № и № о регистрации по месту жительства от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается регистрация несовершеннолетних ФИО4 и ФИО5 по месту жительства по адресу: <адрес>.
Конституцией Российской Федерации гарантируется в Российской Федерации государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства путем установления государственных пенсий, пособий и каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7, часть 1 статьи 39).
Согласно ст. 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, а именно: социальная поддержка граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также малоимущих граждан, осуществляются указанными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Из норм названного законодательства следует, что субъект Российской Федерации вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие меры социальной поддержки и определяющие основания, порядок, размер и условия их предоставления.
Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года №1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года.
В соответствии с указанной Концепцией решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя создание механизма оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами.
Для решения задач, поставленных в настоящей Концепции, предусматривается обеспечить последовательное и стабильное увеличение расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения.
Источниками финансирования расходов на государственную поддержку семей с детьми и охрану здоровья населения являются федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований, средства государственных внебюджетных фондов, коммерческих и общественных организаций, благотворительных фондов и иные внебюджетные средства.
Согласно Указу Президента РФ N 199 от 20 марта 2020 года "О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей" ежемесячная с ДД.ММ.ГГГГ установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее - ежемесячная выплата), предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной выплаты, примерный перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 384 "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" (далее - сведения), запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся. Срок подготовки и направления ответа на межведомственный запрос не может превышать 5 рабочих дней со дня поступления межведомственного запроса в орган и (или) организацию.
В силу пункта 5 Основных требований, Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ, до достижения ребенком возраста 8 лет.
Согласно пункту 3 Указа Президента РФ N 199 от 20 марта 2020 года "О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей", ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
В силу статьи 22 Основных требований, среднедушевой доход семьи для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих 6 календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Такой порядок назначения и выплаты ежемесячной денежной выплаты установлен постановлением Губернатора Ставропольского края от 09.04.2020 и постановлением Правительства Ставропольского края №197 -п от 22.04.2020
В силу ст. 12 Закона ежемесячная выплата предоставляется в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в Ставропольском крае в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Согласно разъяснениям Министерства труда и социальной защиты населения Ставропольского края от 27.05.2020 № 7630-05 следует, что в целях проверки права семьи на ежемесячную выплату необходимо производить межведомственные запросы в отношении заявителя, иного законного представителя и их супругов (при наличии) в том числе в ФНС (о наличии (отсутствии) ИНН физического лица, о постановке на учет как индивидуального предпринимателя (самозанятого или коллективно-фермерское хозяйство), о сведениях из налоговых деклараций, представленных ИП, меняющими специальные налоговые режимы, о доходах физического лица из декларации формы 3-НДФЛ, о выплатах, произведенных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц (т.е. о доходах, получаемых по месту работы, в том числе ежемесячного пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет, ежемесячной компенсационной выплате), о размере ежемесячных страховых выплат по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Судом установлено, что истец Алферова Е.В. обратилась в УТСЗН с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты нуждающимся в поддержке семьям, постоянно проживающим на территории Ставропольского края, назначаемой семье, имеющей детей в возрасте от трех до семи лет, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в Ставропольском крае.
Согласно уведомлению УТСЗН администрации Советского городского округа Ставропольского края № от ДД.ММ.ГГГГ, Алферовой Е.В. отказано в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, поскольку среднедушевой доход семьи превышает величину прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума в <адрес> составлял <данные изъяты>, среднедушевой доход семьи Алфервой Е.В. на дату обращения составил <данные изъяты> рублей.
В соответствии со ст. ст. 2 Закона Ставропольского края от 09.04.2020 N 49-кз (ред. от 07.10.2020) "О ежемесячной денежной выплате на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно" (принят Думой Ставропольского края 09.04.20201. Ежемесячная выплата назначается и выплачивается одному из родителей (одинокому родителю) или иному законному представителю ребенка, имеющему гражданство Российской Федерации, проживающему совместно с ребенком, имеющим гражданство Российской Федерации, на территории Ставропольского края, в случае если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в <адрес>, установленную в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты.
Из ответа Управления труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа Ставропольского края от 20.10.2020 № 7968 направленного Алферовой Е.В. на её обращение 30.09.2020 следует, согласно сведениям регламента СМЭВ ФНС за отчетный налоговый период -2019 года доход от продажи имущества составил <данные изъяты> рублей, иных сведений о доходах и отчетных периодах не имеется. Доход семьи от продажи делится на 12 месяцев и учитывается в доходах семьи за те месяцы, которые приходятся на расчетный период. Период расчета для среднедушевого дохода её семьи учитывается с 01.03.2019 по 28.02.2020, соответственно доход от продажи имущества будет составлять за указанный период в сумме <данные изъяты> рублей (<данные изъяты>). Из приложения к ее обращению видно, что доход от продажи в 2019 году составил <данные изъяты> рублей, который ею задекларированным не был.
Действительно, согласно представленному стороной истца договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО13 и ФИО7 продали недвижимое имущество ООО " Сателлит", стоимость недвижимого имущества определена сторонами <данные изъяты> рублей.
Согласно Выписке о состоянии вклада Алферовой Е.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, по счету № "Сберегательный счет", указанный счет открыт ДД.ММ.ГГГГ, на счет ДД.ММ.ГГГГ зачислено <данные изъяты> рублей.
В Выписке из лицевого счета № отражены операции по вкладу, из которых следует, что на 01.03.2019 денежные средства находились на указанном счете.
В силу статьи 21 Основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются, в том числе и доходы семьи от продажи, аренды имущества, полученные в денежной форме
Таким образом, законодателем четко установлено, что доход от продажи имущества, в частности от продажи квартиры, учитывается при расчете среднедушевого дохода семьи для назначения ежемесячной выплаты на ребенка.
Доводы истца о том, что денежные средства ею получены до 1.03.2019, т.е. до расчетного периода ( с 01.03.2019 по 29.02.2020), и не должны учитываться в доход при расчете среднедушевого дохода семьи не могут быть приняты во внимание по следующим основаниям.
В данном случае установлено, что в 2019 году истцом получен доход от продажи недвижимого имущества в размере 1200000 рублей, данный доход истцом задекларирован и им не оспаривался.
В соответствии с п. 1 ст. 41 Налогового кодекса Российской Федерации доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами "Налог на доходы физических лиц", "Налог на прибыль организаций" настоящего Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды.
Поскольку налоговым органом сумма от продажи истцом недвижимого имущества принята как доход за 2019 год, принятие данной суммы, как доход, истцом не оспорено, а ответчик при рассмотрении заявлений истца о назначении пособий принял сведения, представленные уполномоченными органами, в частности сведения Федеральной налоговой службы, то включение указанной суммы как доход при определении среднедушевого дохода семьи истца является правомерным.
При таких обстоятельствах исковые требования Алферовой Е.В. удовлетворению в части признания решения Управления труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты не подлежат.
Также не подлежат удовлетворению и заявленные исковые требования Алферовой Е.В. в части определения даты подачи заявления на назначение ежемесячной выплаты в очередном календарном году - ДД.ММ.ГГГГ, поскольку для истца никаких правовых ограничений для обращения в 2021 году в УТСЗН администрации Советского городского округа СК за назначением данной меры социальной поддержки, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-198,199 ГПК РФ, суд
решил:
Алферовой Е.В. в удовлетворении исковых требований к Управлению труда и социальной защиты населения администрации Советского городского округа Ставропольского края об оспаривании решения об отказе в назначении и выплате пособия на ребенка в возрасте от трех до семи лет и возложении обязанности по рассмотрению заявления о назначении пособия, а также определения даты подачи заявления на назначение ежемесячной выплаты в очередном календарном году ДД.ММ.ГГГГ, -отказать.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда, путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд Ставропольского края в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение суда, в соответствии со ст. 199 ГПК РФ, изготовлено в окончательной форме 29.03.2021.
Судья Белоусова Е.В.