Дело № 2-6351/2023
УИД: 50RS0021-01-2023-003806-10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 сентября 2023 года г.о. Красногорск
Красногорский городской суд Московской области в составе.
председательствующего судьи Осадчей Н.М.,
при секретаре Папян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шатурского городского прокурора Московской области в интересах неопределённого круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Московской области «Мосавтодор» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере транспортной безопасности и о противодействии терроризму,
УСТАНОВИЛ:
Шатурский городской прокурор Московской области обратился в суд с вышеуказанным иском. В обоснование исковых требований указано, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности на территории городского округа Шатура Московской области. На территории округа расположен объект транспортной инфраструктуры, находящийся в ведении ГБУ МО «Мосавтодор» на праве оперативного управления, а именно: мост через озеро <адрес>. В ходе проверки установлено, что в отношении объекта транспортной инфраструктуры в 2018 году проведена оценка уязвимости, а также разработаны и утверждены планы обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 года № 924, которое утратило силу 01.01.2021 года. Несмотря на изменение действующего законодательства в области транспортной безопасности, и вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 года № 2201 ответчик оценку уязвимости и корректировку планов обеспечения транспортной безопасности объекта, не произвёл. Ответчик не обеспечил оснащение объекта № категории инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и оборудование объекта № категории наглядным информированием физических лиц о запрете определенных действий. По факту выявленных нарушений городской прокуратурой 04.04.2022 года генеральному директору ГБУ МО «Мосавтодор» вынесено представление, которое рассмотрено, удовлетворено, при этом конкретные меры к устранению выявленных нарушений ГБУ МО «Мосавтодор», не приняты.
На основании изложенных обстоятельств городской прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, просит обязать Государственное бюджетное учреждение Московской области «Мосавтодор» внести корректировки в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в связи с проведением дополнительной оценкой уязвимости объекта: моста через <адрес>, а также оборудовать объект инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, наглядным информированием физических лиц о запрете определенных действий в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2201 не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца по доверенности Лукьянов К.О. в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности Киселев А.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что Государственное бюджетное учреждение Московской области «Мосавтодор» не является надлежащим ответчиком.
Третье лицо Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области надлежащим образом извещённое о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание представителя не направило.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебное разбирательство проведено в отсутствие не явившихся лиц, извещённых о времени и месте судебного заседания и не представивших сведения о причинах своей неявки.
Изучив письменные доказательства, заслушав объяснения представителей сторон, суд пришёл к следующим выводам.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из материалов гражданского дела следует, что городской прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства о противодействии терроризму и транспортной безопасности на территории городского округа Шатура Московской области (№). На территории округа расположен объект транспортной инфраструктуры, находящийся в ведении ГБУ МО «Мосавтодор» на праве оперативного управления, а именно: мост через <адрес>.
Статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» № 35-ФЗ от 06.03.2006 года установлено, что противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на одном из таких принципов, как приоритет мер предупреждения терроризма.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Одной из составляющих мероприятий по терроризму, в том числе террористических актов является выполнение в полном объёме требований антитеррористической безопасности объектов.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков. Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 12 Закона № 16-ФЗ).
В силу статьи 5 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, не проводится. Персонал специализированных организаций, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, подлежит подготовке и аттестации в порядке, установленном для сил обеспечения транспортной безопасности.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 01.11.2021 № 370 утвержден Порядок проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации (далее — Порядок).
Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры, проводится в целях определения степени защищенности объекта транспортной инфраструктуры, подлежащего оценке уязвимости, от потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в их деятельность.
Согласно п.п. 5, 6 ст. 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2201 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства» субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и представление ее результатов на утверждение в Федеральное дорожное агентство в установленном порядке в течение 3-х месяцев (для субъекта транспортной инфраструктуры, осуществляющего закупки работ и услуг в связи с указанной оценкой уязвимости в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в течение 5 месяцев) со дня размещения на официальном сайте Федеральною дорожного агентства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объект)’ транспортной инфраструктуры, которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде.
На основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры представить в Федеральное дорожное агентство план обеспечения безопасности объекта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры.
Проведенной проверкой установлено, что в отношении вышеуказанного объекта транспортной инфраструктуры в 2018 году ГБУ МО «Мосавтодор» проведена оценка уязвимости, а также разработаны и утверждены планы обеспечения транспортной безопасности, в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 14.09.2016 № 924, которое утратило силу 01.01.2021 года.
Планирование и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры определены ст. 9 Закона № 16-ФЗ.
На основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, субъект транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Кроме того, статьей 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлен приоритет мер предупреждения терроризма, а также обязанности физических и юридических лиц по его предупреждению, в том числе причин и условий, способствующих совершению террористических актов.
