Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-335/2022 (3а-2424/2021;) ~ М-2323/2021 от 16.12.2021

Р Е Ш Е Н И Е

       ИМЕНЕМ    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                                                                    16 февраля 2022 года

         Самарский областной суд в составе:

         председательствующего судьи        Калинниковой О.А.,

         при секретаре                                     Добиной Д.Д.,

с участием прокурора Галкиной А.Н. представителя административного истца – Петрушовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-335/2022 по административному исковому заявлению Новиковой Надежды Васильевны о признании недействующими в части нормативных правовых актов органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

        Новикова Н.В. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением к министерству имущественных отношений Самарской области, в котором, с учетом уточнения требований, просит признать недействующими со дня их принятия Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018-2022 г.г., утверждённые приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, от 29 октября 2018 года № 1608; от 07 октября 2019 года № 2201; от 19 октября 2020 года № 2014, от 22 октября 2021 года № 2233 (далее также Перечни) в части включения в них нежилого помещения с кадастровым номером , расположенного в г. Тольятти.

        В обоснование заявленных требований административный истец указала, что в оспариваемые Перечни под пунктами №№ 31079, 32613, 33405, 31842 и № 8303 Приложения № 2, соответственно, включено принадлежащее ей на праве собственности нежилое помещение, которое не подпадает под критерии, установленные статьей 378.2 НК РФ, используется под размещение медицинской организации. Полагает, что включение объекта в Перечни нарушает его права и законные интересы, так как повлекло необоснованное увеличение налогового бремени.

         В судебном заседании представитель административного истца Петрушова Е.Н., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

         Представитель административного ответчика - министерства имущественных отношений Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представлены письменные возражения, в которых просят в удовлетворении административного иска отказать. Полагают, что нежилое помещение с кадастровым номером обоснованно включено в оспариваемые Перечни на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, поскольку расположено в многоквартирном жилом доме, а нежилые помещения, находящиеся в многоквартирных домах, используются под размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Ссылаются на сведения независимой международной картографической компании «2ГИС», размещенные на официальном сайте «2gis.ru» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», согласно которым на первом этаже данного многоквартирного жилого дома находятся офисные и торговые объекты.

         В силу ст.ст. 150, 213 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

         Выслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора Галкиной А.Н., полагавшей, что административный иск подлежит удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования являются обоснованными.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

На основании части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

          Установлено, что Новикова Н.В. является собственником объекта капитального строительства с кадастровым номером , общей площадью 218, 3 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 10.12.2021.

Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации).

          В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

           Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (глава 32) и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введение в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

        В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области № 107-ГД от 10.11.2014 г., 1 января 2015 года установлено как единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

На основании статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) жилое помещение (квартира, комната); 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Согласно пункту 3 статьи 402 НК РФ (глава 32 «Налог на имущество физических лиц»), налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.

Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.

При этом, согласно пункта 1 Решения Думы городского округа Тольятти от 12.11.2014 г. № 510 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа Тольятти», ставка налога на имущество физических лиц в отношении:

- прочих объектов налогообложения установлена в размере 0,5 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения,

- для объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере: в 2018 и 2019 г.г. - 1,8 процента кадастровой стоимости объекта налогообложения; в 2020 году и последующие годы - 2 процентов кадастровой стоимости объекта налогообложения, то есть в повышенном размере.

         Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

          В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 министерство имущественных отношений Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

          В силу части 3 статьи 4, статьи 9.1 Закона Самарской области от 07.07.2000 г. № 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области» министерства и иные органы исполнительной власти Самарской области, их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.

          В рамках переданных полномочий министерством имущественных отношений Самарской области изданы приказы:

           - от 18 октября 2017 года № 1647 об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год; опубликован на официальном сайте министерства имущественных отношений Самарской области www.mio.samregion.ru, а также в печатном издании «Волжская коммуна» N 281(30176) 31.10.2017; N 283(30178) 01.11.2017, N 285(30180) 02.11.2017; N 297(30192) 16.11.2017;

          - от 29 октября 2018 года № 1608, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018 и в печатном издании «Волжская коммуна», N 308(30543) 20.11.2018;

          - от 07 октября 2019 года № 2201, которым утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества на 2020 год, опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, и печатном издании «Волжская коммуна», N 158(30741) 23.10.2019;

- от 19.10.2020 № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, опубликованный на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 19.10.2020, в издании «Волжская коммуна», N 171(30955), 21.10.2020;

- от 22.10.2021 № 2233, которым в Приложении № 2 утвержден аналогичный Перечень объектов недвижимого имущества (нежилых помещений) на 2022 год; опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

Оспариваемые нормативные правовые акты приняты в форме, предусмотренной пунктом 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 г. N 28-ГД «О нормативных правовых актах Самарской области», и официально опубликованы в предусмотренный пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ срок.

По мотивам отсутствия полномочий у министерства имущественных отношений Самарской области на принятие приказов, а также по процедуре их принятия и порядку опубликования нормативные правовые акты не оспариваются.

          Административный истец обратился в суд 16.12.2021. Несмотря на истечение срока действия приказов об утверждении Перечней на 2018-2020 годы, оспариваемые нормативные акты продолжают затрагивать права административного истца, поскольку сохраняется обязанность по уплате налога на имущество, а также право налогового органа на взимание недоимки. В установленном порядке приказы не отменены, следовательно, подлежат применению и после истечения срока их действия в целях налогообложения.

          В указанные Перечни на 2018-2022 г.г. под пунктами №№ 31079, 32613, 33405, 31842 и № 8303 Приложения № 2, соответственно, министерством имущественных отношений включено нежилое помещение с кадастровым номером , собственником которого с 03.3.2011 является Новикова Н.В.

          Согласно позиции административного ответчика принадлежащее административному истцу нежилое помещение включено в оспариваемые Перечни на основании п.п. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

Проверив оспариваемые нормативные правовые акты на их соответствие законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

          В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

- нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Согласно пункту 5 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

          Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее также ЕГРН) нежилое помещение с кадастровым номером имеет назначение и наименование «нежилое помещение».

          Данное помещение находится в здании с кадастровым номером , имеющем назначение «жилое» и наименование «комплексное здание, состоящее из 7-ми этажного жилого дома и торцевой вставки с торгово-офисными помещениями с инженерно-техническим обеспечением в составе 1 очереди строительства», расположенном на земельном участке с кадастровым номером с видом разрешенного использования «для эксплуатации комплексного здания, состоящего из семиэтажного жилого дома и торцевой вставки с торгово-офисными помещениями с инженерно-техническим обеспечением в составе первой очереди строительства комплекса зданий и сооружений жилищного и социального назначения», что подтверждено выписками из ЕГРН от 08.12.2021 и 09.12.2021.

          Как видно из экспликации к техническому паспорту на спорное нежилое помещение, подготовленному МП городского округа Тольятти «Инвентаризатор» от 31.01.2011, в состав спорного нежилого помещения входят части назначением «кабинеты, коридор, сан.узел, комната уборочного инвентаря».

          При этом, термин «кабинет» нельзя признать равным по значению с термином «офис».

          Таким образом, сведения ЕГРН и имеющаяся техническая документация на спорное нежилое помещение не предполагают размещение в нем офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания и, следовательно, не подтверждают бесспорное соответствие объекта недвижимого имущества условиям, установленным положениями пп. 2 п. 1 ст. 378.2 НК РФ.

При таких обстоятельствах, должно выясняться фактическое использование объекта недвижимого имущества.

          Однако, мероприятия по обследованию нежилого помещения с целью определения вида его фактического использования на момент формирования Перечней на 2018-2022 г.г. административным ответчиком не проводились.

          Согласно представленным административным истцом сведениям, нежилое помещение в спорные налоговые периоды было передано в аренду ООО «<данные изъяты>» для оказания медицинских услуг, о чем представлены договоры аренды от 22.09.2017, 22.08.2018, 22.06.2020, 21.05.2021, заключенные на срок 11 месяцев.

          Одним из видов деятельности ООО «<данные изъяты>», как видно из выписки из ЕГРЮЛ от 14.12.2021, является общая врачебная практика. 10.08.2015 министерством здравоохранения Самарской области обществу выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности по адресу: <адрес>.

          При этом, оказание услуг в области здравоохранения не относится к деловой деятельности, к числу бытовых услуг, не является видом торговли.

В письменных возражениях министерство имущественных отношений Самарской области ссылается на информацию международной картографической компании «2ГИС», размещенную на официальном сайте в сети Интернет о том, что в здании частью которого является спорное нежилое помещение, размещены офисные и торговые объекты.

Вместе с тем, указанные сведения не могут быть отнесены к числу относимых и допустимых доказательств по административному делу об оспаривании нормативных правовых актов, поскольку положениями действующего в регулируемой области законодательства «сеть Интернет» не поименована в числе источников информации о предназначении, наименовании и использовании объектов недвижимого имущества, в отношении которых решается вопрос о включении их в Перечни объектов недвижимого имущества в целях налогообложения из кадастровой стоимости.

Согласно положениям ст. 378.2 НК РФ и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 25 июля 2016 № 402, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в ст. 378.2 НК РФ и оформление уполномоченными органами акта осмотра.

Обязанность доказывания законности включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.

Однако, доказательств, подтверждающих фактическое использование более 20% общей площади спорного нежилого помещения в целях размещения объектов, поименованных в п. 5 ст. 378.2 НК РФ, на момент формирования и утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком суду не представлено, проверка фактического использования нежилого помещения не проводилась.

          По смыслу закона, основания для включения объекта капитального строительства в Перечень в целях налогообложения из кадастровой стоимости, должны быть безусловными, бесспорными.

          Вместе с тем, исследованные доказательства не позволяют отнести нежилое помещение с кадастровым номером к объекту недвижимого имущества, указанного в подпункте 2 пункта 1 и пункте 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как нежилое помещение предназначенное либо фактически используемое для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, в связи с чем отсутствовали правовые и фактические основания для включения помещения в Перечни объектов недвижимого имущества на 2018-2022 г.г.

          При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что нормативные правовые акты в оспариваемой части не соответствует закону, имеющему большую юридическую силу, что нарушает права и законные интересы Новиковой Н.В., возлагая на нее обязанность по уплате налога на имущество в повышенном размере.           В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.          С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых нормативных правовых актов недействующими в части со дня их принятия.            Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судр е ш и л :          административный иск Новиковой Надежды Васильевны удовлетворить.          Признать недействующими со дня их принятия:           - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под    пунктом № 31079 нежилого помещения с кадастровым номером ;          - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под    пунктом № 32613 нежилого помещения с кадастровым номером ;           - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под    пунктом № 33405 нежилого помещения с кадастровым номером ;                                - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014, в части включения в него под    пунктом № 31842 нежилого помещения с кадастровым номером ;          - Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 № 2233, в части включения в него в Приложении № 2 под    пунктом № 8303 нежилого помещения с кадастровым номером .          Сообщение о решении суда подлежит опубликованию в официальном печатном издании «Волжская коммуна» в течение месяца со дня его вступления в законную силу.          Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его изготовления    в окончательной форме.                      Судья                                                                        О.А. Калинникова           Решение суда в окончательной форме изготовлено 01.03.2022.

3а-335/2022 (3а-2424/2021;) ~ М-2323/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Новикова Н.В.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Калинникова О. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
16.12.2021Регистрация административного искового заявления
17.12.2021Передача материалов судье
17.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
17.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2022Подготовка дела (собеседование)
10.01.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2022Судебное заседание
16.02.2022Судебное заседание
01.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.03.2022Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
10.03.2022Изучение поступившего ходатайства/заявления
24.03.2022Судебное заседание
31.03.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее