ИЗБЕРБАШСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
от 13 декабря 2022 года по делу №
Судья Избербашского городского суда Исаев И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Алиевой Рукият Алиевны на постановление заместителя руководителя УФАС РФ по РД Гамзатова М.Г., №.31-1170/2022 от 28.06.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ),
установил:
На основании Определения Верховного Суда РД от 07.11.2022г. в Избербашский городской суд РД по подсудности для рассмотрения по существу поступила жалоба Алиевой Р.А.
Постановлением заместителя руководителя УФАС России по РД Гамзатова М.Г. от 28.06.2022г. №.31-1171/2022 Алиева Р.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Алиева Р.А. обратилась в суд с жалобой, в обоснование которой указала следующее.
ДД.ММ.ГГГГг. заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РД Гамзатовым М.Г. было рассмотрено постановление прокуратуры <адрес> о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Алиевой P.A., по факту нарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ, и установлено признать Алиеву P.A. виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) руб. 00 коп.
Она, Алиева P.A., считает постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по РД по делу №.31-1170/2022 от ДД.ММ.ГГГГг. незаконным по следующим основаниям.
В ГБУ РД «Избербашская центральная городская больница» когда проводился и подписывался контракт № с ДД.ММ.ГГГГг., я, была в должности секретаря руководителя, данным контрактом я не занималась. ДД.ММ.ГГГГг. была переведена за счет свободной единицы, на 0,5 ставки контрактным управляющим и не была полноценным ответственным лицом в должности контрактного управляющего (в данном приказе не указанно, что несу персональную ответственность в пределах возложенных на меня дополнительных полномочий).
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на больничном. Согласно сведениям из единой информационной системы, в сфере закупок и представленным Заказчиком документом, информация об исполнении контракта от 22.05.2021г. должны были быть занесены до конца декабря 2021г., из чего получается, что она никак не могла физически данный контракт занести своевременно, так как изначально не вела контракт и находилась также на больничном.
ДД.ММ.ГГГГ была переведена на постоянной основе на должность контрактного управляющего.
ГБУ РД «Избербашская центральная городская больница» <адрес>, Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ наложила на нее дисциплинарное взыскание» в виде замечания.
Считает ею совершено малозначительное нарушение, за которое она уже получила по приказу замечание.
Исходя из вышеизложенного и руководствуясь ст. ст.30.1 - 30.3, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 254 - 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просит отменить полностью постановление Управления Федеральной антимонопольной службы по РД №.31-1170/2022 г. о наложении штрафа в виду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В судебном заседании Алиева Р.А. поддержала доводы жалобы, пояснила, 08.11.2021г. она работает в ГБУ РД «Избербашская ЦГБ» в должности секретаря. 01.12.2021г. приказом она была назначена на 0,5 ставки контрактным управляющим. Самим контрактом она первоначально не занималась. В связи с ее назначением на новую должность и большим объемом работы, она не смогла своевременно внести сведения в единую информационную систему сведения об исполнении контракта. За указанное нарушение она уже приказом главврача уже была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания. Полагает, что она совершила малозначительное нарушение, в связи с чем, просит суд прекратить производство. Просит суд также учесть, что на ее иждивении находятся двое детей, один из которых является несовершеннолетним, а второй является студентом. Расходы по их содержанию, воспитанию и обучению она осуществляет самостоятельно, является единственным кормильцем семьи, в связи с чем, исполнить наказание в виде административного штрафа для нее является крайне затруднительным.
Должностное лицо, составившее постановление об административном правонарушении, заместитель руководителя УФАС России по РД Гамзатов М.Г., будучи надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах не явки суду не сообщил, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, заслушав пояснения автора жалобы, пояснения свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с подп.3 п.1 ст.30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст.ст.25.1-25.5 Кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в суд по месту рассмотрения дела.
Согласно ст.30.1 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Из материалов дела усматривается, что жалобу в Арбитражный суд РД Алиева Р.А. направила согласно штемпелю на почтовом конверте 06.07.2022г.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок на обжалование указанного постановления не пропущен.
Как следует из материалов дела, в частности, из постановления заместителя руководителя УФАС РФ по РД Гамзатова М.Г., основанием для привлечения Алиевой Р.А. к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, явилось то обстоятельство, что она не направила в срок, установленный Федеральным Законом от 05.04.2013г. №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» информацию об исполнении обязательств по оплате контракта, отдельного этапа контракта.
Частью 2 ст.7.31 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде наложения на должностных лиц административного штрафа в размере двадцати тысяч рублей за не направление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в товарах, работах, услугах за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно статье 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок и товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В соответствии со статьей 7 Закона о контрактной системе обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В силу части 1 статьи 103 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведет реестр контрактов, заключенных заказчиками (далее - реестр контрактов).
На основании пункта 10 части 2 статьи 103 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 44-ФЗ в реестр контрактов включаются: информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций.
В соответствии с частью 3 статьи 103 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Факт совершении Алиевой Р.А. правонарушения подтверждается совокупностью доказательств, исследованных в судебном заседании, а именно: постановлением о наложении штрафа по делу №.31-1171/2022 от 28.06.2022г., копией контракта № на поставку бензина и дизельного топлива от 22.05.2022г., заключенного между ГБУ РД «Избербашская ЦГБ» и ООО «АРМАДА», копией приказа № от 01.12.2021г. «О замещении», согласно которому 0,5 ставки контрактного управляющего за счет свободной единицы предоставлено секретарю Алиевой Рукият А. с 01.12.2021г., приказом № от 01.04.2022г. о переводе Алиевой Р.А. на должность контрактного управляющего, постановлением о возбуждении производства по делу об АПР от 07.06.2022г., вынесенного заместителем прокурора <адрес> Акимовым Ф.З., платежным поручением № от 29.12.2021г., сведениями из единой информационной системы в сфере закупок, приказом главврача ГБУ РД «Избербашской ЦГБ» ФИО8 № от 01.06.2022г.
Собранными по делу доказательствами установлено, что срок размещения документов о заключении контракта № на поставку бензина и дизельного топлива от 22.05.2022г., заключенного между ГБУ РД «Избербашская ЦГБ» и ООО «АРМАДА», установленный в статье 103 Федерального закона № 44-ФЗ, нарушен.
В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Алиева Р.А. в период вмененных событий являлась лицом, ответственным за осуществление всех закупок в ГБУ РД «Избербашская ЦГБ» в связи с чем, она обоснованно привлечена к административной ответственности как должностное лицо.
Доводы Алиевой Р.А. о том, что в период с 10.01.2022г. по 19.01.2022г. она находилась на больничном суд считает необоснованными, поскольку сведения об исполнении контракта должны были быть внесены до конца декабря 2021г.
Объективных препятствий для надлежащего исполнения своих обязанности у Алиевой Р.А. не имелось, доказательств обратному суду не представлено. Правонарушение явилось следствием пренебрежительного отношения Алиевой Р.А. к исполнению возложенных на нее обязанностей.
Допрошенная в судебном заседании по ходатайству Алиевой Р.А. в качестве свидетеля ФИО9, пояснила суду, что она состоит в должности юрисконсульта ГБУ РД «Избербашской ЦГБ». Алиева Р.А. работала в ГБУ РД «Избербашской ЦГБ» с 22.08.2013г. по 09.09.2020г. в должности оператора ЭВМ. С 10.09.2020г. по 31.03.2022г. работала в должности секретаря руководителя. С 01.04.2022г. по сегодняшний день работает в должности контрактного управляющего. Вместе с тем, приказом главврача ГБУ РД «Избербашской ЦГБ» ФИО8 от 01.12.2021г. Алиевой Р.А. с 01.12.2021г. было предоставлено замещение 0,5 ставки контрактного управляющего за счет свободной единицы. Подтвердила, что контрактом от 08.11.2021г. лично Алиева Р.А. не занималась, поскольку на тот момент исполняла обязанности секретаря руководителя. На момент замещения Алиевой Р.А. должности контрактного управляющего, в виду наличия объема работы и в связи с тем, что на должность она была назначена относительно недавно, Алиева Р.А. не успела предоставить сведения об исполнении контракта. Приказом главврача ГБУ РД «Избербашской ЦГБ» ФИО8 от 01.06.2022г. на Алиеву Р.А. наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Заместитель руководителя УФАС России по РД Гамзатов М.Г. как должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, непосредственно обнаружив достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, принял решение о составлении данного протокола на основании пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ, а также вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
Таким образом, порядок возбуждения данного дела об административном правонарушении не нарушен.
Алиева Р.А. является субъектом данного административного правонарушения, как должностное лицо – контрактный управляющий.
Правонарушение совершено ею виновно. Алиева Р.А. имеет должностные обязанности по исполнению законодательства о контрактной системе в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд, в том числе в части сроков размещения в единой информационной системе сведений о приемке постановленной продукции, и могла эти должностные обязанности надлежащим образом исполнить.
Таким образом, ФИО2 сознавала противоправный характер своего бездействия по отсутствию надлежащего контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе в сфере закупок в учреждении, предвидела его вредные последствия в виде нарушения положений данного законодательства и сознательно их допускала либо относилась к ним безразлично.
На основании изложенного, суд полагает, что выводы должностного лица административного органа да о наличии в действиях ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.31 КоАП РФ, являются обоснованными.
Дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
Назначенное в отношении Алиевой Р.А. административное наказание санкции части 2 статьи 7.31 КоАП РФ, а также правилам назначения административного наказания, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 – 4.3 КоАП РФ, соответствует.
Вопрос о привлечении Алиевой Р.А. к административной ответственности разрешен в пределах срока давности.
При рассмотрении дела об административном правонарушении все юридически значимые обстоятельства по делу установлены, они полностью подтверждаются доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, нет.