Вместе с тем, несмотря на изменения действующего законодательства в области транспортной безопасности, и вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2201, ГБУ МО «Мосавтодор» оценку уязвимости и корректировку планов обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры – моста через <адрес> не произвело.
Согласно п. 14 ст. 7 Постановления Правительства № 2201, субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обязаны в том числе информировать юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на объекте транспортной инфраструктуры (за исключением эстакад), а также в наглядной и доступной форме всех физических лиц, находящихся на объекту транспортной инфраструктуры, о положениях законодательства Российской Федерации в области обеспечения транспортной безопасности и об организационно-распорядительных документах, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, в части, их касающейся, в том числе о запрете: допуска в зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне контрольно-пропускных пунктов и (или) постов объекта транспортной инфраструктуры; допуска в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или ее части по поддельным (подложным) и (или) недействительным проездным и (или) удостоверяющим личность документам и пропускам, а также перевозки грузов по поддельным (подложным) и (или) недействительным перевозочным документам; перемещения предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения; действий на объекте транспортной инфраструктуры, приводящих к повреждению устройств и оборудования объекта транспортной инфраструктуры ели использованию их не по функциональному назначению, влекущих за собой человеческие жертвы, материальный ущерб или способствующих наступлению таких последствий.
По смыслу ст. 14 Постановления Правительства № 2201 субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объектов транспортной инфраструктуры категории обязаны в том числе оснастить объект транспортной инфраструктуры техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, обеспечивающими: видеообнаружение объектов видеонаблюдения при их перемещении через контрольно-пропускные пункты, посты на границах зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, ее частей, технологического сектора зоны транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, а также на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры; передачу данных с систем видеонаблюдения в соответствии с порядком передачи данных; хранение в электронном виде данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности, имеющих для этого необходимые конструктивные возможности, в течение 10 суток; выявление нарушителя в заданное время в заданном месте на критических элементах объекта транспортной инфраструктуры.
Вопреки вышеуказанным требования ГБУ МО «Мосавтодор» не обеспечило оснащение объекта транспортной инфраструктуры № категории инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и оборудование объекта транспортной инфраструктуры № категории наглядным информированием физических лиц о запрете определенных действий.
По факту выявленных нарушений городской прокуратурой 04.04.2022, генеральному директору ГБУ МО «Мосавтодор» внесено представление (№).
По результатам рассмотрения акта прокурорского реагирования Государственным бюджетным учреждением Московской области представлен ответ, из которого следует, что в целях устранения нарушений учреждением направлено обращение в Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области необходимости выделения финансирования на проведение мероприятий, направленных на исполнение требований законодательства в сфере обеспечения транспортной безопасности, проведена служебная проверка (№).
Между тем, требования, изложенные в представлении, в настоящее время не исполнены.
В нарушение положений ст. 56 Гражданского Процессуального кодекса РФ, ответчиком не представлены доказательства устранения выявленных городской прокуратурой нарушений законодательства в сфере транспортной безопасности и профилактике терроризма.
Таким образом, ГБУ «Мосавтодор» не исполнена обязанность по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, а также оборудования объекта транспортной инфраструктуры № категории инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности и оборудование объекта транспортной инфраструктуры № категории наглядным информированием физических лиц о запрете определенных действий.
Не устранение указанных нарушений влечет существенное снижение уровня транспортной безопасности, противоречит принципу приоритета мер предупреждения терроризма, повышает риск совершения террористических актов, представляют реальную угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Доводы ответчика, не являются законным основанием для освобождения от выполнения возложенных на него федеральными законами обязанностей, судом не принимаются с учетом имеющейся угрозы безопасности, жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Таким образом, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления Шатурского городского прокурора Московской области.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Определяя срок выполнения ответчиком, необходимых для устранения нарушений действий, суд, учитывая характер данных действий, считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шатурского городского прокурора Московской области в интересах неопределённого круга лиц к Государственному бюджетному учреждению Московской области «Мосавтодор» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере транспортной безопасности и о противодействии терроризму - удовлетворить.
Обязать Государственное бюджетное учреждение Московской области «Мосавтодор» внести корректировки в план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры в связи с проведением дополнительной оценкой уязвимости объекта: моста через <адрес>, а также оборудовать объект инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности, наглядным информированием физических лиц о запрете определенных действий в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2020 № 2201 не позднее 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Красногорский городской суд Московской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме
Судья Н.М. Осадчая
Мотивированное решение изготовлено 15 сентября 2023 года.
Судья Н.М. Осадчая