Копия дело № 2-12754/2023
УИД: 24RS0048-01-2023-008465-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 октября 2023 года г. Красноярск
Советский районный суд г. Красноярска в составе:
председательствующего – судьи Заверуха О.С.,
при секретаре Фелипас С.А.,
с участием представителя процессуального истца - старшего помощника прокурора Альшевской Ю.И.,
представителя ответчика - Демидёнок Е.В., доверенность от 09.01.2023г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах Богданова Дмитрия Владимировича, к Красноярской таможне о взыскании недоплаченных отпускных, компенсации за нарушение срока выплат,
УСТАНОВИЛ:
Красноярский транспортный прокурор, действуя в интересах Богданова Д.В., обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к Красноярской таможне о взыскании недоплаченных отпускных, компенсации за нарушение срока выплат. Требования мотивированы тем, что по обращению Богданова Д.В. Красноярской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения таможенным органом прав сотрудника, в ходе которой установлено, что Богданова Д.В. с 03.12.2003г. состоял на государственной гражданской службе в Красноярском таможенном посту, проходил службу в разных должностях, приказом от 13.09.2022г. освобожден от замещаемой должности и уволен со службы с 19.09.2022г. по инициативе гражданского служащего. В период службы Богданову Д.В. предоставлен отпуск в количестве 18 календарных дней, выплачены отпускные в размере 31 056,12 руб. При назначении и выплате отпускных не были учтены суммы материального стимулирования, в связи с чем, за 18 дней отпуска Богданову Д.В. работодателем не выплачено 6 767,92 руб. Просит взыскать с ответчика в пользу Богданова Д.В. задолженность по выплате отпускных за 2022 год в размере 6 767,92 руб., а также компенсацию за задержку выплаты отпускных в размере 1 192,12 руб.
Материальный истец - Богданов Д.В. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом и своевременно, представил ходатайство, в котором просит о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Процессуальный истец - старший помощник Красноярского транспортного прокурора Альшевская Ю.И. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Красноярской таможни Демидёнок Е.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, полагая, что материальное стимулирование в силу положений Федерального закона №79-ФЗ в дополнительный перечень выплат не входит, следовательно, при расчете компенсационных выплат не должно учитываться. Указывала также на то, что материальное стимулирование является целевым, выплачивается сверх фонда заработной платы, и является временной выплатой. Контррасчет относительно заявленных требований представлен не был, поскольку истцом расчет произведен верно. Также возражала против взыскания компенсации за задержку выплат.
Суд, с учетом мнения участников процесса и заявления материального истца, полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие материального истца Богданова Д.В., извещенного о дате и времени судебного разбирательства, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Выслушав представителя процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующим выводам.
Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).
Согласно части 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре РФ» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе, в сфере трудовых (служебных) отношений.
Судом установлено, что на основании приказов, служебных контрактов, Богданов Д.В. с 03.12.2003г. состоял на государственной гражданской службе в Красноярский таможне, проходил службу в различных должностях. С 30.10.2014г. на основании приказа №№ от 30.10.2014г., служебного контракта №№ был назначен на должность главного государственного таможенного инспектора отделения специальных таможенных процедур Красноярского таможенного поста.
В соответствии с условиями служебного контракта №№ Богданову Д.В. установлено денежное содержание, которое состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (должностного оклада) в размере 5 044 руб. в месяц, месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином в размере 1 515 руб. в месяц, ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет в размере до 30% этого оклада, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы в размере 90-120% этого оклада; премии за выполнение особо важных и сложных заданий в соответствии с положением, утвержденным Представителем нанимателя; ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада; ежемесячного денежного поощрения в зависимости от сложности, объема и выполняемых задач в размере до двух должностных окладов; единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи; других выплат, предусмотренных соответствующими федеральными законами и иными правовыми актами.
Приказом Красноярской таможни ФТС Сибирского таможенного управления №№ от 01.07.2022г. Богданову Д.В. был предоставлен ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 8 календарных дней, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет продолжительностью 10 календарных дней, всего 18 календарных дней с 19.07.2022г. по 05.08.2022г. включительно за служебный год с 03.12.2021г. по 02.12.2022г., ему начислены и выплачены отпускные в размере 31 056,12 руб.
На основании Приказа Красноярской таможни ФТС Сибирского таможенного управления №№ от 13.09.2022г. Богданов Д.В. был уволен с государственной гражданской службы 19.09.2022г. по п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (по инициативе гражданского служащего).
Также судом установлено, что приказами Сибирского таможенного управления ФТС от 30.08.2021г №№, от 08.12.2021г. № №, от 15.04.2022г. № №, от 09.06.2022г. № №, было утверждено распределение лимитов бюджетных ассигнований, направленных на материальное стимулирование государственных гражданских служащих таможенных органов Сибирского таможенного управления, в том числе, Красноярской таможни на 2-4 кварталы 2021 года и 1 квартал 2022 года.
Указанными Приказами начальникам таможенных органов Российской Федерации поручено обеспечить распределение бюджетных ассигнований в зависимости от выполнения установленных показателей результативности и направить их на материальное стимулирование федеральных государственных гражданских служащих в виде единовременного поощрения, предусмотренного подпунктом "е" п. 9 Порядка выплаты премии за выполнение особо важных и сложных заданий и единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим таможенных органов Российской Федерации, утвержденного Приказом ФТС России от 30.10.2006 года №1058.
Во исполнение приказов Красноярской таможней изданы приказы о выплате Богданову Д.В. сумм материального стимулирования по приказам от 09.09.2021г. № №, от 21.12.2021г. № №, от 27.04.2022г. №№, от 27.06.2022г. № № в общей сумме 132 200руб. (32 000 руб. + 36 500 руб. + 28 800 руб.+ 34 900 руб.).
Ссылаясь на то, что выплаченные истцу суммы материального стимулирования не учитывались при расчете среднего заработка для оплаты выплат по ежегодному отпуску прокурор в интересах Богданова Д.В. обратился в суд с настоящим иском.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности (пункт 1).
Пунктом 5.5 данного Положения предусмотрено, что Министерство финансов Российской Федерации обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности.
Материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ в их совокупности и взаимосвязи, учитывая, что в соответствии с положениями части 3 статьи 51 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу, что выплаченное Богданову Д.В. в период прохождения истцом государственной гражданской службы в соответствии с приказами Сибирского таможенного управления материальное стимулирование входит в состав денежного довольствия и должно было учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты отпускных, а потому с ответчика в пользу истца подлежит взысканию недоплата: по оплате ежегодного оплачиваемого отпуска за 2022 год в размере 6 767,92 руб. исходя из расчета: ((32 000 руб. + 36 500 руб. + 28 800 руб. + 34 900 руб.) / 12) / 29,3 х 18 дн.).
Доказательств производства выплаты указанной задолженности ответчиком в соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ суду представлено не было.
Доводы ответчика о том, что материальное стимулирование истца за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда не входит в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем, не подлежит учету при расчете среднего заработка истца для оплаты денежного содержания на период нахождения Богданова Д.В. в ежегодном оплачиваемом отпуске в 2022 году основаны на ошибочном толковании и применении норм материального права.
Учитывая изложенное, принимая во внимание положения ст. 236 ТК РФ, приходит к выводу, что истец имеет право на получение процентов (денежной компенсации) за несвоевременную выплату компенсаций, размер которых за испрашиваемый истцом период с 19.07.2022г. по 30.06.2023г. составит 1 192,12 руб., исходя следующего расчета:
Задолженность |
Период просрочки |
Ставка |
Доля ставки |
Формула |
Проценты | ||
с |
по |
дней |
|||||
6 797,92 |
19.07.2022 |
24.07.2022 |
6 |
9,50 % |
1/150 |
6 797,92 * 6 * 1/150 * 9.5% |
25,71 р. |
6 797,92 |
25.07.2022 |
18.09.2022 |
56 |
8,00 % |
1/150 |
6 797,92 * 56 * 1/150 * 8% |
202,11 р. |
6 797,92 |
19.09.2022 |
30.06.2023 |
285 |
7,50 % |
1/150 |
6 797,92 * 285 * 1/150 * 7.5% |
964,30 р. |
Итого: |
1 192,12 руб. |
Доводы представителя ответчика о том, что компенсация за задержку выплат начисляется только в случае невыплаты начисленной заработной платы и иных выплат, в данном случае работодатель компенсацию неиспользованного отпуска в размере, заявленном истцом, не начислял, соответственно его вины в невыплате указанных сумм не имеется, не могут быть приняты судом, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права, в силу которых, при рассмотрении спора, возникшего в связи с отказом работодателя выплатить работнику проценты (денежную компенсацию) за нарушение срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, в соответствии со статьей 236 ТК РФ суд вправе удовлетворить иск независимо от вины работодателя в задержке выплаты указанных сумм.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярского транспортного прокурора, действующего в интересах Богданова Дмитрия Владимировича (паспорт: №), к Красноярской таможне (ИНН: №) о взыскании недоплаченных отпускных, компенсации за нарушение срока выплат – удовлетворить.
Взыскать с Красноярской таможни в пользу Богданова Дмитрия Владимировича недоплаченные отпускные в размере 6 767,92 руб., компенсацию за задержку выплат в размере 1 192,12 руб., а всего 7 960,04 руб.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Советский районный суд г. Красноярска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: О.С.Заверуха
Решение принято в окончательной форме 30 октября 2023 года.
Копия верна.