Таким образом, именно Алиева Р.А., как исполняющий обязанности контрактного управляющего ГБУ РД «Избербашской ЦГБ» несет всю полноту ответственности за ненадлежащее выполнение учреждением законодательства в области размещения муниципальных заказов.
В судебном заседании Алиевой Р.А. в случае, если суд придет к выводу о наличии в ее действия состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, просила производство по делу прекратить за малозначительностью совершенного правонарушения.
Возможность квалификации деяния, совершенного Алиевой Р.А. как малозначительного, проверялась должностным лицом административного органа и была отклонена.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
При этом, действующее законодательство не исключает возможность применения положений малозначительности к какой-либо категории правонарушений, предусмотренной КоАП РФ, в зависимости от предмета посягательства.
Согласно статье 3.1. КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений. Поэтому при наличии формальных признаков состава правонарушения подлежит оценке вопрос о целесообразности привлечения нарушителя к административной ответственности.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).
По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.
Таким образом, основным критерием малозначительности правонарушения является отсутствие в результате его совершения существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Отсутствие большой общественной опасности, отсутствие существенной угрозы причинения вреда охраняемым законом интересам, обществу и государству исходит целей самой части 2 статьи 7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно, не направление, несвоевременное направление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информации, подлежащей включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), или непредставление, несвоевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченные на ведение реестра контрактов, заключенных заказчиками, реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну, информации (сведений) и (или) документов, подлежащих включению в такие реестры контрактов, если направление, представление указанных информации (сведений) и (или) документов являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или представление, направление недостоверной информации (сведений) и (или) документов, содержащих недостоверную информацию.
Таким образом, для привлечения к административной ответственности и назначения административного наказания необходимо, чтобы характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения соответствовали характеру и размеру назначаемого административного наказания.
Совершенное деяние не вызвало большой общественной опасности, не повлекло существенной угрозы причинения вреда охраняемым законом интересам, обществу и государству.
Таким образом, суд приходит к выводу о возможности прекращения производства по делу в отношении Алиевой Р.А. в виду малозначительности правонарушения.
Согласно ч.2 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Как следует из ч.2 ст.4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в настоящем Кодексе или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании Алиевой Р.А. в том числе просила учесть, что на ее иждивении находятся двое детей, один из которых является несовершеннолетним, а второй является студентом. Расходы по их содержанию, воспитанию и обучению она осуществляет самостоятельно, является единственным кормильцем семьи, в связи с чем, исполнить наказание в виде административного штрафа для нее является крайне затруднительным.
В обоснование указанных доводов Алиевой Р.А. представлены суду копии паспортов ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, а также справку № от 14.09.2022г., выданную ГБПОУ РД «ТК им. ФИО12», согласно которой ФИО13 является студентом 4 курса по очной форме обучения по специальности «Информационные системы и программирование».
Как следует из представленной Алиевой Р.А. характеристики, выданной врио главного врача ГБУ РД «Избербашская ЦГБ» ФИО14 от 13.12.2022г., Алиева Р.А. работает в ГБУ РД «Избербашской ЦГБ» с 22.08.2013г. по 09.09.2020г. в должности оператора ЭВМ. С 10.09.2020г. по 31.03.2022г. работала в должности секретаря руководителя. С 01.04.2022г. по сегодняшний день работает в должности контрактного управляющего. За время работы зарекомендовала себя как ответственный, целеустремленных, трудолюбивый сотрудник, придерживается норм этики и деонтологии, в коллективе имеет хорошую репутацию, всегда отзывчива, с поставленными задачами справляется быстро и качественно, работает над повышением квалификации знаний и профессионального уровня, занимается саморазвитием и обучением, всегда приходит на помощь, за что ее ценят в коллективе.
Указанные обстоятельства, суд считает смягчающими вину Алиевой Р.А. обстоятельствами.
В соответствии со ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст.2.9 и 24.5 настоящего кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № <адрес> РД, вынесенное в отношении Алиевой Р.А. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.26 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
жалобу Алиевой Рукият Алиевны на постановление заместителя руководителя УФАС РФ по РД Гамзатова М.Г., №.31-1170/2022 от 28.06.2022г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, удовлетворить.
Постановление заместителя руководителя УФАС РФ по РД Гамзатова М.Г., №.31-1170/2022 от 28.06.2022г. о привлечении Алиева Рукият Алиевны к административной ответственности, предусмотренной ч.2 ст.7.31 КоАП РФ, - отменить и производство по делу прекратить на основании ст.2.9 КоАП РФ в виду малозначительности административного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано лицами, указанными в ст.25.1-25.5.1 КоАП РФ, должностным лицом, направившим дело на рассмотрение в суд, опротестовано прокурором в Верховный Суд Республики Дагестан в порядке ст.ст.30.12-30.14 КоАП РФ.
Судья И.М. Исаев