УИД 18RS0005-01-2022-002539-11
№ 12-542/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
20 июля 2022 года г. Ижевск
Судья Устиновского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Храмов А.В.,
с участием старшего помощника прокурора Устиновского района г. Ижевска Семеновой А.С.,
рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Валекс" на постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике по делу об административном правонарушении № 251, которым общество с ограниченной ответственностью «Валекс» привлечено к административной ответственности по ст. 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от 27.04.2022 Общество с ограниченной ответственностью "Валекс" признано виновным в совершении административного правонарушения по ст. 6.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 35000 руб.
На указанное постановление генеральным директором ООО "Валекс" подана жалоба. В обоснование жалобы указано, что содержащиеся в постановлении № 251 выводы относительно ассортимента и организации процесса производства продукции на объекте ошибочны и не образуют состава правонарушения, содержащееся в постановлении указание на внутреннюю отделку складского помещения, не позволяющую проводить уборку, ошибочны, поскольку обитые гипсокартонном стены покрыты моющейся краской, то есть указанные в постановлении недостатки устранены на момент вынесения поставноления. Просит постановление главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике изменить, назначив, с учетом нахождения ООО «Валекс» в реестре субъектов малого и среднего предпринимательства и положений ст. 4.1.2 КоАП РФ, наказание в виде предупреждения.
Представитель ООО "Валекс", будучи надлежащим образом извещенным, в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания.
До начала рассмотрения жалобы по существу от ООО "Валекс" поступило ходатайство об отложении судебного заседания в связи с невозможностью обеспечения явки представителя Общества.
Рассмотрев ходатайство, оснований для его удовлетворения не усматриваю, так как ходатайство не содержит причина невозможности явки представителя в судебное заседание. Равным образом, не представлены сведения о заключении соглашения с защитником. В связи с этим, сведений об уважительности причин неявки представителя или защитника не представлено.
Жалоба в соответствии со ст. 25.1 КоАП РФ рассмотрена в отсутствие представителя Общества.
Старший помощник прокурора Устиновского района г. Ижевска Семенова С.А. в судебном заседании пояснила, что наличие состава административного правонарушения нашел подтверждением совокупностью представленных доказательств, оснований для замены наказания в виде штрафа на предупреждение не имеется.
Представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по УР, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял.
Выслушав прокурора, изучив жалобу, исследовав представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Согласно статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункты 1, 3 статьи 39 названного выше закона).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения" утверждены СанПиН 2.3/2.4.3590-20.
Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека биологических, химических, физических и иных факторов среды обитания и условий деятельности при оказании услуг общественного питания населению, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний.
По результатам проверки в деятельности ООО "Валекс", на предприятии общественного питания "Питьсбург" по адресу: г. Ижевск, ул. Ворошилова, д. 29 выявлены нарушения ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в том числе, в части выполнения требований санитарного законодательства, обеспечения безопасности для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, СанПиН 2.3/2.43590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания".
Согласно п. 2.5 СанПин 2.3/2.4.3590-20 планировка производственных помещений предприятий общественного питания, в которых осуществляется процесс производства (изготовления) пищевой продукции, их конструкция, размещение и размер должны обеспечиваться в соответствии с требованиями технического регламента <7>. В предприятиях общественного питания, оказывающих услуги общественного питания без выпуска пищевой продукции в свободное обращение, должна обеспечиваться последовательность (поточность) технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и продезинфицированной посуды, а также встречного движения посетителей и участвующего в приготовлении продукции общественного питания персонала. На предприятиях общественного питания, не имеющих цехового деления, работающих с полуфабрикатами, работа с использованием сырья не допускается.
В соответствии с п. 2.9 СанПин 2.3/2.4.3590-20 Предприятия общественного питания для приготовления пищи должны быть оснащены техническими средствами для реализации технологического процесса, его части или технологической операции (технологическое оборудование), холодильным, моечным оборудованием, инвентарем, посудой (одноразового использования, при необходимости), тарой, изготовленными из материалов, соответствующих требованиям, предъявляемым к материалам, контактирующим с пищевой продукцией <8>, устойчивыми к действию моющих и дезинфицирующих средств и обеспечивающими условия хранения, изготовления, перевозки (транспортирования) и реализации пищевой продукции
Согласно п. 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 установлено, что внутренняя отделка производственных и санитарно-бытовых помещений предприятий общественного питания должна быть выполнена из материалов, позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средств; повреждений.
При проведении выездной проверки 19.01.2022 установлено, что в нарушение указанного пункта, предназначенное для производства кулинарной продукции (шаурма в ассортименте, салат «Цезарь», хот-дог), помещение не содержит условий для соблюдения последовательности поточности технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции. Таким образом, отсутствуют необходимые для полного технологического цикла производства продуктов питания набор помещений, инвентаря и сырья.
Кроме того, в производственном помещении отсутствуют раковины для обработки сырья, для мытья инвентаря и посуды, для мытья рук, разделочный инвентарь, что является нарушением п. 2.9 СанПин 2.3/2.4.3590-20.
Указанные обстоятельства явились основанием для возбуждения в отношении ООО "Валекс" дела об административном правонарушении, предусмотренном статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вынесения постановления о привлечении его к административной ответственности по указанной статье.
В нарушение пункта 2.16 СанПиН 2.3/2.4.3590-20 внутренняя отделка помещений предприятия выполнена из материалов, не позволяющих проводить ежедневную влажную уборку, обработку моющими и дезинфицирующими средствами (стены помещения выполнены из гипсокартона без отделки).
Согласно ч. 9 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 08 часов по местному времени. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей.
Абзацем вторым ч.7 ст. 16 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте.
Законом УР № 44-РЗ от 04.10.2011 "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики" на территории Удмуртской Республики установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 22.00 час. до 10.00 час.
"ГОСТ 31984-2012. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Общие требования" устанавливает общие правила к оказанию услуг общественного питания. "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования" устанавливает минимальные требование к предприятиям (объектам) общественного питания различных типов.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального Закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны выполняться санитарные правила.
Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, что предусмотрено частью 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ.
В нарушение указанных положений закона, ООО «Валекс», при отсутствии полного технологического производства продукции при оказании услуг в сфере общественного питания в баре «Питьсбург» по адресу: УР, г. Ижевск, ул. Ворошилова, д. 29, а также при отсутствии сырья, оборудования и помещений для изготовления проекции, осуществляется реализация алкогольной и пищевой продукции в ночное время с 22.00 час. до 10.00 час., что представляет опасность для окружающих и моет повлечь распространение инфекционных заболеваний, создает непосредственную угрозу здоровью других граждан, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Таким образом, ООО «Валекс», будучи ответственным за исполнение требования указанных выше норм права, допустило их нарушение, тем самым, совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 6.6. КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других местах), в том числе при приготовлении пищи и напитков, их хранении и реализации населению.
Совокупность установленных должностным лицом фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Материалы дела позволили должностному лицу сделать вывод о том, что ООО "Валекс" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При исследовании вопроса о наличии вины ООО "Валекс" в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установлено, что доказательства, свидетельствующие о том, что ООО "Валекс" приняло все зависящие от него меры к соблюдению санитарного законодательства в области санитарно-эпидемиологических требований, в материалах дела отсутствуют, доказательств наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения юридическим лицом положений санитарно-эпидемиологического законодательства, а также свидетельствующих о том, что юридическое лицо осуществило все зависящие от него меры по недопущению нарушений, в материалах дела также не имеется.
Данные нарушения подтверждены материалами дела, в частности постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, решением о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ, атом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ, выпиской из ЕГРЮЛ, договором субаренды №
Вина юридического лица ООО «Валекс» в указанных нарушениях состоит в том, что оно имело возможность для соблюдения СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения», но им не были приняты все зависящие от него меры по проведению мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Оснований для переоценки выводов должностного лица относительно вины Общества в совершении указанного административного правонарушения, исходя из доводов жалобы, не имеется.
Факт совершения ООО "Валекс" административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия ООО "Валекс" верно квалифицированы по статье 6.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и подлежащего применению законодательства, направленного на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Устранение выявленных нарушений не исключает наступления административной ответственности за их допущение.
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления, в ходе производства по делу не допущено.
Оснований для признания допущенного обществом правонарушения малозначительным и применения статьи 2.9 КоАП РФ не установлено. Анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, применительно к обстоятельствам данного дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение, в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
Вместе с тем, Федеральным законом от 26 марта 2022 года № 70-ФЗ внесены изменения в КоАП РФ.
В соответствии со ст. 4.1.2 КоАП РФ «Особенности назначения административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям и являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям» при назначении административного наказания в виде административного штрафа социально ориентированным некоммерческим организациям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций - получателей поддержки, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства юридическим лицам, отнесенным к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, включенным по состоянию на момент совершения административного правонарушения в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, административный штраф назначается в размере, предусмотренном санкцией соответствующей статьи (части статьи) раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях для лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (часть 1).
Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
ООО «Валекс», которое является субъектом малого и среднего предпринимательства, отнесено к микропредприятию и по состоянию на момент совершения административного правонарушения было включено (с 01.08.2016г.) в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Учитывая статус юридического лица, неисполнение назначенного административного наказания на день рассмотрения указанной выше жалобы, характер нарушений, допущенных Обществом в сфере организации питания населения, считаю, что следует изменить постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Удмуртской <адрес> М.П. от ДД.ММ.ГГГГ № в части назначенного наказания, и назначить ООО «Валекс» наказание согласно санкции статьи 6.6 КоАП РФ, как для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
При таких обстоятельствах, состоявшийся по делу акт подлежат изменению в указанной части.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общества с ограниченной ответственностью "Валекс" к административной ответственности по ст. 6.6 Кодекса об административных правонарушениях РФ - изменить в части назначенного наказания.
Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Валекс» за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.6 КоАП РФ, наказание в виде административного штрафа в размере 5000 руб.
В остальной части постановление заместителя главного государственного санитарного врача по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ №, - оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «Валекс», - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения, через Устиновский районный суд г. Ижевска.
Судья А.В. Храмов