Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-1668/2023 ~ М-1035/2023 от 26.06.2023

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                                      27 июля 2023 года

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Двинских К.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-1668/2023 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Чайка-1» об установлении кадастровой стоимости земельного участки и нежилого здания равной рыночной стоимости,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Чайка-1» обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просило установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 991 197 руб., кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 7 246 523 руб.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником вышеуказанного земельного участка и расположенного на нем нежилого здания, кадастровая стоимость которых по результатам очередной государственной кадастровой оценки существенно превысила действительную рыночную стоимость, определенную отчетами об оценке. Полагает, что имеются основания для пересмотра кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости в судебном порядке, поскольку затронуты его права как собственника земельного налога и плательщика налога на имущество, который, согласно Налогового Кодекса РФ рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости.

До начала судебного заседания от представителя административного истца в адрес суда поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Административные ответчики: Правительство Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, ГБУ СО «Центр кадастровой оценки», а также заинтересованные лица - ППК «Роскадастр» в лице филиала по Самарской области, Администрация городского округа Тольятти не направили в судебное заседание своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Государственным бюджетным учреждением Самарской области «Центр кадастровой оценки» представлен отзыв, в котором указало, что определенная отчетом об оценке рыночная стоимость земельного участка и нежилого здания находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относятся рассматриваемые объекты, вместе с тем, в случае не предоставления административным истцом доказательств, обосновывающих его право на обращение в суд за оспариванием кадастровой стоимости нежилого здания, просило отказать в удовлетворении административного иска в части установления кадастровой стоимости нежилого здания, а также рассмотреть дело в отсутствие представителя.

В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частям 1 и 3 статьи 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты права или обязанности этих лиц,… в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.

Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу части 7 статьи 22 Федерального закона № 237-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.

Как следует из материалов дела, ООО «Чайка-1» на праве собственности принадлежит земельный участок кадастровым номером , площадью 3310 кв. м., категории земель земли: населенных пунктов, вид разрешенного использования: предприятие V класса вредности согласно санитарным норма и правилам в соответствии с градостроительной зоной ПК-4, расположенный по адресу: <адрес> а также нежилое здание с кадастровым номером площадью 736,6 кв. м., располагаемое на вышеуказанном земельном участке, по адресу: <адрес>

Кадастровая стоимость земельного участка утверждена Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2022 № 2181 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Самарской области» по состоянию на 01.01.2022 в размере 3 699 057,40 руб.

Кадастровая стоимость нежилого здания определена актом ГБУ СО ЦКО об определении кадастровой стоимости № АОКС-63/2023/000080 от 23.03.2023 по состоянию на 01.01.2021 в размере 16 555 285,57 руб.

Полагая кадастровую стоимость объектов недвижимости завышенной, 26 июня 2023 года административный истец обратился с административным иском в суд.

     В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 26/23 от 12 июня 2023 года подготовленный частнопрактикующим оценщиком Трушиной Л.И., согласно которому, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2022 года составила 1 991 197 руб., а также отчет об оценке № 32/23 от 15 июня 2023 года подготовленный частнопрактикующим оценщиком Трушиной Л.И., согласно которому, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером по состоянию на 1 января 2021 года составила 7 246 523 руб.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.

Согласно требованиям части 7 статьи 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» оценщик выполнил оценку по состоянию на дату определения кадастровой стоимости объектов недвижимости. Определение рыночной стоимости объектов недвижимости является мотивированным и корректным, с допустимым и надлежащим выбором объектов-аналогов а также последовательным проведением корректировок по элементам сравнения.

Оценщик верно определил сегмент рынка, к которому принадлежат оцениваемые объекты недвижимости, и период исследования фактических данных о ценах и (или) предложениях с объектами недвижимости из этого сегмента рынка.

В отчетах представлена необходимая информация, идентифицирующая объекты оценки, их количественные и качественные характеристики, анализ рынка объектов недвижимости. Данная информация подтверждена и проверяема, в отчетах имеются ссылки на используемые источники информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки.

Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости объектов недвижимости основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к отчетам об оценке документами.

В соответствии со статьей 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признаётся достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

В соответствии со ст.ст. 14, 372 Налогового кодекса Российской Федерации, налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Согласно п.п. 1 и 2 ст. 375 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за исключением отдельных объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 названного Кодекса.

Статьей 1.1 Закона Самарской области от 25 ноября 2003 года № 98-ГД «О налоге на имущество организаций на территории Самарской области» установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении следующих объектов недвижимого имущества:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства;

4) жилые помещения, гаражи, машино-места, а также жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;

5) садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.

В силу пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости, в зависимости от оснований их определения применяются с 1 января года, следующего за годом вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Таким образом, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, находящихся на территории Самарской области, по состоянию на 01.01.2021 подлежат применению в целях налогообложения с 01.01.2022.

В силу п. 7 ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.

Постановлением Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость», министерство имущественных отношений Самарской области определено уполномоченным органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 ст.378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость в целях налогообложения.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года № 2014 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год.

Приказом министерства имущественных отношений Самаркой области от 22 октября 2021 № 2233 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год.

Приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год.

Названные нормативные правовые акты в установленном порядке опубликованы.

Вместе с тем, судом установлено, что спорное нежилое здание с кадастровым номером в Перечни на 2021 - 2023 г.г. не включено.

Не относится спорное здание и к числу иных объектов недвижимости, поименованных в законе Самарской области № 98-ГД и подпунктах 3, 4 пункта 1 ст. 378.2 НК РФ.

У административного истца отсутствуют доказательства и обоснования того факта, каким образом кадастровая стоимость оспариваемого нежилого здания затрагивает его права и обязанности.

Учитывая отсутствие доказательств, подтверждающих, что результатами определения кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером затронуты права или обязанности ООО «Чайка-1», поскольку налоговой базой по налогу на имущество организации, в данном случае, является среднегодовая стоимость объектов налогообложения, суд приходит к выводу об отсутствии у ООО «Чайка-1» субъективного права или законного интереса, подлежащих судебной защите.

    В связи с этим требования административного истца в части установления кадастровой стоимости нежилого здания не подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что определённая отчетом об оценке рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 1 января 2022 года является достоверной величиной, в связи с чем требования административного истца в данной части являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 26 июня 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Требования общества с ограниченной ответственностью «Чайка-1» удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2022 в размере 1 991 197 руб.

В остальной части заявления отказать.

Датой обращения административного истца в суд считать 26 июня 2023 года.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме

Судья: Т.А. Родина

Мотивированное решение изготовлено 31 июля 2023 года

3а-1668/2023 ~ М-1035/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ООО "Чайка-1"
Ответчики
Управление Росреестра по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
ГБУ СО ЦКО
Правительство Самарской области
Другие
Администрация городского округа Тольятти
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Василенко Ю.Ю.
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
26.06.2023Регистрация административного искового заявления
27.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии к производству
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.07.2023Судебное заседание
27.07.2023Судебное заседание
31.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее