Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-741/2023 ~ М-170/2023 от 02.02.2023

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

        город Салехард     30 мая 2023 года

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи:                     Архиповой Е.В.,

при секретаре судебного заседания:                         Убушиевой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-741/2023 по исковому заявлению Мировского С.А. к Департаменту по труду и социальной защите населения Администрации МО г. Салехарда о признании приказов незаконными,

установил:

Мировский С.А. обратилась в суд с иском к Департаменту по труду и социальной защите населения Администрации МО г. Салехарда (далее Департамент) о признании приказа незаконным. В обоснование требований иска указал, что приказом ответчика от 29.12.2022г. №75-лс к нему применено дисциплинарное взыскание в виде выговора. Считает приказ незаконным, поскольку ответчиком нарушена процедура привлечения к дисциплинарной ответственности, в обжалуемом приказе не указано в чем конкретно выразились нарушения, за которые истец привлечен к дисциплинарной ответственности, приказ содержит ссылку на утративший силу нормативный акт.

Протокольным определением суда принято заявление истца об увеличении исковых требований, истец просил также признать приказ Департамента от 21.11.2022 л/с о дисциплинарном взыскании в виде замечания незаконным в связи с несоблюдением срока привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании истец на увеличенных исковых требованиях настаивал, по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика Алехина О.В., действующая на основании приказа, представила письменные возражения на иск, в которых исковые требования не признала, указав на законность действий ответчика, процедура проведения проверок и привлечения к дисциплинарной ответственности работодателем была соблюдена, также просила применить к заявленным требованиям о признании приказа от 21.11.2022 л/с незаконным срок исковой давности.

Представители ответчика Алехина О.В., Самохвалова Н.А., Корецкая С.В. в судебном заседании иск не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях, поддержали заявление о применении срока исковой давности..

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечена Администрация г. Салехарда. Представитель третьего лица Хабибуллина Л.Р., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы ответчика поддержала, возражая против удовлетворения исковых требований.

Представитель комиссии Администрации г. Салехарда по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, будучи извещенным надлежащим образом о рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, в предыдущем судебном заседании заведующий сектором по профилактике коррупционных и иных правонарушений Кусагалиев А.А. возражал против удовлетворения исковых требований, полагая процедуру проверки в отношении истца соблюденной, а решение комиссии – законным.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив исковое заявление, возражения на иск, материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст.46 Конституции РФ каждый имеет право на судебную защиту.

В силу ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство, в том числе и гражданское, осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. К условиям реализации данных конституционных принципов, конкретизированных в гражданском процессуальном законодательстве, относятся наличие у сторон равных процессуальных средств защиты субъективных материальных прав, а также добросовестное пользование процессуальными правами и надлежащее исполнение ими процессуальных обязанностей.

В соответствии с положениями ст.2 ТК РФ, социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относится к основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Согласно со ст. 9 ТК РФ, в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.

В соответствии с ст.15 ТК РФ, трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации и трудовую дисциплину.

Согласно части 1 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель имеет право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка, привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

Согласно ст. 189 Трудового кодекса Российской Федерации дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса Российской Федерации за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

В силу статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка.

Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть 5 статьи 192 Трудового кодекса Российской Федерации).

Согласно положений п.34 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, по делам о восстановлении на работе лиц, уволенных по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса, на ответчике лежит обязанность представить доказательства, свидетельствующие о том, что:

работодателем были соблюдены предусмотренные частями третьей и четвертой статьи 193 ТК РФ сроки для применения дисциплинарного взыскания.

При этом следует иметь в виду, что:

а) месячный срок для наложения дисциплинарного взыскания необходимо исчислять со дня обнаружения проступка;

б) днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий;

Согласно положений п.35 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, уволенного по пункту 5 части первой статьи 81 Кодекса, или об оспаривании дисциплинарного взыскания следует учитывать, что неисполнением работником без уважительных причин является неисполнение трудовых обязанностей или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей (нарушение требований законодательства, обязательств по трудовому договору, правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций, положений, приказов работодателя, технических правил и т.п.).

Согласно положений п.53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2, в силу статьи 46 (часть 1) Конституции РФ, гарантирующей каждому судебную защиту его прав и свобод, и корреспондирующих ей положений международно-правовых актов, в частности статьи 8 Всеобщей декларации прав человека, статьи 6 (пункт 1) Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также статьи 14 (пункт 1) Международного пакта о гражданских и политических правах, государство обязано обеспечить осуществление права на судебную защиту, которая должна быть справедливой, компетентной, полной и эффективной. Учитывая это, а также принимая во внимание, что суд, являющийся органом по разрешению индивидуальных трудовых споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение, обстоятельством, имеющим значение для правильного рассмотрения дел об оспаривании дисциплинарного взыскания или о восстановлении на работе и подлежащим доказыванию работодателем, является соблюдение им при применении к работнику дисциплинарного взыскания вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих принципов юридической, а следовательно и дисциплинарной, ответственности, таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм. В этих целях работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (часть пятая статьи 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.

Статьей 2 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" определено, что муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными Федеральным законом "О муниципальной службе в Российской Федерации" (статья 3 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ).

В судебном заседании установлено, что истец состоит с ответчиком в трудовых отношениях с 20.08.2012 года (приказ о приеме на работу -л/с от 20.08.2012), занимает должность заведующего сектором юридического и кадрового обеспечения организационно-правового управления Департамента. С ним был заключен срочный трудовой договор от 20.08.2012. Дополнительным соглашением от 02.08.2013 к трудовому договору, срок его действия изменен на неопределенный срок.

09.11.2022 в адрес работодателя поступила служебная записка начальника организационно-правового управления Департамента Корецкой С.В., в которой содержались сведения о ненадлежащем исполнении истцом своих служебных обязанностей, связанных с ведением табеля учета рабочего времени, что повлекло необоснованное начисление работнику Департамента пособия по временной нетрудоспособности.

Приказом начальника Департамента от <дата> -л/с инициирована служебная проверка, создана комиссия по ее проведению, установлены сроки проверки с 11 по <дата> с представлением письменного заключения до <дата>. Истец ознакомлен с данным приказом под роспись. Истцу предложено дать объяснения по данному факту. Как следует из объяснений Мировского С.А. от <дата> и от <дата>, вину в нарушении он не признал, указав, что произвел отметку в табеле по согласованию с руководителем сотрудника и по устному заявлению сотрудника.

Как следует из заключения служебной проверки от 17.11.2022, при проведении служебной проверки установлено, что заведующий сектором Мировский С.А., зная, что ведущий бухгалтер ФИО11 находится в соответствии с приказом департамента от 04 октября 2022 года -о в отпуске без сохранения заработной платы, при составлении табеля учёта использования рабочего времени за период с 1 по 31 октября 2022 года у ведущего бухгалтера ФИО11 дни с 10 по 30 октября проставил как период временной нетрудоспособности. Табель з Мировским С.А. был подписан и представлен в бухгалтерию департамента. Ведущий бухгалтер ФИО11 вышла на работу и предоставила листок нетрудоспособности. Фонд социального страхования РФ произвел неправомерную выплату ведущему бухгалтеру ФИО11 в размере 25726 рублей. Действия заведующего сектором Мировского С.А. в совокупности с действиями сотрудников бухгалтерии привели к нарушению: подпункта 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» и п.29 Порядка формирования листков нетрудоспособности. Комиссия пришла к выводу, что факт нарушения, допущенного заведующим сектором Мировским С.А. при заполнении табеля учета использования рабочего времени за октябрь 2022 года, повлекшего назначение пособия по временной нетрудоспособности в период нахождения ведущего бухгалтера ФИО11 в отпуске без сохранения заработной платы, нашел свое подтверждение. С учетом отсутствия у Мировского С.А. ранее наложенных дисциплинарных взысканий, учитывая характер допущенного дисциплинарного проступка и наступление негативных последствий в части нанесения ущерба Фонду социального страхования РФ, представителю нанимателя рекомендовано рассмотреть вопрос применения дисциплинарного взыскания в виде замечания в отношении заведующего сектором Мировского С.А. С заключением комиссии истец ознакомлен 21.11.2022 лично под роспись.

Приказом начальника Департамента от 21.11.2022 –л/с к истцу применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Основанием вынесенного приказа являются: служебная записка начальника организационно-правового управления от 01.11.2022, объяснения Мировского С.А., Корецкой С.В. от 09.11.2022 и заключение служебной проверки от 17.11.2022. В приказе имеется указание на ненадлежащее исполнение истцом по его вине п.3.1 Должностной инструкции заведующего сектором юридического и кадрового обеспечения организационно-правового управления, приказом департамента от 30.12.2020 № 152-о/д «О реализации учетной политики департамента по труду и социальной защите населения Администрации муниципального образования город Салехард», выразившееся в нарушении ведения табеля учета использования рабочего времени за октябрь 2022 года, части 1 статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». В приказе содержится ссылка на статью 192 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно п. 2.3 заключенного между сторонами трудового договора, истец принял на себя обязательства соблюдать Конституцию Российской — Федерации, — федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устав муниципального образования и иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение; исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией; соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций; соблюдать установленные в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования правила внутреннего трудового распорядка, должностную инструкцию, порядок работы со служебной информацией.

В соответствии с п. 3.1 Должностной инструкции заведующего сектором юридического и кадрового обеспечения организационно-правового управления, исходя из задач и функций, определенных Положением о секторе юридического и кадрового обеспечения организационно-правового управления, на заведующего сектором возложены должностные обязанности, в том числе, проверка соответствия проектов постановлений, распоряжений, приказов, договоров и других документов юридического характера, подготовленных структурными подразделениями Департамента, требованиям законодательства в сфере деятельности Департамента; подготовка проектов нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности сектора; осуществление контроля в пределах своей компетенции за соблюдением действующего законодательства; ведение табеля учета рабочего времени.

Таким образом, в судебном заседании установлено, что Мировский С.А., замещая должность муниципальной службы заведующего сектором юридического и кадрового обеспечения организационно-правового управления Департамента, в непосредственные должностные обязанности которого входит ведение табеля учета рабочего времени в соответствии с действующими нормами и правилами, осуществил необоснованное проставление в табеле учета использования рабочего времени за октябрь 2022 года период временной нетрудоспособности в отношении работника Департамента, что привело к необоснованному начислению работнику выплат, в нарушение положений статьи 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Оценивая вышеприведенные доказательства, суд находит процедуру привлечения истца к дисциплинарной ответственности соблюденной, а факт нарушения Мировским С.А. требований должностной инструкции – установленным, при этом доказательств уважительности причин необеспечения надлежащего и своевременного выполнения условий трудового договора и требований должностной инструкции - истцом не представлено. При применении дисциплинарного взыскания работодателем учтены тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок. Оснований для признания вынесенного приказа незаконным не имеется, в силу чего исковые требований в этой части удовлетворению не подлежат.

Кроме того, заслуживает внимания заявление ответчика о применении в этой части исковых требований последствий пропуска истцом срока обращения в суд.

Частью первой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации) у работодателя по последнему месту работы.

Согласно п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации"заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора - в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть первая статьи 392 ТК РФ, статья 24 ГПК РФ).

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть пятая статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

В абзаце 5 пункта 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Разъяснения по вопросам пропуска работником срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора содержатся в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 "О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15) и являются актуальными для всех субъектов трудовых отношений.

В качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п. (абзац первый пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда от 29 мая 2018 г. N 15).

В абзаце третьем пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2018 г. N 15 обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.

Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора (абзац четвертый пункта 16 Постановления Пленума Верховного Суда от 29 мая 2018 г. N 15).

В абзаце пятом пункта 16 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации отмечено, что обстоятельства, касающиеся причин пропуска работником срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, и их оценка судом должны быть отражены в решении (часть 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из нормативных положений Трудового кодекса Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению лицам, не реализовавшим свое право на обращение в суд в установленный законом срок по уважительным причинам, этот срок по их ходатайству может быть восстановлен в судебном порядке. Перечень уважительных причин, при наличии которых пропущенный срок для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора может быть восстановлен судом, законом не установлен. Приведенный в постановлениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации перечень уважительных причин пропуска срока обращения в суд исчерпывающим не является.

В случае пропуска работником срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора, наличия его ходатайства о восстановлении срока и заявления ответчика о применении последствий пропуска этого срока суду следует согласно части второй статьи 56 ГПК РФ поставить на обсуждение вопрос о причинах пропуска данного срока (уважительные или неуважительные).

Как следует из представленных материалов дела, с оспариваемым приказом истец был ознакомлен лично под роспись, при этом в судебном заседании не отрицал, что как заведующий кадровой службой, в непосредственные обязанности которого входит подготовка и оформление приказов по личному составу, оформлял данный приказ. Таким образом, суд приходит к выводу, что о вынесенном приказе истце узнал в день его вынесения и ознакомления, то есть 21.11.2022. С требованиями о признании приказа незаконным, истец обратился в суд 05.05.2023. Очевидно, что предусмотренный ч.2 ст. 392 ТК РФ срок истцом был нарушен, при этом, ходатайств о восстановлении пропущенного процессуального срока истцом не заявлено, об уважительности причин пропуска данного срока, объективно препятствующих истцу своевременно обратиться в суд (тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п.) – не сообщено, сведений об обращениях истца в период с даты наложения на него дисциплинарного взыскания и до заявления исковых требований в иные органы (государственную инспекцию труда, прокуратуру) с жалобами на незаконность вынесенного приказа – не представлено, в связи с чем основания для восстановления истцу указанного срока – отсутствуют. Таким образом, суд признает заявление ответчика о применении последствий пропуска истцом срока исковой данности для заявленного требования, что также является самостоятельным основанием для отказа в иске в этой части.

Истцом заявлено требование о признании приказа от 29.12.2022г. -лс о применении к истцу меры взыскания в виде выговора за коррупционное правонарушение.

Как следует из доклада заведующего сектором по профилактике коррупционных и иных правонарушений Юридического управления Администрации г. Салехарда от <дата>, направленного в адрес руководства Департамента, на основании распоряжения Администрации города Салехарда от 05 сентября 32022 года -р проведена проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении заведующего сектором юридического и кадрового обеспечения департамента по труду и социальной защите населения Администрации города Салехарда Мировского С.А. Проверка проводилась с 06.09.2022 по 04.12.2022. В результате анализа материалов, полученных в рамках контрольных мероприятии, установлены следующие расхождения. В сведениях муниципального служащего Мировского С.А.: за 2020 год в разделе 1 «Сведения о доходах отражено пособие по временной нетрудоспособности в размере 18 019,33 руб., этом по данным Управления ФНС России по Ямало-Ненецкому автономному округу размер указанного пособия составил 20 712,33 руб., расхождения в размере дохода составили 2 695 руб. В разделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» неверно отражен обязательства по кредиту. В справке муниципального служащего указано обязательство по кредиту в размере 1 953 548,10 руб., при этом по данным кредитора ПАО «ВТБ» сумма обязательства составляет 1 961 148,79 руб., расхождения размере обязательства составили 7 600,69 руб. В справках за 2019, 2020, 2021 годы в разделе 3.1 «Недвижимое имущество» указан недостоверный адрес объекта недвижимого имущества - гаража. Так, муниципальным служащим указан адрес объекта: 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес> стр. 4. По данным Управления Росреестра по Ямало-Ненецкому автономному округу полный адрес объекта; 629007, Ямало-Ненецкий автономный округ, <адрес>, площадка , строение , бокс . В ходе проверки главный специалист сектора по профилактике коррупционных и иных правонарушений юридического управления Администрации города Салехарда ФИО21 сообщила, что в 2021 году Мировский С.А. оказывал услуги по перевозке пассажиров легковым такси. Так, 26 февраля 2021 года ориентировочно в 13 часов ФИО13 заказала такси с использованием мобильного приложения «Автолига» для поездки от <адрес> поликлиники ГБУЗ «СОКБ». На заказ приехал автомобиль Тойота РАВ4, управлял автомобилем Мировский. После выполнения заявки ФИО22 оплатила поездку посредством мобильного приложения Сбербанка. Денежные средства в размере 180 руб. были перечислены на счет «ФИО23.». Согласно анкетным данным ФИО1 является матерью С.А. Мировского. В период с 24 по 26 февраля 2021 года Мировский С.А, находился в отпуске.

По результатам проверки в отношении Мировского С.А. в докладе отражены следующие нарушения: неверное отражение доходов и обязательств в общей сумме расхождений 10 293,69 руб.; указание недостоверного адреса объекта недвижимого имущества; непринятие мер по уведомлению работодателя (представителя нанимателя) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу. Работодателю предложено направить имеющиеся материалы на рассмотрение комиссии Администрации города Салехарда по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Доклад для ознакомления направлен истцу посредством электронного сообщения с вложением 18.11.2022, о чем свидетельствует отчет до доставки электронного сообщения.

Письмом юридического управления Администрации г. Салехарда от 06.12.2022 истцу сообщено о времени и месте заседания комиссии Администрации города Салехарда по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов по вопросу материалов проверки в отношении Мировского С.А.

Телефонограммой от 12.12.2022 истец сообщил заведующему сектором по профилактике коррупционных и иных правонарушений Юридического управления Администрации г. Салехарда, что ему известны дата, время и место заседания комиссии, присутствовать не может, не возражал против проведения заедания в его отсутствие.

Вышеизложенные обстоятельства истцом в судебном заседании не отрицались.

Согласно протоколу заседания комиссии Администрации города Салехарда по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от 12.12.2022 №4, на заседании рассмотрены материалы проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении заведующего сектором юридического и кадрового обеспечения департамента по труду и социальной защите населения Администрации города Салехарда Мировского С.А., исследованы устные объяснения истца. Решением комиссии установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах характера, представленные истцом, являются недостоверными (или) неполными. Муниципальным служащим не соблюдены требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта. Представителю нанимателя рекомендовано применить к истцу конкретную меру ответственности в виде выговора. Выписка из протокола направлена истцу 19.12.2022. Копия протокола направлена в адрес работодателя для рассмотрения и принятия решения.

Обстоятельства допущенных нарушений антикоррупционного законодательства, изложенные в решении комиссии обстоятельства истцом в судебном заседании не оспаривались.

26.12.2022 у истца посредством канала служебной электронной связи затребованы письменные объяснения по обстоятельствам проверки. 29.12.2022 поступил ответ истца, в котором он сообщает, что не получал копию протокола комиссии, не знает по поводу чего давать объяснения.

29.12.2022 комиссией в составе начальника организационно-правового управления департамента по труду и социальной защите населения -города Салехарда С.В. " Корецкой, начальника управления социальной защиты департамента по труду и социальной защите населения города Салехарда ФИО25, начальника планово-экономического отдела финансово-экономической службы департамента по труду и социальной защите населения города Салехарда ФИО26, главного специалиста организационно-аналитического отдела организационно-правового управления департамента по труду и социальной защите населения города Салехарда ФИО27 установила отказ истца предоставить письменные объяснения на требование начальника Департамента от 26.12.2022.

29.12.2022 начальником департамента вынесен приказ -л/с о применении к Мировскому С.А. взыскания за коррупционное правонарушение в виде выговора.

Согласно ч.ч.1.1, 1.2, 5,6, ст.15 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальный служащий, замещающий должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.

Контроль за соответствием расходов муниципального служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей их доходам осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.

Непредставление муниципальным служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случае, если представление таких сведений обязательно, либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей муниципальной службы, включенных в соответствующий перечень, достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых муниципальными служащими, замещающими указанные должности, достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами при поступлении на муниципальную службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, соблюдения муниципальными служащими ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, осуществляется в порядке, определяемом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 1.2 и 4 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей обязаны представлять представителю нанимателя (работодателю), иным уполномоченным лицам, определенным настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, граждане, претендующие на замещение должностей муниципальной службы, включенных в перечни, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также лица, замещающие должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.1 настоящей части.

В силу части 2 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ порядок представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанных в части 1 настоящей статьи, устанавливается федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Согласно части 7 статьи 8 указанного Федерального закона проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частями 1 и 1.1 настоящей статьи, за исключением сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей руководителей государственных (муниципальных) учреждений, должностей финансовых уполномоченных и руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного, и лицами, замещающими данные должности, осуществляется по решению представителя нанимателя (руководителя) или лица, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера граждан или лиц, указанных в частях 1 и 1.1 настоящей статьи, супруг (супругов) и несовершеннолетних детей указанных граждан или лиц.

Подпунктом "б" пункта 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации 18 мая 2009 года N 559, государственными служащими, замещающими должности государственной службы (за исключением должностей государственной службы в Администрации Президента Российской Федерации), предусмотренные перечнем должностей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года N 557, - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.

В случае, если гражданин или государственный служащий обнаружили, что в представленных ими в кадровую службу федерального государственного органа сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением. Гражданин может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 настоящего Положения. Кандидат на должность, предусмотренную перечнем, может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с подпунктом "а.1" пункта 3 настоящего Положения. Государственный служащий может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в подпункте "б" или "в" пункта 3 настоящего Положения (пункт 8 Положения).

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям. Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством.

В соответствии со статьей 27.1 указанного Федерального закона за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются представителем нанимателя (работодателем) в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами, на основании: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений; рекомендации комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; доклада подразделения кадровой службы соответствующего муниципального органа по профилактике коррупционных и иных правонарушений о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); объяснений муниципального служащего; иных материалов.

При применении взысканий, предусмотренных статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, учитываются характер совершенного муниципальным служащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения муниципальным служащим своих должностных обязанностей.

Взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 настоящего Федерального закона, применяются в порядке и сроки, которые установлены настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и (или) муниципальными нормативными правовыми актами.

Согласно положений ст.11.1 Закона ЯНАО от 22.06.2007 N 67-ЗАО "О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе", устанавливающей порядок применения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами (далее - коррупционные правонарушения), представителем нанимателя (работодателем) применяются взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона, в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом и муниципальным нормативным правовым актом.

Копия акта о применении к муниципальному служащему взыскания, предусмотренного в части 1 настоящей статьи, с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении к муниципальному служащему такого взыскания с указанием мотивов вручается муниципальному служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

В соответствии с Порядком применения взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции к муниципальным служащим администрации муниципального образования г. Салехард, утвержденного постановлением администрации г. Салехарда от 06 сентября 2012 года N 437, взыскания за коррупционные правонарушения налагаются представителем нанимателя (работодателем).

Взыскания за коррупционные правонарушения применяются в порядке, установленном Федеральным законом от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 июня 2007 года N 67-ЗАО "О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе", настоящим Порядком на основании: доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы администрации г. Салехарда структурного подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений (соответствующим должностным лицом); рекомендации комиссии по соблюдению требований к Служебному поведению муниципальных служащих администрации муниципального образования г. Салехард и урегулированию конфликта интересов (комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих соответствующего структурного подразделения администрации г. Салехарда и урегулированию конфликта интересов) в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию; доклада кадровой службы о совершении коррупционного правонарушения, в котором излагаются фактические обстоятельства его совершения, и письменного объяснения муниципального служащего только с его согласия и при условии признания им факта совершения коррупционного правонарушения (за исключением применения взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия); объяснений муниципального служащего; иных материалов (пункт 5 Порядка).

Представитель нанимателя на основании доклада о результатах проверки, представленного кадровой службой, и иных сведений, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, принимает одно из следующих решений: в случае, если установлено соблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции - о неприменении к нему взыскания, предусмотренного статьями 14.1, 15 или 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации"; в случае, если установлено несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции - о применении к нему взыскания, предусмотренного статьями 14.1, 15 или 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", с указанием конкретного вида взыскания.

В соответствии с пунктом 15 Порядка, взыскания, предусмотренные статьями 14.1, 15 и 27 Федерального закона от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении муниципальным служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности муниципального служащего, нахождения его в отпуске, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Изучение материалов дела показывает, что у ответчика имелись основания для привлечения истца к дисциплинарной ответственности за представление неполных сведений о доходах. Однако, довод истца о несоблюдении ответчиком порядка привлечения его к дисциплинарной ответственности в части отсутствия в обжалуемом приказе указания на то за какое именно нарушение, истец был привлечен к дисциплинарной ответственности – заслуживает внимания.

Как следует из представленных материалов, истец не присутствовал на заседании комиссии Администрации города Салехарда по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов 12.12.2022. В его адрес была направлена только выписка из протокола заседания комиссии от 12.12.2022 №4, в содержании которой не имеется сведений о конкретных нарушениях, установленных проверкой, решение имеет лишь общие выводы комиссии о неполноте и (или) недостоверности представленных истцом сведений о доходах, о несоблюдении требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов.

О данном факте истец уведомил работодателя в ответе на требования о предоставлении письменных объяснений по обстоятельствам проверки, в связи чем отказался давать объяснения.

Как следует из содержания оспариваемого приказа, дисциплинарное взыскание применено к истцу за ненадлежащее исполнение им обязанностей, выразившееся в предоставлении недостоверных и неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, что привело к нарушению требований Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», пункта 3.9 должностной инструкции заведующего сектором юридического и кадрового обеспечения — организационно-правового — управления, утвержденной 20.01.2021 (аналогичные положения содержатся в пункте 3.11 должностной инструкции заведующего сектором юридического и кадрового обеспечения организационно-правового управления, утвержденной 27.12.2022), с учетом решения комиссии Администрации города Салехарда по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от 12 декабря 2022 года (протокол № 4), Методические рекомендации по привлечению к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (письмо Минтруда России от 13 ноября 2015 года № 18-2/10П-7073), Обзор практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, рекомендованные Минтрудом России (письмо Минтруда России от 21 марта 2016 года № 18-2/10П-1526), с учетом характера совершенного коррупционного правонарушения, его тяжести, обстоятельств, при которых оно было совершено, соблюдение муниципальным служащим других ограничении и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в соответствии с частями 1, 6 статьи 27.1 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», подпунктом «б» пункта 9, пунктами 14 и 15 Порядка применения взысканий за несоблюдение ограничении и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции к муниципальным служащим Администрации муниципального образования город Салехард, утвержденного постановлением Администрации города Салехарда от 06 сентября 2012 года № 437, частью 4 статьи 193 Трудового кодекса Российской Федерации.

При этом указаний на конкретные нарушения, допущенные истцом, приказ не содержит. В приказе имеется ссылка на решение комиссии Администрации города Салехарда по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов от 12 декабря 2022 года, оформленного протоколом № 4, однако как следует из данного протокола, предметом рассмотрения комиссии являлись выявленные в процессе проверки несколько нарушений, допущенных истцом при предоставлении сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера: неверное отражение доходов и обязательств в общей сумме расхождений 10 293,69 руб. (справка за 2020 год); указание недостоверного адреса объекта недвижимого имущества (справки за 2019-2021); непринятие мер по уведомлению работодателя (представителя нанимателя) о намерении выполнять иную оплачиваемую работу (2021 год). По установлению каждого из нарушений членами комиссии осуществлено голосование и принято решение. Таким образом, изложение выявленных коррупционный правонарушений в обжалуемом приказе не позволяет определить, за какие именно нарушения истец привлечен к дисциплинарной ответственности. Учитывая совокупность исследованных документов и материалов проверок, решение работодателя в том, виде, как оно изложено в обжалуемом приказе, создает неопределенность в объеме вменяемых истцу нарушений, за которые он привлечен к ответственности, что не соответствует требованиям ст.11.1 Закона ЯНАО от 22.06.2007 N 67-ЗАО "О муниципальной службе в Ямало-Ненецком автономном округе", ч.ч. 4, 5 ст. 193 ТК РФ безусловно нарушает его права, как работника в правоотношениях с работодателем. Принимая во внимание, что процедура привлечения истца к дисциплинарной ответственности была нарушена, имеются основания для признания приказа о наложении дисциплинарного взыскания незаконным, требования иска в этой части подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным приказ Департамента по труду и социальной защите населения Администрации МО г. Салехарда от 29.12.2022 №75-л/с о применении к Мировскому С.А. взыскания в виде выговора.

В удовлетворении остальной части исковых требований Мировского С.А. к Департаменту по труду и социальной защите населения Администрации МО г. Салехарда - отказать

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.

В окончательной форме решение изготовлено 6 июня 2023 года.

Председательствующий                                  Архипова Е.В.

Копия верна:

Председательствующий                                  Архипова Е.В.

2-741/2023 ~ М-170/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Мировский Сергей Анатольевич
Ответчики
Департамент по труду и соцальной защите населения города Салехарда
Другие
Комиссия Администрации МО г. Салехард по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих
Администрация города Салехард
Суд
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа
Судья
Архипова Елена Владимировна
Дело на странице суда
salehardsky--ynao.sudrf.ru
02.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2023Передача материалов судье
03.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.03.2023Судебное заседание
05.05.2023Судебное заседание
30.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2023Дело оформлено
29.11.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее