Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3206/2022 ~ М-962/2022 от 21.02.2022

    Дело № 2-3206/2022

54RS0007-01-2022-001174-93

    Р Е Ш Е Н И Е

    Именем Российской Федерации

    09 августа 2022 года                                                               г. Новосибирск

    Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:

    председательствующего судьи                                       Васильевой Н.В.,

    при помощнике                                                         Симоновой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ефимова Владимира Алексеевича к Мэрии города Новосибирска о признании постановления недействительным и об обязании совершить действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Ефимов В.А. обратился в суд с иском к мэрии <адрес> о признании постановления мэрии от /дата/ «Об отказе Ефимову В.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес> в ФИО1 <адрес> незаконным и обязании совершить действия, в обоснование исковых требований указав следующее.

Истец является собственником жилого дома площадью 19,9 кв.м. расположенного в <адрес>, который расположен на земельном участке площадью 1000,00 кв.м. Для осуществления государственного кадастрового учета в отношении данного земельного участка в декабре 2020г. истец обратился в Департамент земельных и имущественных отношений мэрии <адрес> с заявлением об утверждении схемы границы и предварительном согласовании предоставления земельного участка расположенного по адресу: <адрес> ФИО1 <адрес> в целях его предоставления в собственность для эксплуатации индивидуального жилого дома. Постановлением мэра <адрес> от /дата/. истцу отказано в предварительном согласовании земельного участка в связи с тем, что схема расположения земельного участка не соответствует проекту планировки территории восточной части ФИО1 <адрес>; земельный участок находится в границах территории, в отношении которой утвержден проект межевания территориального квартала в границах проекта планировки восточной части ФИО1 <адрес>. Истец не согласен с постановлением, схема, представленная в мэрию, выполнена кадастровым инженером в соответствии с предъявляемыми градостроительными требованиями. В чем выражается несоответствие предполагаемого к образованию земельного участка в постановлении не указано. Схема расположения земельного участка выполнена в соответствии с фактическими границами земельного участка по <адрес>, при этом проектируемая граница не пересекает границ смежных земельных участков. Нормативы по площади предоставления земельного участка также не нарушены. Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец, руководствуясь п.1 ст.39.20, п.5 ст.39.16, п.13 ст.11.10, пп.7,8,17 ст.39.15 Земельного кодекса РФ, просит суд:

- признать Постановление мэрии <адрес> о признании постановления мэрии от /дата/. «Об отказе Ефимову В.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес> в ФИО1 <адрес> незаконным.

- обязать мэрию <адрес> образовать земельный участок с местоположением <адрес> в ФИО1 <адрес> в границах с приложенными координатами.

- обязать мэрию <адрес> в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу утвердить и выдать схему расположения земельного участка площадью 1000,00 кв.м. с местоположением <адрес> в ФИО1 <адрес> на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

- обязать мэрию <адрес> в течение двух недель с момента вступления решения в законную силу предварительно согласовать предоставление земельного участка площадью 1000 кв.м. с местоположением <адрес> в ФИО1 районе в собственность Ефимову В.А.

Истец Ефимов В.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием ФИО1.

ФИО1 истца ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал, просил их удовлетворить. Пояснил суду, что истец является собственником жилого дома, расположенного на земельном участке, в предоставлении которого ему отказано мэрией <адрес>. Без земельного участка пользоваться жилым домом невозможно. <адрес> года постройки, на момент признания права собственности земля соответствовала условиям для расположения индивидуальных жилых домов, а в последствии категория земель изменилась.

ФИО1 ответчика мэрии <адрес> ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала, представила письменные возражения на иск.

Третье лицо ФИО1 ООО «Строительные решения. Специализированный застройщик» в судебном заседании исковые требования полагала необоснованными. Пояснила суду, что проект планировки утвержден в 2018г. В период /дата/. никакого домостроения на участке не было, дом появился в 2019г.

Представитель Администрации Октябрьского района г. Новосибирска в судебное заседание не явился, был извещен.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как указано в ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон. То есть стороны, если желают для себя наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты.

Согласно ч.1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В силу положений ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Судом установлено, что истец является собственником индивидуального жилого дома общей площадью 19,9 кв.м., расположенного по <адрес> в <адрес> на основании заочного решения ФИО1 районного суда <адрес> по делу г. от /дата/. (л.д.5-8).

Право собственности зарегистрировано /дата/., номер государственной регистрации , кадастровый .1

Земельный участок, на котором расположен жилой дом, принадлежащий истцу, не оформлен в соответствии с законодательством РФ.

/дата/ по обращению истца составлено заключение кадастрового инженера, из которого следует, что жилой дом с кадастровым номером расположен в кадастровом квартале в пределах территориальной зоны Ж-1 зона застройки жилыми домами смешанной этажности (правила землепользования и застройки <адрес> от /дата/. Жилой дом располагается в исторически сложившихся границах землепользования, отступы от границ земельного участка соответствуют требованиям Градостроительного кодекса. Пересечения с линиями градостроительного зонирования (красные линии) отсутствуют (л.д.9-11).

/дата/ истец обратился в мэрию <адрес> с заявлением, в котором просил принять решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1000,00 кв.м., на котором расположен жилой дом по адресу: <адрес>.

/дата/. мэром г. ФИО4 Локоть вынесено Постановление Об отказе Ефимову В.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес> в ФИО1 <адрес>. Постановление обосновано тем, что схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению, не может быть утверждена, поскольку не соответствует утвержденному постановлением мэрии <адрес> от /дата/ проекту планировки территории восточной части ФИО1 района (образуемый земельный участок расположен в зоне объектов делового, общественного и коммерческого назначения, в том числе многоквартирных домов); кроме того, земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой постановлением мэрии <адрес> от /дата/. утвержден проект межевания территории квартала /дата/ в границах проекта планировки восточной части ФИО1 <адрес>.

Согласно проекта межевания территории квартала /дата/ в границах планировки территории восточной части ФИО1 <адрес>, утвержденного Постановлением мэрии <адрес> от /дата/ , спорный земельный участок находится в зоне многоэтажной жилой застройки (высотная застройка)(2.6) –многоквартирный многоэтажные дома, автостоянки.

Спорный земельный участок расположен в границах проекта планировки территории восточной части ФИО1 района, утвержденного Постановлением мэрии <адрес> от /дата/ . В соответствии с проектом планировки, планировочный квартал /дата/ находится в зоне планируемого размещения застройки объектами делового, общественного и коммерческого назначения, в том числе многоквартирных жилых домов. Индивидуальная жилая застройка в указанной зоне не предусмотрена.

Кроме того, смежный со спорным земельным участком, земельный участок с кадастровым номером площадью 18275 кв.м. передан по договору аренды от /дата/. ООО «Строительные решения. Специализированный застройщик» для застройки жилого комплекса.

В соответствии со ст. 11 Земельного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель (п. 1).

Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (п. 2).

В соответствии с пунктом 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно.

В силу п. 1 ст. 39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может быть    осуществлено без проведения торгов путем принятия решения о предварительном    согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст. 39.15 ЗК РФ.

В силу п.п.1 п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ.

Образование земельных участков для целей их последующего предоставления урегулированы ст. 11.10 Земельного кодекса РФ.

В силу ст. 11.10 ЗК РФ, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).

Пунктом 2 названной статьи установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 указанной статьи).

Основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории (пп. 1 п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ и п. 12 ст. 11.10 ЗК РФ.

Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков при подготовке схемы расположения земельного или земельных участков на кадастровом плате    территории в форме электронного документа утверждены приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 №762.

В соответствии с указанными требованиями, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории).

При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Пунктом 6 ст. 11.9 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Статьей 85 ЗК РФ определено, что для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования.

Постановлением мэрии <адрес> от /дата/. утвержден проект межевания территории квартала /дата/ в границах проекта планировки восточной части ФИО1 <адрес>.

Как следует из материалов дела расположение образуемого (требуемого истцом) земельного участка находится в границах земельного участка, образование которого предусмотрено в составе утвержденного проекта межевания территории квартала /дата/.

Указанное постановление мэрии г. Новосибирска не оспорено, недействующим не признано.

В силу ч. 3 ст. 9 ГрК РФ, документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.

Доводы истца на обстоятельства фактического владения спорным земельным участком с 1998 года, на зарегистрированное за истцом право собственности на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке, не затрагивает и не ограничивает само зарегистрированное право собственности на объект недвижимости.

При этом, суд обращает внимание, что право собственности на дом было признано за истцом на основании заочного решения от /дата/, т.е. на момент признания права собственности на дом уже был утвержден проект межевания территории квартала /дата/ в границах проекта планировки восточной части ФИО1 <адрес> (постановление мэрии <адрес> от /дата/. ).

Таким образом, истцом не представлено суду доказательств, каким образом удовлетворение заявленных исковых требований приведет к восстановлению нарушенного права истца.

Истец не обращалось в соответствии с частью 21 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ с заявлением о внесении изменений в утвержденный проект планировки территории с проектом межевания. Доказательств обратного суду не представлено.

Фактически настоящие исковые требования заявлены в обход установленной процедуры образования земельных участков при наличии утвержденной документации по планировке территории.

Вместе с тем, отказ истцу в формировании земельного участка в указанном порядке не лишает истца возможности обратиться в мэрию <адрес> (в лице иного уполномоченного структурного подразделения – Департамента строительства и архитектуры) за формированием необходимого истцу земельного участка для эксплуатации принадлежащего ему жилого дома в ином порядке – посредством внесения изменений в утвержденный проект межевания территории квартала /дата/.– в соответствии со ст. 43 Градостроительного кодекса РФ с соблюдением процедуры публичных слушаний (п. 5 ст. 43 гласит: «Текстовая часть проекта межевания территории включает в себя: перечень и сведения о площади образуемых земельных участков, в том числе возможные способы их образования»).

Процедура формирования земельных участков в указанном порядке (в том числе на основании обращений заинтересованных физических лиц) урегулирована ст. 43, 46 Градостроительного кодекса РФ, решением Совета депутатов города Новосибирска от 24.05.2017 N 411 "О Порядке подготовки документации по планировке территории и признании утратившими силу отдельных решений Совета депутатов города Новосибирска".

Учитывая изложенное, суд не усматривает правовых оснований для признания недействительным постановления мэрии <адрес> от /дата/. «Об отказе Ефимову В.А. в предварительном согласовании предоставления земельного участка по <адрес> в ФИО1 <адрес>.

С учетом наличия у истца иного предусмотренного законом способа реализации своего права на формирование и приобретение в собственность земельного участка для эксплуатации жилого дома и обоснованности отказа в формировании участка в порядке ст. 11.10, 39.14 Земельного кодекса РФ, по результатам рассмотрения дела суд приходит в выводу к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения всех заявленных истцом исковых требований, а поэтому суд отказывает в удовлетворении исковых требований истцу в полном объеме.

Сторонами не ставился вопрос о распределении судебных расходов, в связи с чем, судом не рассматривался.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ефимова Владимира Алексеевича отказать в полном объеме.

Мотивированное решение будет составлено в течение 5 дней со дня окончания разбирательства дела.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новосибирский областной суд с подачей апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Новосибирска, в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Судья /подпись/                                                                                  Васильева Н.В.

2-3206/2022 ~ М-962/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ефимов Владимир Алексеевич
Ответчики
Мэрия г. Новосибирска
Другие
Администрация Октябрького района г. Новосибирска
Суд
Октябрьский районный суд г. Новосибирска
Судья
Васильева Наталья Валерьевна
Дело на сайте суда
oktiabrsky--nsk.sudrf.ru
21.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2022Передача материалов судье
01.03.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.03.2022Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.03.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.03.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
18.04.2022Предварительное судебное заседание
05.07.2022Судебное заседание
09.08.2022Судебное заседание
16.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.03.2023Дело оформлено
31.03.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее